Принципы местного управления и самоуправления - основные положения, характеризующие их организацию и деятельность, закрепленные законом. Они закреплены в ст. 5 Закона о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь.
22.4. Компетенция, местных Советов депутатов, исполнительно-распорядительных
Органов
В силу ст. 120 Конституции местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.
Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет - в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и Законом о местном управлении и самоуправлении.
22.5. Основные формы работы органов
Местного управления и самоуправления,
Их. взаимодействие
Под организационно-правовыми формами работы органов местного управления и самоуправления понимаются относительно обособленные элементы организации их работы в целях выполнения конкретных задач, функций, полномочий Советов и исполкомов.
На сессиях решаются коллегиально основные вопросы, относящиеся к их компетенции.
В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.
По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета.
Президиум Совета организует созыв сессий, координирует деятельность постоянных и временных комиссий, депутатских групп, организует контроль за выполнением решений Совета, оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, осуществляет другие функции, определенные регламентом Совета в рамках полномочий Совета.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных
органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета.
Деятельность Совета складывается не только из коллегиальных форм работы, но и из единоличных. К ним можно отнести деятельность председателя Совета, его заместителя (заместителей), работу депутатов в избирательных округах. Для повышения эффективности своей работы депутаты могут объединяться в депутатские группы.
Организационно-правовыми формами деятельности исполнительных комитетов также являются: деятельность комитетов, управлений, отделов и иных структурных подразделений исполкомов по решению вопросов местного значения, текущая оперативная, организаторская и контрольно-аналитическая работа руководителей и членов исполкома.
Так как местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, то взаимодействие между ними неизбежно. Исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Советы схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и прав граждан, проекты программ социально-экономического развития, местного бюджета. Решения Советов по этим вопросам являются определяющими для исполкомов и для их выполнения ими.
Советы определяют приоритетные направления в деятельности исполкомов без вмешательства в оперативно-хозяйственную работу. Исполкомы и местные администрации свободны в выборе форм и методов исполнения решений Советов.
На исполкомы возлагается обязанность выполнения решений Советов, принятых в пределах их компетенции. Советы, в свою очередь, обладают правом контроля за реализацией и исполнением принятых ими решений путем заслушивания отчетов руководителей исполкомов и их должностных лиц на сессиях Советов и заседаниях других органов Советов. Советы вправе передать или делегировать часть своих полномочий исполкомам, кроме исключительных.