1. Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдельные буквы (а, у, к, б и др.), слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, кораблекрушение), а также простые и сложные фразы. Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов. Для выявления артикуляционных затруднений исследуемого просят также повторить скороговорки, например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе — трава, на траве — дрова» и другие.
2. Исследование автоматизированной речи, Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы года, прочесть заученное ранее стихотворение.
3. Исследование обозначающей функции речи. Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др, 4. Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Расскажите о себе», пересказать содержание общеизвестного кинофильма, книги, события.
При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться различные нарушения речи.
Дизартрия — нарушение речи, зависящее от расстройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством артикуляции, неправильным произношением слов.
Анартрия — полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдо-бульбарном параличах.
Афония (гипофония) — утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок, истерии.
Мутизм — немота, встречается при контузии головного мозга, истерии, реактивных состояниях.
Скандированная речь — больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отчеканивая каждое слово, деля его на отдельные слоги. Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых систем.
Замедленная и монотонная речь — встречается при паркинсонизме.
Заикание — нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц.
Афазии — нарушения речи, обусловленные пора-жбнием корковых речевых центров или путей, соединяющих эти центры. Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии. Возможно сочетание этих афазий.
Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствий паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма). Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).
Сенсорная афазия характеризуется нарушениям понимания чужой речи. При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может представлять набор бессмысленных слов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или перестановка букв в слове (литеральная парафазия), замена одних слов другими (вербальная парафазия). Сенсорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.
Амнестическая афазия — больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» слова. Однако он знает и может описать назначение предмета, при подсказке обычно называет показываемый предмет. Так, при показе карандаша он говорит: «Это писать». Обычно больной неплохо говорит и понимает чужую речь. Амнестическая афазия возникает при локализации очага на границе теменной, височной и затылочной долей левого полушария.
АПРАКСИЯ
Апраксия — нарушение действия (praxis — действие), утрата сложных целенаправленных движений при отсутствии параличей, расстройств координации и чувствительности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей.
Для выявления апраксии больному предлагают выполнить ряд заданий:
а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой;
б) по заданию дотронуться пальцем правой руки, до кончика носа, заложить руку за спину и др.;
в) производить действия с различными реальными предметами: зажечь спичку, застегнуть пуговицу;
г) показать, как пользуются воображаемыми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу;
е) сложить из спичек геометрические фигуры (по заданиию).\
АГРАФИЯ
Аграфия — нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лобной извилины левого полушария, нередко сочетается с моторной или сенсорной афазией.
Для обнаружения нарушений письма проверяется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также письменно отвечает на вопросы или пишет короткий рассказ на заданную тему..
АЛЕКСИЯ
Алексия — нарушение чтения, наблюдается при поражении угловой извилины слева (у левшей — справа).
Для выявления алексии проверяется чтение вслух. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, ему предлагают выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.).
АГНОЗИИ
Агнозия — утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обонянии) вкуса.
Тактильная агнозия — проявляется в том, что больной при сохранности чувствительности не может узнать предмет путем ощупывания (астереогноз); наблюдается при поражении левой теменной доли. Для выявления этой агнозии исследуемому предлагают с закрытыми глазами распознать предмет на ощупь.
Зрительная агнозия — больной видит предмет, но не может узнать его; наблюдается при поражении наружной поверхности затылочных долей. Методика исследования: больного просят показать или взять те или иные предметы, лежащие на столе.
Слуховая агнозия — больной не понимает происхождения и значения звуков, не может узнать по звуку предмет (тикание часов, гул самолета, автомобиля и т. д.). Чаще наблюдается при поражении левой височной доли. Методика исследования: подносят к уху больного часы, льют воду из графина в стакан и пр.