Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовая деятельность

Финансовая система Республики Беларусь- совокупность взаимосвязанных между собой звеньев финансовых отношений, по­средством которых государство планомерно образует, распределяет и использует соответствующие фонды денежных средств ивыполняет таким образом общие задачи, определяемые финансовой политикой.


Финансовая деятельность государства- осуществляемая компетентными государственными органами деятельность по пла­номерному собиранию, распределению и использованию децентра­лизованных и централизованных фондов денежных средств, необхо­димых для решения экономических задач государства.

Субъекты финансовой деятельности государства:

органы государственной власти и управления общей компетен­ции (Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, мест­ные Советы депутатов, местные исполнительно-распорядительные органы);

специализированные финансовые органы (Министерство фи^ нансов, Министерство по налогам и сборам, департамент по надзору за страховой деятельностью, Комитет по ценным бумагам при Сове-


те Министров, департамент финансовых расследований при КГК, Национальный банк Республики Беларусь, органы управления фон­дом социальной защиты населения).

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет рес­публиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут созда­ваться внебюджетные фонды.

В материальном аспекте бюджет - это централизованный де­нежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и государственного управления.

В экономическом аспекте - это совокупность денежных отно­шений, возникающих в связи с образованием, распределением и ис­пользованием централизованных денежных фондов, предназначен­ных для осуществления задач и функций государства и его админи­стративно-территориальных образований.

В юридическом аспекте - это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.

В Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г., в ред. от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и го­сударственных внебюджетных фондах» указано, что бюджет - это основной финансовый план формирования и использования денеж­ных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (об­ластей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).


Вышестоящий бюджет - бюджет вышестоящей администра­тивно-территориальной единицы по отношению к бюджету ниже­стоящей административно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей администра­тивно-территориальной единицы по отношению к бюджету выше­стоящей административно-территориальной единицы.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Рес­публики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Консолидированный бюджет района (бюджет района) состав­ляют бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов рай­онного подчинения, расположенных на территории района, и район­ный бюджет.

Консолидированный бюджет области (бюджет области) состав­ляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и рес­публиканский бюджет.

Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вво­диться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней яв­ляются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.


Согласно ст. 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся утверждение местных бюдже­тов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с за­коном местных налогов и сборов.

Бюджетные права областного Совета депутатов шире, чем ана­логичные права районного Совета. Вместе с тем многие бюджетные права, законодательно закрепленные за органами местного управле­ния и самоуправления, идентичны, т.е. не зависят от их иерархиче­ской структуры. Это, в частности: право на самостоятельный бюд­жет; самостоятельное определение направлений расходов; введение механизма секвестра; образование оборотной кассовой наличности, резервных и целевых фондов.

Не допускается вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов. Дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов до­ходы, а также суммы превышения доходов над расходами, обра­зующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.

В случае принятия вышестоящими Советами депутатов и их ис­полкомами решений, вызывающих увеличение расходов или умень­шение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмеща­ются средства из вышестоящих бюджетов.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодатель­ством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Установление на всей территории Республики Беларусь респуб­ликанских налогов производится актами Президента и законами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по


направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соот­ветствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государст­венному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых исполь­зуются по целевому назначению на осуществление социальных, эко­логических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

В силу ст. 135 Конституции отчет об исполнении республикан­ского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотре­ние соответствующих Советов депутатов в определенный законода­тельством срок.


Национальный банкявляется центральным банком Республи­ки Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения,


Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.


денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает ис­ключительным правом эмиссии денег.

Банковская деятельность- совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Банки могут осуществлять отдельные виды деятельности, пере­чень которых определяется законодательством Республики Бела­русь, только на основании специального разрешения (лицензии).


Подактивными банковскими операциями понимаются опера­ции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Под пассивнымибанковскими операциями понимаются опера­ции, направленные на привлечение денежных средств банками и не­банковскими кредитно-финансовыми организациями.

Под посредническимибанковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

К банковским операциям относятся:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридиче­ских лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;

- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-коррес­пондентов;

- валютно-обменные операции;

- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Бела­русь;

- выдача банковских гарантий;

- привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоцен­ных камней во вклады (депозиты);


- доверительное управление денежными средствами, драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями;

- инкассация денежной наличности, валютных и других ценно­стей, а также платежных документов (платежных инструкций);

- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

- финансирование под уступку денежного требования (факто­ринг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специаль­ных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.