Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выбор оптимальной модели организации жд транспорта в России



Организация сервиса и туристского обслуживания на железнодорожном транспорте

Лекция 1

«Структурная реформа на железной дороге – основа развития сервисных и туристических услуг на железных дорогах России»

Состояние железных дорог в России до структурной реформы и предпосылки для его реформирования.

Программа структурной реформы на жд была утверждена постановлением правительства РФ от 18 мая 2001 г №384. РЖД являются ключевым, а в некоторых случаях и единственным способом передвижения грузов и перевозки пассажиров на дальних расстояниях. ЖД часто являются монополистами за счет большей конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта. Поэтому доступность, качество и надежность жд транспорта необходимы для поддержания и повышения эффективности экономики в целом. Системообразующая роль жд транспорта подтверждается объемом выполяемых им перевозок; доля жд транспорта в грузовых перевозках составляет более 75% среди всех видов транспорта; доля пассажирских перевозок составляет более 40%.

Определяя основные принципы реформирования жд транспорта, необходимо было учитываь особую социальную значимость жд пассажирских перевозок для территориальной подвижности пассажиров с низким уровнем доходов. В следствие географических особенностей жд пассажирские перевозки в ряде регионов являются единственным достигнутым массовым видом перевозок.

При анализе динамики развития различных видов транспорта следует принимать во внимание и то, что жд транспорт до начала реформы был полностью государственным и в 2000 году 55% издержек по пассажирским перевозкам субсидировалось за счет доходов от грузовых перевозок.

В системе жд транспорта занято 1 млн 200 тыс человек, что составляет более 2% трудоспособного населения России. В этой связи реформа жд транспорта играет важную роль в поддержании социально-экономической стабильноти и обеспечении роста эффективности экономики.

При развитии конкуренции в системе жд транспорта главными приоритетами являются сохранение устойчивости и надежности его работы. Железные дороги играют огромную роль в обеспечении оборонных и стратегических интересах страны. Это тоже подтверждает необходимость сохранения устойчивости работы жд транспорта.

Системный анализ состояния жд транспорта в России до начала реформы и тенденции его развития показали, что для жд отрасли характерен ряд серьезных проблем:

1) уровень эффективности жд транспорта; ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечал требованиям в ложившейся экономической ситуации;

2) совмещение функции хозяйств деятельности и государственного регулирования в одном отраслевом органе государственного управления России сдерживало развитие рыночных отношений в отрасли и препятствовало развитию конкурентной среды;

3) система государственного регулирования деятельности жд транспорта была недостаточно эффективна по след. Причинам:

- система регулирования тарифов была недостаточно гибкой и стабильной;

- отсутствовала согласованность государственного регулирования деятельности различных естественных монополий;

- была несовершенна нормативная база функционирования жд транспорта.

4) высокая степень износа основных фондов отрасли вагонов, локомотивов требовала значительных затрат на из текущее содержание и ремонт. Для парка подвижного состава была характерна высокая степень износа. В период с 1992 г ежегодный объем инвестиций в отрасль снизился более чем в 3 раза, а износ основных фондов возрос с 36 до 55%;

5) в условиях экономического рынка ключевыми требованиями для эффективной работы жд транспорта стали: снижение собственных затрат, повышение мотивации работников жд транспорта, способность удовлетворять возрастающие требования качественных услуг и гибко реагировать на изменение спроса.

 

Тарифы на жд перевозках

Виды тарифов:

· Общий пассажирский – при проезде в поездах дальнего следования;

· Пригородный – при проезде в поездах пригородного следования. Пригородными в России называются перевозки до 150 км включительно.

Тарифы на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования устанавливаются и регулируются Федеральной службой по тарифам. Это, как правило, относится к проезду в плацкартных и общих ваногах.

Тарифы на перевозки пассажиров в купе фирменных поездов и спальных вагонах СВ устанавливает ОАО «РЖД».

Тарифы на проезд пассажиров в пригородном сообщении устанавливаются органами власти субъектов федерации по предложениям жд.

Перевозки пассажиров в международном сообщении производятся по правилам, устанавливаемым специальными тарифными соглашениями и руководством.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются федеральной службой по тарифам.

Тарифы на перевозки грузов на международном сообщении устанавливаются международными соглашениями жд компаний в других странах. При этом международные перевозки обеспечивают значительную долю доходов РЖД.

В настоящее время за счет тарифов на грузовые перевозки осуществляется субсидирование пассажирских перевозок и элементов инфраструктуры, обеспечивающей перевозочный процесс.

Международный опыт реформирования жд транспорта

Проблемы, которые препятствовали в период начала реформы развитию жд транспорта России, были аналогичны проблемам, обусловившим реформирования большинства зарубежных международных компаний.

Общими предпосылками изменений на российском и зарубежном жд транспорте являлись след.:

- совмещение функций гос регулирования и хоз деятельности;

- неадекватный объем инвестиций и необходимость повышения инвестиционной привлекательности;

- высокая степень монополизации отрасли;

- необходимость улучшения качества предоставляемых услуг;

- несоответствие с законодательством в области жд транспорта общему законодательству конкретной страны;

- возросшая конкуренция со стороны автомобильного транспорта и падение объемов жд перевозок;

- потребность в деньгах, в новых видах услуг и повышение их качества.

Помимо общих предпосылок, обусловивших необходимость реформ в некоторых странах, изменения были вызваны рядом специфических причин. В Германии к реформе подтолкнуло объединение восточной и западной частей. В Великобритании проходила широкая компания по приватизации гос монополий. В Японии реформы были вызваны потребностью разделить управление жд по региональному признаку. Объединение стран европ союза вызвало потребность в интеграции жд систем. В связи с этим появилась деректива ЕС 91/440, предписывающая отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности, что способствовало бы равноправному доступу к инфраструктуре жд, соседних государств членов ЕС.

Роль жд тр в экономике, структура в сети, конкурентная среда были различны во всех странах, приводимыми жд реформы. Надо отметить, что российские жд среди др компаний занимают особое место. По эксплуатационной длине жд Россия занимает 2 место в мире после США, по протяженности электрафицированных линий России принадлежит 1 место.

В тр системе России жд занимают ведущее положение.

В США и Канаде доминируют грузовые перевозки, в то же время в Японии, Великобритании и европейских странах, наоборот, преобладают пас перевозки.

Период реформирования зарубежных жд дорог пока еще недостаточен, чтобы сделать окончательные выводы об успешности реализации моделей. В то же время можно проследить определенные тенденции. Меньше всего нареканий вызывают последствия реформирования жд транспорта в США, которые воспринимаются как положительные. Жд реформы США привели к постоянному росту производительности труда и качества услуг. Последствия жд реформы также считаются «+». Производительность труда привела к снижению цен, что «+» сказалось как на грузовых перевозках, так и на пассажирских. Во многих странах жд реформы продолжаются. Это приводит к росту объемов переводов и к снижению уровня субсидий. Анализ зарубежного опыта показывает, что из-за различий в поставленных целях самих жд системах ни одна из зарубежных моделей не может быть полностью реализована в России. Требуется разработка новых моделей, создаваемая с учетом российской специфики и направленной на решение специфических проблем РЖД.

Большинство успешных жд реформ за рубежом проводились поэтапно и осуществлялись на протяжении многих лет. Поспешные изменения или экспериментальный подход может привести к «-» последствиям. Копирование любой даже наиболее успешной зарубежной модели не целесообразно для реформирования жд транспорта в России. Полезно заимствовать из международного опыта только то, что может наилучшим образом быть полезно для РЖД.

Лекция 2

«Цели, задачи и принципы структурной реформы на жд транспорте»

Цели:

· Повышение устойчивости работы жд транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

· Формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

· Снижение совокупных хоз затрат на перевозке грузов жд транспорта;

· Удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые на жд транспорте.

Для достижения поставленных целей структурной реформы необходимо обеспечить реализацию след задач и принципов:

o Разделение функций гос управления и организации хоз деятельности на жд транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;

o Сохранение единой гос производственной инфраструктуры жд и диспетчерского управления поездов;

o Поэтапное превращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых и внутрироссийских перевозок за счет экспоротно-импортных;

o Совершенствование тарифной политики в сфере грузовых и пассажирских перевозок;

o Дальнейшее развитие конкуренции в сфере перевозки грузов ремонтно-подвижного состава перевозок и обслуживания пассажиров;

o Выделение из сферы деятельности железных дорог объектов соц-бытового и другого назначения для снижения производственных издержек;

o Осуществление мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности в системе жд транспорта.

 

Выбор оптимальной модели организации жд транспорта в России

Выбор оптимальной модели осуществляется с учетом состояния жд транспорта России, а также опыта реформирования жд за рубежом и российского опыта реформирования естественных монополий.

Принципиальными для успешной реализации выбранной модели жд транспорта в России являются след основные положения:

1) поэтапное реформирования и минимизация риска необратимых действий;

2) разделение основных и неосновных видов деятельности;

3) разделение функций гос регулирования и управления хоз деятельности;

4) переход от монопольного состояния отрасли и к конкурентному;

5) формирования организационной структуры управления жд транспорта;

6) сохранение гос регулирования и контроля над монопольным сектором инфраструктуры жд транспорта

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.