Для определения и изучения потребностей пассажиров в транспортных услугах проводят маркетинговые исследования тр рынка по различным параметрам:
v частота поездок;
v цели
v род деятельности
v возраст
v среднемесячный доход пассажира
v отношения пассажира к набору дополнительных услуг.
Каждый из этих признаков может быть принципом сегментации рынка, то есть деление его по каким-то признакам.
Сегмент рынка – это выделенная определенным образом часть рынка, обладающая одним или несколькими общими признаками. В качестве способов выделения сегментов можно применять: методы анкетирования, обработка стратегических данных по различным видам транспорта, по отдельным городам, регионам.
Объектом сегмента могут являться: потребителя, их желания и потребности; производители транспортных услуг.
Сегментация пас потока позволяет определить структуру, размеры, устойчивость и платежеспособность транспортного рынка.
Сегментация производителей тр услуг позволяет определить их производственные возможности в объемах, качества, стоимости продукции, роль, место и конкурентоспособность на тр рынке.
Транспортный рынок – это определенное количество действительных или потенциальных покупателей тр услуг, которые могут заключить сделку с продавцами тр услуги.
Каждый покупатель (пассажир) является потенциально определенным клиентом рынка с особыми потребностями. В идеальном случае на тр рынке должна быть разработана программа обслуживания для каждого пас. В результате обследования пассажиропотоков в дальнем сообщении определяются ключевые параметры поездки:
Ø удобное расписание отправления и прибытия
Ø время в пути
Ø маршрут
Ø стоимость билета
Ø потребность различных сегментов пас потока на места в различных типах вагонов, их внутреннее техническое состояние, комфортность в наборе дополнительных сервисных услугах в зависимости от уровня покупательской способности и дальности поездки.
Сегментация в пригородных перевозках должна определить структуру пас потока по времени суток дальности следования, цели поездки, адресные расписания пригородных поездов для удовлетворения платежеспособности спроса населения в рабочие, выходные и праздничные дни. Также определить класс вагонов, параметры и характеристика их внутренних услуг, а также набор дополнительных услуг. На практике не существует единого способа разбиения тр рынка на сегменты. Тр обслуживание дает множество примеров сегментации по различным признакам. В качестве факторов сегментации используют:
ü географические
ü демографические
ü психографические
ü поведенческие
ü дополнительно могут рассматриваться и другие факторы. К ним относятся: виды сообщений (пригородные, дальние), виды перевозок (внутренние, международные, смешанные), временные, расстояние следования пассажиров и конкуренты-перевозчики.
Географические сегментации
Для сегментации по географическому принципу тр рынок делится на различные географические единицы. К ним можно отнести страны, регионы, города, районы.
Пас компания в тр обслуживании пассажиров должна учитывать географические различия потребностей и запросов пассажиров как в пригородном, так и в дальних перевозках.
К факторам географ сегментации относятся: районы, города, плотность населения, климат.
Геогр факторы должны учитываться в сервисе при обслуживании пас. Это сложившаяся традиция поведения населения в быту, обществе, специфика и особенности взаимоотношений между людьми из др регионов, климат и пристрастия в питании.
Пас южных регионов более востребованы к теплу нежели северные регионы. Поэтому в зависимости от периода и условий перевозок должны быть предусмотрены мероприятия по поддержанию соответствующих климатических и комфортных условий перевозки пассажиров в вагонах.