К горючей части твердого и жидкого топлива относят C, H, S, а также условно O и N, которые, как известно из химии не горят.
Поэтому: горючая часть топлива называется условно-горючей массой.
Г = C + H + S + O + N (1)
Негорючая часть называется балластом топлива. Балласт состоит из влаги W и золы A.
Б = A + W (2)
Топливо в том виде, в каком оно поступает в топки и печи для сжигания принято называть рабочей массой топлива или просто рабочим топливом.
p = Г + Б (3)
Т.к. содержание влаги в рабочем топливе может колебаться в широких приделах, то состав топлива часто характеризуют в пересчете на сухую массу.
С = Г+ A (4)
В теплотехнических расчетах горения топлива состав его принимается в рабочем состоянии.
Летучие вещества топлива.
При нагревании топливо сначала разлагается на летучие горючие и твердый остаток (кокс).
Количество летучих горючих веществ в % от массы топлива (Лг) является одной из основных его характеристик.
Топливо, содержащее много летучих веществ, горит длинным пламенем; топливо с малым содержанием летучих веществ горит коротким пламенем.
Величина (Лг) имеет особое значение при выборе топлива для печей. Так для шахтных печей применяют короткопламенное топливо, а для вращающихся печей – лучше использовать длиннопламенное топливо.
Теплота сгорания топлива.
Теплотой сгорания топлива называют кол-во тепла, выделяющееся при полном сгорании единицы массы или объема топлива.
Теплоту сгорания твёрдого и жидкого топлива относят к 1кг, а газообразного – к 1м3 газа, находящегося в нормальных условиях, т. е. при 00 С и давлении 1 ат; (0,1 МПа).
Если образующаяся при сгорании топлива влага может учитываться в виде жидкости, то говорят о высшем пределе теплоты сгорания (Ов); при учете влаги в продуктах сгорания в виде водяного пара говорят о низшем приделе сгорания топлива (Он).
В условиях обычного сжигания топлива влага уносится из топок и печей с дымовыми газами в виде водяного пара, поэтому в теплотехнических расчетах обычно применяют величину Qн. Для сравнения отдельных видов топлива между собой по величинам их теплоты сгорания применяют понятие об условном топливе, теплота сгорания которого равна 7000 ккал/кг (29 300 кДж/кг). Условное топливо является как бы эталоном, с которым сравнивают теплоту сгорания любого топлива.
Свойства топлива
Главнейшими свойствами твердого топлива являются:
- теплотворность;
- температура воспламенения;
- температура плавления золы;
- механическая прочность;
- погодостойкость;
- склонность к самовозгоранию.
Для жидких топлив кроме теплотворности важны еще вязкость и температура вспышки.
Температурой воспламенения топлива называют ту низшую температуру, при достижении которой топливо воспламеняется без участия горящего очага.
Температура воспламенения повышается по мере увеличения возраста топлива и уменьшается с ростом содержания в нем летучих горючих веществ.
Температура воспламенения для различных видов топлива:
-дрова – 250–3000 С
-торф - 250–3000 С
-бурый уголь – 350–4000 С
-каменный уголь -400–5000 С
-антрацит и кокс – 700–8000 С
Температура вспышки является специфическим свойством жидкого топлива и характеризует температуру, при которой топливо загорается в присутствии горящего очага.
Огнеупорность золы - температура ее плавления, обуславливает агрегатное состояние золы при температуре горения топлива, а также физическую структуру зольного остатка после удаления его из топочного пространства.
По огнеупорности различают 4 группы зол с температурой плавления:
-легкоплавкая tпл < 11600 C;
-среднеплавкая tпл = 1160–13500 C;
-тугоплавкая tпл = 1350–15000 C;
-огнеупорная tпл > 15000 C .
При сжигании топлив, зола которых огнеупорна, она после сжигания получается в виде тонкодисперсного порошка, а при легкоплавких золах – в виде пористого омоноличенного конгломерата – шлака.
После сжигания топлив со средне- и тугоплавкой золами минеральный остаток получится в виде золошлаковой смеси.
При сжигании топлива путем его ввода (запрессовки) в обжигаемый материал, точнее в сырьевую смесь (принцип “ Черного брикета”) приходится учитывать состав и минеральную природу золы, т.к. в этих случаях она участвует в формировании свойств готового продукта (его состава, структуры, и т.п.) и, следовательно, влияет на физико-технические свойства.
Погодостойкость топлива определяет его транспортабельность и возможность длительного хранения, которая, в свою очередь, зависит от склонности топлива к выветриванию.
Самовозгорание вызывается наличием в топливе сульфидов железа, которые при окислении кислородом воздуха превращаются в сульфаты с выделением тепла. Этот процесс сопровождается разрыхлением и нагреванием угля, которое приводит к его самовозгоранию.