Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объяснительная записка. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН



БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - IV КЛАССЫ)

Объяснительная записка

Базисный учебный план представляет собой нормативный документ, предназначенный специальным общеобразовательным школам для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Базисный учебный план, программы начальных классов разработаны в соответствии с проектом «Положения о специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», согласно которому в 1 отделение школы принимаются дети с выраженным общим недоразвитием речи (алалией, детской афазией, дизартрией, ринолалией, сопровождающейся ОНР). В соответствии с «Положением» в отделении школы для детей с ТНР предусмотрены 2 срока обучения:

десятилетний: 1-я ступень – I-IV классы,

2-я ступень – V-Х классы;

одиннадцатилетний: 1-я ступень - подготовительный - IV классы,

2-я ступень – V-Х классы.

В связи с этим учебный план и программы младших классов школ для детей с ТНР разработаны в двух вариантах:

1-й вариант (I-IV классы) - для детей, уровень речевого развития которых позволяет овладевать программой 1 класса (однако в более медленном темпе)

2-й вариант (0-IV классы) - для детей, которые не получили достаточно квалифицированной логопедической помощи в дошкольном возрасте. Эти дети направляются в подготовительные классы школ для детей с ТНР и обучаются 5 лет по программе начальных классов массовой школы.

В базисном учебном плане, кроме основной, инвариантной, предусмотрена и вариантная часть. В вариантную часть базисного учебного плана входят факультативные занятия, содержание которых может быть определено методическим советом школы, в соответствии с региональными, национальными и конкретными условиями обучения.

Специальный образовательный стандарт младших классов школы для детей с ТНР создается с учетом стандарта общеобразовательноймассовой школы, в соответствий с новым учебным планом массовой школы, что позволит обеспечить дальнейшее образование детей, будет способствовать более эффективной социальной адаптации.

Вместе с тем учебный план и программы отражают существенно специфику обучения детей с ТНР, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.

Специфика содержания и методов обучения детей с ТНР является особенно существенной в младших классах специальной школы, где формируются предпосылки для овладения школьной программой старших классов, в значительной мере обеспечивается коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития.

Содержание базисного учебного плана и программ основывается на необходимости интенсивного целенаправленного воздействия именно в младших классах школы для детей с ТНР для того, чтобы в дальнейшем обеспечить возможность интегрированного обучения для части старшеклассников в образовательных школах общего типа с получением дополнительной помощи в логопедических кабинетах или в специальных (коррекционных) классах (в соответствии с Законом Российской Федерации о специальном образовании). При разработке концептуальной основы содержания программ и базисного учебного плана начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи прежде всего учитывается тесная взаимосвязь формирования речи и мышления как при нормальном так и при аномальном психическом развитии.

С одной нормального формирования речи необходим достаточно высокий уровень развития мышления, процёссов восприятия, памяти и других психических процессов. С другой стороны в процессе развития речи происходит качественное изменение структуры и организации всех высших психических функций. Речь качественно изменяет и перестраивает процессы мышления, восприятия; памяти.

В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее, существенное.

Сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности не может не отразиться на школьном обучении, на овладении грамотой, счетными операциями, программой по русскому языку, математике и другим предметам и требует разработки специальных программ, учитывающих структуру речевого дефекта этой категории детей и обеспечивающих единство коррекционного и развивающего обучения.

В программах начальных классов школ для детей с ТНР должен быть отражен принцип деятельностного подхода, учет сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).

При формировании операционального компонента учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетными операциями и т. д.) важнейшее значение приобретает учет психологической структуры процесса овладения чтением, письмом, счетными операциями, орфографическими навыками.

В связи с этим на начальных этапах обучения должно быть предусмотрено формирование предпосылок для овладения школьными навыками и умениями.

В программе начальных классов школ для детей с ТНР предусмотрена взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями.

Программа школ для детей с ТНР учитывает принцип поэтапного формирования умственных действий и «пошаговое», «пооперациональное» их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.

В процессе коррекционно-развивающего обучения важным является принцип программирования при формировании психических функций, позволяющий формировать в развернутом виде психологическую структуру той или иной деятельности школьника. При этом каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В процессе дальнейшего обучения обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности.

Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности. Она включается в учебную деятельность как на фазе ориентировки, так и на фазе реализации и контроля.

Программа обучения школьников с ТНР строится на системном подходе к процессу коррекции и развития.

В базисный учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с ТНР включены как общеобразовательные предметы (в соответствии и с, государственными стандартами массовой общеобразовательной школы, но с учетом специфики обучения детей с ТНР) и коррекционные занятия.

Предполагается тесная взаимосвязь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи.

На протяжении всего процесса обучения при овладении каждым учебным предметом (русский язык и литература, математика, природоведение и др.),наряду с решением общеобразовательных задач, проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригирование недостатков речевого развития детей с ТНР, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Вместе с тем как целесообразно выделение как самостоятельного учебного предмета «Развития речи», который ставит и решает задачи целенаправленного поэтапного формирования речевой деятельности во всех ее аспектах.

В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирования языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

Овладение языковыми закономерностями осуществляется вначале на практическом уровне, в процессе речевого общения а в дальнейшем на уровне осознания, в процессе изучения программы по русскому языку.

Предусматривается и работа по развитию у детей представлений об окружающем мире в соответствии с программой массовой школы.

В программе по чтению и развитию речи большое место занимает раздел по развитию понимания читаемоготекста различной степени сложности, по уточнению структуры значения слова, по дифференциации слов, близких по значению, по развитию понимания сложных логико-грамматических конструкций, связной речи.

Содержание программы по математике предусматривает интенсивную целенаправленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятии и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, симультанных и сукцесивных процессов, что отражает специфику обучения математике детей с ТНР.

Программа по музыке и ритмике включает общеразвивающие занятия, пение и слушание музыки. Проведение упражнений в определенной системе способствует не только успешной коррекции нарушений моторики и речи, но и воспитанию личности, нравственному и эстетическому воспитанию детей с ТНР.

В процессе занятий по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании, со словом и музыкой, формирование темпа, ритма, методической выразительности речи, совершенствование фонематических процессов, слухового восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственной организации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений.

На уроках коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по русскому языку и другим предметам в старших классах.

В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев. Минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с ТНР часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально-логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам (в частности по математике, природоведению, и др.).

Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций и поведения.

Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с ТНР, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии обязательными требованиями государственных стандартов.

Базисный учебный план начальных классов специальной




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.