Организация сервиса и туристского обслуживания на железнодорожном транспорте
Лекция 1
«Структурная реформа на железной дороге – основа развития сервисных и туристических услуг на железных дорогах России»
Состояние железных дорог в России до структурной реформы и предпосылки для его реформирования.
Программа структурной реформы на жд была утверждена постановлением правительства РФ от 18 мая 2001 г №384. РЖД являются ключевым, а в некоторых случаях и единственным способом передвижения грузов и перевозки пассажиров на дальних расстояниях. ЖД часто являются монополистами за счет большей конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта. Поэтому доступность, качество и надежность жд транспорта необходимы для поддержания и повышения эффективности экономики в целом. Системообразующая роль жд транспорта подтверждается объемом выполяемых им перевозок; доля жд транспорта в грузовых перевозках составляет более 75% среди всех видов транспорта; доля пассажирских перевозок составляет более 40%.
Определяя основные принципы реформирования жд транспорта, необходимо было учитываь особую социальную значимость жд пассажирских перевозок для территориальной подвижности пассажиров с низким уровнем доходов. В следствие географических особенностей жд пассажирские перевозки в ряде регионов являются единственным достигнутым массовым видом перевозок.
При анализе динамики развития различных видов транспорта следует принимать во внимание и то, что жд транспорт до начала реформы был полностью государственным и в 2000 году 55% издержек по пассажирским перевозкам субсидировалось за счет доходов от грузовых перевозок.
В системе жд транспорта занято 1 млн 200 тыс человек, что составляет более 2% трудоспособного населения России. В этой связи реформа жд транспорта играет важную роль в поддержании социально-экономической стабильноти и обеспечении роста эффективности экономики.
При развитии конкуренции в системе жд транспорта главными приоритетами являются сохранение устойчивости и надежности его работы. Железные дороги играют огромную роль в обеспечении оборонных и стратегических интересах страны. Это тоже подтверждает необходимость сохранения устойчивости работы жд транспорта.
Системный анализ состояния жд транспорта в России до начала реформы и тенденции его развития показали, что для жд отрасли характерен ряд серьезных проблем:
1) уровень эффективности жд транспорта; ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечал требованиям в ложившейся экономической ситуации;
2) совмещение функции хозяйств деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления России сдерживало развитие рыночных отношений в отрасли и препятствовало развитию конкурентной среды;
3) система государственного регулирования деятельности жд транспорта была недостаточно эффективна по след. Причинам:
- система регулирования тарифов была недостаточно гибкой и стабильной;
- отсутствовала согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий;
- была несовершенна нормативная база функционирования жд транспорта.
4) высокая степень износа основных фондов отрасли вагонов, локомотивов требовала значительных затрат на из текущее содержание и ремонт. Для парка подвижного состава была характерна высокая степень износа. В период с 1992 г ежегодный объем инвестиций в отрасль снизился более чем в 3 раза, а износ основных фондов возрос с 36 до 55%;
5) в условиях экономического рынка ключевыми требованиями для эффективной работы жд транспорта стали: снижение собственных затрат, повышение мотивации работников жд транспорта, способность удовлетворять возрастающие требования качественных услуг и гибко реагировать на изменение спроса.
Тарифы на жд перевозках
Виды тарифов:
· Общий пассажирский – при проезде в поездах дальнего следования;
· Пригородный – при проезде в поездах пригородного следования. Пригородными в России называются перевозки до 150 км включительно.
Тарифы на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования устанавливаются и регулируются Федеральной службой по тарифам. Это, как правило, относится к проезду в плацкартных и общих ваногах.
Тарифы на перевозки пассажиров в купе фирменных поездов и спальных вагонах СВ устанавливает ОАО «РЖД».
Тарифы на проезд пассажиров в пригородном сообщении устанавливаются органами власти субъектов федерации по предложениям жд.
Перевозки пассажиров в международном сообщении производятся по правилам, устанавливаемым специальными тарифными соглашениями и руководством.
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются федеральной службой по тарифам.
Тарифы на перевозки грузов на международном сообщении устанавливаются международными соглашениями жд компаний в других странах. При этом международные перевозки обеспечивают значительную долю доходов РЖД.
В настоящее время за счет тарифов на грузовые перевозки осуществляется субсидирование пассажирских перевозок и элементов инфраструктуры, обеспечивающей перевозочный процесс.
Международный опыт реформирования жд транспорта
Проблемы, которые препятствовали в период начала реформы развитию жд транспорта России, были аналогичны проблемам, обусловившим реформирования большинства зарубежных международных компаний.
Общими предпосылками изменений на российском и зарубежном жд транспорте являлись след.:
- совмещение функций гос регулирования и хоз деятельности;
- неадекватный объем инвестиций и необходимость повышения инвестиционной привлекательности;
- высокая степень монополизации отрасли;
- необходимость улучшения качества предоставляемых услуг;
- несоответствие с законодательством в области жд транспорта общему законодательству конкретной страны;
- возросшая конкуренция со стороны автомобильного транспорта и падение объемов жд перевозок;
- потребность в деньгах, в новых видах услуг и повышение их качества.
Помимо общих предпосылок, обусловивших необходимость реформ в некоторых странах, изменения были вызваны рядом специфических причин. В Германии к реформе подтолкнуло объединение восточной и западной частей. В Великобритании проходила широкая компания по приватизации гос монополий. В Японии реформы были вызваны потребностью разделить управление жд по региональному признаку. Объединение стран европ союза вызвало потребность в интеграции жд систем. В связи с этим появилась деректива ЕС 91/440, предписывающая отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности, что способствовало бы равноправному доступу к инфраструктуре жд, соседних государств членов ЕС.
Роль жд тр в экономике, структура в сети, конкурентная среда были различны во всех странах, приводимыми жд реформы. Надо отметить, что российские жд среди др компаний занимают особое место. По эксплуатационной длине жд Россия занимает 2 место в мире после США, по протяженности электрафицированных линий России принадлежит 1 место.
В тр системе России жд занимают ведущее положение.
В США и Канаде доминируют грузовые перевозки, в то же время в Японии, Великобритании и европейских странах, наоборот, преобладают пас перевозки.
Период реформирования зарубежных жд дорог пока еще недостаточен, чтобы сделать окончательные выводы об успешности реализации моделей. В то же время можно проследить определенные тенденции. Меньше всего нареканий вызывают последствия реформирования жд транспорта в США, которые воспринимаются как положительные. Жд реформы США привели к постоянному росту производительности труда и качества услуг. Последствия жд реформы также считаются «+». Производительность труда привела к снижению цен, что «+» сказалось как на грузовых перевозках, так и на пассажирских. Во многих странах жд реформы продолжаются. Это приводит к росту объемов переводов и к снижению уровня субсидий. Анализ зарубежного опыта показывает, что из-за различий в поставленных целях самих жд системах ни одна из зарубежных моделей не может быть полностью реализована в России. Требуется разработка новых моделей, создаваемая с учетом российской специфики и направленной на решение специфических проблем РЖД.
Большинство успешных жд реформ за рубежом проводились поэтапно и осуществлялись на протяжении многих лет. Поспешные изменения или экспериментальный подход может привести к «-» последствиям. Копирование любой даже наиболее успешной зарубежной модели не целесообразно для реформирования жд транспорта в России. Полезно заимствовать из международного опыта только то, что может наилучшим образом быть полезно для РЖД.
Лекция 2
«Цели, задачи и принципы структурной реформы на жд транспорте»
Цели:
· Повышение устойчивости работы жд транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
· Формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
· Снижение совокупных хоз затрат на перевозке грузов жд транспорта;
· Удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые на жд транспорте.
Для достижения поставленных целей структурной реформы необходимо обеспечить реализацию след задач и принципов:
o Разделение функций гос управления и организации хоз деятельности на жд транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
o Сохранение единой гос производственной инфраструктуры жд и диспетчерского управления поездов;
o Поэтапное превращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и внутрироссийских перевозок за счет экспоротно-импортных;
o Совершенствование тарифной политики в сфере грузовых и пассажирских перевозок;
o Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозки грузов ремонтно-подвижного состава перевозок и обслуживания пассажиров;
o Выделение из сферы деятельности железных дорог объектов соц-бытового и другого назначения для снижения производственных издержек;
o Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности в системе жд транспорта.
Выбор оптимальной модели организации жд транспорта в России
Выбор оптимальной модели осуществляется с учетом состояния жд транспорта России, а также опыта реформирования жд за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.
Принципиальными для успешной реализации выбранной модели жд транспорта в России являются след основные положения:
1) поэтапное реформирования и минимизация риска необратимых действий;
2) разделение основных и неосновных видов деятельности;
3) разделение функций гос регулирования и управления хоз деятельности;
4) переход от монопольного состояния отрасли и к конкурентному;
5) формирования организационной структуры управления жд транспорта;
6) сохранение гос регулирования и контроля над монопольным сектором инфраструктуры жд транспорта