Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ



Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обес­печить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными осо­бенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. Приэтом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохране­ния жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно постро­енный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рацио­нальном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протя­жении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Эмоциональное состо­яние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в ясли, детский сад или школу могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый В адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активи­зирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вер­тикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжес­тей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Физиолого- гигиенические вопросы биологической потребности в движении и физического воспитания детей представлены в главе 4.

Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и кле­точные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни ЦНС отличается функциональной сла­бостью. Внешние раздражители являются сильными для нервной

системы ребенка и вызывают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правиль­ной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхатель­ных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

С учетом закономерностей развития сна и бодрствования в первые годы жизни ребенка разработаны дифференцированные режимы (табл. 3.3).

 

В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одно­разовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

. в 7-10 лет - 11-10 ч;

• в 11-14 лет - 10-9 ч;

• в 15-17 лет - 9-8 ч.

У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в 1-ю смену (8 ч 30 мин и даже в 8 ч 00 мин) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжитель­ным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается рабо­тоспособность (рис. 3.2).

Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обрати­мый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5-6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года пре­дусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч.

В первые 3 года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи вос­питания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основ­ных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспи­тания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подго­товке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, стар­шую — 5—6 лет и подготовительную — 6—7 лет (табл. 3.4). Таблица 3.4. Режим дня в детском саду

Программами воспитания и обучения в детском саду предусматри­вается организация занятий, соответствующая морфофункциональ- ным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе -10 занятий в неделю по 10—15 мин; в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин; в старшей — 15 занятий в неделю по 20—25 мин; в подготовительной - 19 занятий в неделю по 25—30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в тече­ние которых целесообразно организовывать подвижные игры умерен­ной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пиши, воспитания культурно-гигиени­ческих навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3—4 ч, а летом — весь день.

В режиме детей средней группы длительность организован­ных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.

С детьми старшей группы ежедневно проводится 2—3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и особенно во 2-й поло­вине дня после дневного сна — отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного воз­раста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в 1-й и 2-й половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию много­образны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окру­жающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию актив­ности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в 1-й и 2-й половинах дня, общая продолжительность пре­бывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязан­ности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за расте­ниями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удовольствием занимаются такой деятельностью, но она все же утомляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна про­должаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы - 15 мин. Продолжительность более легкой деятель­ности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25-50 мин. В младшей группе дети выполня­ют более простые действия и в течение более короткого времени.

При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным про­филактическим осмотром.

При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школь­ников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16—18 ч. При этом 1-й подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее 2-го.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воз­духе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интен­сивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся 2-й смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5—2-часового пребывания на свежем воз­духе. При этом желательно 1-ю половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а 2-ю — провести в спокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домаш­них заданий: в 1-м классе (со 2-го полугодия) — до 1 ч, во 2-м классе — До 1,5 ч, в 3—4-м классах — до 2 ч, в 5—6-м классах - до 2,5 ч, в 7-м классе - до 3 ч, в 8-11-м классах - до ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, заня­тий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школь­ников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Обшая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2—2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаше всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокраща­ется время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим инте­ресам, для чего предусматривается специальное время: для школь­ников младшего возраста — 1—1,5 ч, среднего и старшего — 1,5—2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рису­ют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на ПК, общаются с друзьями. Свободное время целе­сообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собс­твенному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняют­ся детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на ПК, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках должны соизмеряться с возрастны­ми возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут уби­рать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходе за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду. Дети 7-9-летнего возраста должны содержать в чистоте обувь и платье, производить уборку постели, несложные работы по уходу за помещением (проветривание, выти­рание пыли, подметание влажным способом, поливка цветов), уход за участком школы (сбор листьев, шишек, посадка и поливка цветов, растений, уход за уголком живой природы).

У детей 10—11-летнего возраста по сравнению с 7-9-летними детьми степень самообслуживания расширяется за счет следующих видов деятельности: мелкий ремонт одежды и стирка своих вещей (трусы, майки, носки, платки), поддержание чистоты и порядка на участке школы (подметание дорожек, сгребание листьев), собирание вредителей растений, уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений, ягод и грибов.

Дети 14—15 лет могут в дополнение к указанным видам деятельнос­ти привлекаться к дежурству на кухне, чистке овощей, мытью столо­вой и чайной посуды, работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгоро­ди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Категорически запрещается привлекать учащихся к работам, свя­занным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпи­демиологическом отношении (уборка туалетных помещений, уборка и вывоз мусора и др.) и превышающим их физические возможности (мытье полов в начальных классах, стирка крупных предметов вруч­ную вплоть до 15-летне го возраста).

Продолжительность общественно полезного труда не должна еди­новременно превышать для учащихся 1-4-х классов 30 мин, 5-8 (9)-х классов — 40 мин, 9—11-х классов - 1,5 ч. Такая интенсивность труда не способствует перегрузке детей. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физи­ческих возможностей.

В режиме дня детей всех возрастов следует также предусматривать достаточное время для самообслуживания, гигиенических процедур.

В табл. 3.5 и 3.6 представлено примерное распределение времени школьников в течение учебной недели и режима дня учащихся обще­образовательных учреждений.

Окончание таблицы 3.5г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, актив­ный отдых, дорога

школу и вне­школьное учреж­дение и обратно;

д) занятия спор­том (физкультура);

е) спокойный отдых (чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр ТВ передач, посеще­ние культурно- просветительных учреждений);

9-8
3 it
8-7

ж) общественно- полезный труд, помощь по дому

 

Примечание: при 5-дневной учебной неделе соответственно сокращается число часов на Уб , а суббота планируется как день активного и творческого досуга учащихся, т.е. с участием родителей. В этом разделе уместно вспомнить российскую историю и пре­жде всего организацию обучения детей. Самым ярким примером в этой области является Царскосельский лицей, который вызывал и вызывает интерес за рубежом как одно из центральных устройств русской жизни. Заслуживают признания не только организация педагогического процесса в лицее и ее результаты, но и режим дня лицеистов.

Первые 3 дня лицеисты устраивались и знакомились друг с другом. 23 октября 1811 г. начались учебные занятия. Вставали все по звонку в 6.00. После молитвы:

• от 7.00 до 9.00 — классы;

• в 9.00 — чай; до 10.00 — прогулка;

• от 10.00 до 12.00 - классы;

• от 12.00 до 13.00 — прогулка;

• в 13.00 — обед;

• от 14.00 до 15.00 — чистописание или рисование;

• от 15.00 до 17.00 — классы;

• в 17.00 — чай; до 18.00 — прогулка.

Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В 21.00 — ужин по звонку.

После ужина, до 22.00, — встречи и отдых в рекреационном зале. В 22.00 — вечерняя молитва и чай. По средам и субботам — уроки танцев и фехтования. Каждую субботу — баня.

Вот так выглядело расписание занятий в Царскосельском лицее. В учебной жизни детей есть периоды наибольшего напряжения умственной деятельности, всплеска эмоций, связанных со сдачей экзаменов. Нарушения режима дня в это время в сочетании со сни­женной работоспособностью в конце учебного года особенно небла­гоприятно сказываются на функциональном состоянии детского организма. При этом учащаются жалобы на усталость, головную боль, плохой сон и аппетит; у части детей отмечаются неблагоприятные сдвиги показателей сердечно-сосудистой системы.

Во время подготовки к экзаменам в режиме дня должно пре­дусматриваться обычное время пробуждения и отхода ко сну, питания, пребывания на воздухе. Занятия по подготовке к экзаме­нам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма — в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5— Зч - 2-Йзавтрак и более длительный отдых на воздухе. После отдыха заня­тия продолжаются в течение 3 ч. Затем следуют обед и 2,5-3-часо- вой отдых со сном и пребыванием на воздухе. В 16 ч занятия возоб­новляются на 2—3 ч. Во время подготовки к экзаменам школьников освобождают от других занятий. Общая продолжительность заня­тий не должна превышать 8—9 ч.

В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следу­ет предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и турис­тическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оставаться достаточно времени для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным воз­можностям детей. Во время каникул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.

ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ

Основные проблемы гигиены обучения детей основательно и образно определил выдающийся гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков Ф.Ф. Эрисман: «Мы говорили уже о тех расстройс­твах здоровья, которым подвергаются учащиеся через внешнюю обста­новку учебных заведений; мы видели, что у ребенка появляются неправиль­ности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К сожалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой...»

Однако Ф.Ф. Эрисман не ограничился констатацией проблем, а вскрыл их основные причины: «... во-первых - программы слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; во-вторых - число уроков слишком велико и учащиеся чрезвычайно завалены подготови­тельными работами; в-третьих - большинство учителей не имеют поня­тия о правильном развитии умственных способностей ребенка...»

Важно, что при этом указаны и направления оздоровления условий и характера обучения в школе. «Гигиена... должна требовать упрощения и сокращения программ ... Никак нельзя допустить, чтобы 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе и дома) и чтобы не имел времени для движения на открытом воздухе. В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях»* .

Суждения Ф.Ф. Эрисмана актуальны и сегодня. Кроме того, усугу­бившаяся ситуация с состоянием здоровья и физическим развитием детей делает актуальной и проблему функциональной готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

3.3.1. Гигиенические аспекты функциональной готовности детей к систематическому обучнию

Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависят от их функциональной готовности. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом ДОУ или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад) по медицинским и психофизиологическим критериям. Медицинские критерии:

1) уровень биологического развития;

2) состояние здоровья в момент осмотра;

3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии развития школьно-необходи-

мых функций:

1) результаты выполнения теста Керна—Иразека, состоящего из 3 заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу («Он ел суп»), срисовать группы точек (рис. 3.3);

2) качество звукопроизношения^наличие дефектов);

3) результаты выполнения мо^ометрического теста «вырезание круга».

Готовность детей к школе определяется врачами в 2 этапа, в ходе которых предусматриваются оздоровление дошкольников и коррек­ция развития школьно-необходимых функций.

Первое углубленное обследование детей проводится в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Углубленный медицинский осмотр (плановая диспансеризация) осуществляется в детском саду или детской поликлинике. В те же сроки врачом детского образовательного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое исследование развития школьно-необходи- мых функций.

1 Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения. - 1959. - Т. 11. - С. 22-23. Детям, имеющим откло­нения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприя­тий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекомендует­ся комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляют врачи - специалисты детской поликлиники. Занятия по устра­нению дефектов звукопроизно- шения проводит врач-логопед.

Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конс­трукторами и др.) могут осу­ществлять воспитатели детских садов или родители.

Участковый педиатр или врач ДОУ контролируют выполнение назначенных мероприятий.

Повторный медицинский осмотр всех детей проводят перед поступлением их в школу (в апреле-мае теми же специалис­тами). Одновременно проходит повторное психофизиологическое обследование детей, признанных неготовыми к школе при первом обследовании.

Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей 6-летнего возраста

/. Заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1) инфекционный гепатит;

2) пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;

3) миокардит неревматический;

4) менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

 

в

5) туберкулез;

6) ревматизм в активной фазе;

7) болезни крови;

8) острые респираторные вирусные заболевания (4 и более раз) II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

1) вегетососудистая дистония по гипотоническому (систолическо АД 80 мм рт.ст.) или гипертоническому (систолическое АД 115 мм рт.ст.)типу;

2) порок сердца ревматический или врожденный;

3) хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пнев­мония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в тече­ние года);

4) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хро­нический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обостре­ния, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

5) анемия (при содержании гемоглобина в крови 100,7—80,0 г/л);

6) гипертрофия небных миндалин III степени;

7) аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;

8) тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

9) эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и др.);

10)неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и др.);

11) задержка психического развития;

12) детский церебральный паралич;

13) травма черепа, перенесенная в текущем году;

14)эпилепсия, эпилептиформный синдром;

15)энурез;

16) экзема, нейродермит (при распространенных кожных измене­ниях);

17) миопия с наклонностью к прогрессированию (более 2,0 дптр). При других заболеваниях вопрос о поступлении в школу решает

комиссия в составе заведующего педиатрическим отделением и при­влеченных соответствующих специалистов.

Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития:

1) длина тела ниже М — 1а по местным стандартам физического развития;

2) прибавка в длине тела за последний год менее 4 см;

3) полное отсутствие постоянных зубов.

После проведения повторного обследования выносят окончатель­ное решение о готовности ребенка к школе.

Гигиена образовательной деятельности детей_______ 131

 

Неготовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна-Иразека с оценкой 9 баллов и более и име­ющие дефекты звукопроизношения.

Заключение о готовности к школе производят на основании резуль­татов 1-го и 2-го обследования, занесенных в медицинскую карту раз­вития ребенка. В порядке исключения может быть проведено допол­нительное медицинское или психофизиологическое исследование детей непосредственно перед началом учебного года.

К началу учебного года медицинский персонал информирует учителей о готовности ребенка к обучению. Детям, не готовым к школьному обучению, желательно предоставить временную отсрочку поступления в школу.

Во время повторного обследования детей или на этапе приема (записи) детей, поступающих в 1-й класс общеобразовательной школы (март—апрель), целесообразно также проведение школьным врачом анкетирования родителей на предмет выявления у детей синдро­ма дефицита внимания с гиперактивностью, который существенно затрудняет обучение этих детей и требует осуществления дополни­тельных медико-профилактических мероприятий.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью основывается на сборе анамнеза путем опроса родителей, а также данных анкетирования учителей по прошествии 1—2 мес после начала обучения. Анкета предусматривает оценку каждым родителем своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к харак­теристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивнос­ти. Близкой к анкете родителей является и анкета для учителей. Эти 2 анкеты позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностью.

Дети с диагнозом синдрома дефицита внимания, установленным в процессе скрининг-тестирования, должны быть направлены в поли­клинику к педиатру, и, кроме того, с ними проводят медико-профи­лактические мероприятия, предусмотренные при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.