Основная функция судебной власти - осуществление правосудия. Правосудие осуществляется специальными государственными органами - судами и реализуется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных, хозяйственных дел и конституционного судопроизводства.
Осуществление судебной власти только судом - важнейшая гарантия обеспечения законности, прав и свобод граждан и организаций, их законных интересов.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону(ст. 110 Конституции) направлен на укрепление независимости судей, ограждения их от какого-либо влияния со стороны и обязывает судей при осуществлении правосудия руководствоваться лишь законом. Часть 2 ст. ПО Конституции устанавливает недопустимость вмешательства в деятельность судей по отправлению правосудия и предусматривает ответственность за такие действия в соответствии с законом. Средства массовой информации, любые государственные и общественные органы, граждане не имеют права оказывать давление на судей с целью вынесения определенного решения. Данный принцип означает, что судьи рассматривают переданные им дела самостоятельно, выносят решения только по исследованным в судебных заседаниях доказательствах, на основе закона и внутреннего убеждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей.
Принцип недопустимости совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работой(ст. 111Конституции). В целях вынесения судьями законных решений, избежания зависимости судей от кого бы то ни было, Кон-
ституция запрещает им заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
В ч. 2 ст. 111 Конституции указывается, что основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.
В ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» изложены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинское звание офицерского состава.
Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший его порочащих поступков.
Практически аналогичные требования предъявляются к судьям хозяйственных судов.
Статья 116 Конституции устанавливает, что на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть назначены (избраны) высококвалифицированные специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Предельный возраст -70 лет.
Совет Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда.
Все другие судьи, кроме шести судей Конституционного Суда, избираемых Советом Республики, назначаются на должность Президентом. Судьи, назначенные впервые на должность судьи, назначаются бессрочно после 5 лет работы в качестве судьи.
Решение об освобождении судьи от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. В последних двух случаях освобождения судей от исполнения обязанностей заключение квалификационной коллегии судей не требуется.
Принцип осуществления правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов
(ст. 112 Конституции) направлен на обеспечение законности в дея-
тельности судов. Суды, разрешая дела, применяют к ним действующие нормативные акты, но сами не создают правовых норм. Этот принцип тесно связан с предусмотренным Конституцией (ч. 2 ст. 112) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении конкретного дела несоответствие нормативного акта Конституции, принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Всоответствии со ст. 113 Конституции дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях -единолично судьями.
Суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи - гражданские дела, дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительных производств, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет; трех судей - уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством и дела, рассматриваемые судебной коллегией по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Рассмотрение дел в коллегиях соответствующих судов в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Президиум Верховного Суда, областного, Минского городского судов рассматривают дела при наличии большинства членов Пленума или Президиума.
В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
Все дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов и надзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда рассматриваются коллегиально. Дела в надзорной инстанции хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов рассматриваются судьей единолично.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав хозяйственно! о суда должно входить трое или иное нечетное количество судей, один из которых председательствует при рассмотрении дела.
Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает все дела коллегиально.