Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные концептуальные обоснования программы:



ü Социальная проблема

Социальная проблема предполагает обращение к конкретному критерию успеха, заключенному в тематике направления. С разрешением социальной проблемы тесно связан вопрос социализации подростка в детской организации.

Социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, достигает определенного успеха и становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

Социализация – непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно - в детстве и юности. В процессе социализации ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Разнообразные условия, окружающие ребенка и влияющие на его развитие, называют факторами социализации. Условно их объединяют в четыре группы:

1. мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

2. макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенной стране;

3. мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, город, село и пр.); по принадлежности к аудитории различных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, интернет и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4. микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, объединения и организации, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют.

Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

В период раннего детства такими институтами выступают семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа – Я».

На следующем этапе социализации основным институтом является школа, обеспечивающая ученику систематическое образование. В подростковом возрасте происходят важные изменения в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. И, кроме того, именно подростковый период является временем подготовки человека к жизни в обществе в широком смысле. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

Детское объединение представляет собой важный фактор социализации, оказывая воздействия на ребенка двояким образом:

- с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимообогащению, формированию новых устремлений;

- с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, соотнесения их с общественными нормами, ценностями.

Включаясь в социальную деятельность, ребенок становится активным субъектом воспитания. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех детских организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Именно за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, одного микроколлектива в другие, возможности создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Как показывает предшествующий опыт развития общественного сектора, у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели и тем более возложение на нее функций других социальных институтов, например, семьи и школы. Но найти приложение своих сил и возможностей, обрести свою референтную группу, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом «свое лицо», свои подходы — вот перспективы детской организации.

Таким образом, социализация ребенка в детском объединении – это процесс достижения успеха через приобретение опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий во всех сферах деятельности, общения и самопознания путем взаимодействия с окружающим миром.

 

ü Продукт

В качестве Продуктавыступает конкретное дело по реализации проекта или акции детской организации в рамках программы. Основными требованиями к успешной реализации продукта являются следующие критерии:

В области воспитания:

§ превращение процесса воспитания в самовоспитание;

§ осуществление коллективного и личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

§ развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности подростка;

§ формирование веры ребенка в себя;

§ обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения и самореа­лизации;

§ создание воспитательной среды, стимулирующей у подростков потребности в самосовершенст­вовании.

В области обучения:

§ формирование устойчивой мотивации к досуговой деятельности как к жизненно важному процессу;

§ формирование метапредметных знаний, умений, навыков;

§ формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества подростков в разнообразных его проявлениях.

В области психического развития:

§ поиск и развитие индивидуальных способностей подростка;

§ формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

§ формирование доминанты самосовершенствования личности;

§ формирование умений управления собой, саморегуляции;

§ составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

§ формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, са­моуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

§ формирование социальной активности;

§ формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;

§ обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

§ подготовку подростков к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

 

ü Результат

Результат –это то, что стало непосредственным итогом участия подростка в деятельности детской организации в рамках конкретного проекта (например, активист приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Достижение высоких результатов возможно через прохождение трех уровней результативности.

Личные результаты:

Первый уровень результатов – приобретение подростком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного социального действия и достижение успеха.

Общегрупповые результаты:

Первый уровень результатов – детская организация характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов и молодежных инициатив.

Второй уровень результатов – создание атмосферы взаимопомощи и взаимозаменяемости участников детской организации, сплочение детского коллектива.

Третий уровень результатов – повышение эффективности работы детской организации за счет синергического эффекта, при котором результаты совместной деятельности превышают простую сумму результатов работы отдельных участников детской организации. Синергический эффект достигается при слиянии отдельных частей в единую систему, а также за счет разделения труда, специализации и координации.

Результаты для общества (города или района):

Первый уровень результатов – расширение и углубление связей детской организации с людьми и различными сферами жизни общества, гражданскими институтами, учреждениями, организациями.

Второй уровень результатов – активная деятельность детской организации при ее включенности в социальную сферу и работа над созданием условий для частичного или (по возможности) полного решения сложившейся социальной проблемы.

Третий уровень результатов – активное воспроизводство системы социальных связей.

Результаты для продвижения Союза детских организаций:

Первый уровень результатов – Союз детских организаций Тамбовской области представляет детям и подросткам возможность свободно выбирать и форму досуга, и интересное дело.

Второй уровень результатов – с непосредственным участием ребят разработаны проекты и программы, активизирующие деятельность детских объединений области.

Третий уровень результатов – широкая информационная и методическая поддержка первичных и территориальных детских организаций.

Выделение трех уровней результатов позволяет:

o во-первых, реализовывать проекты программы с четким и внятным представлением о предполагаемых результатах;

o во-вторых, подбирать такиеформы реализации проектов, которые гарантируют дости­жение результата определенного уровня;

o в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

o в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность проектов программы;

o в-пятых, оценивать качество программы «Вектор успеха».

 

ü Эффектсоциальной успешности

Достижение трёх уровней результатов в реализации проектов программы увеличивает вероятность появления Эффектовсоциальной успешности. Для наиболее качественного достижения высокой эффективности проекты программы разделены на три группы: долгосрочные (в течение учебного года), краткосрочные проекты (в течение нескольких месяцев), дело одного дня.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.