(ст. 114 Конституции) - один из важнейших принципов судопроизводства. Конституция (ч. 2 ст. 114) допускает слушание дел в закрытом судебном заседании, однако такое возможно лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
Конституция провозглашает принцип гласности судопроизводства, его открытость для всех граждан. Каждый гражданин, достигший 16 лет, имеет право присутствовать при рассмотрении любого дела в суде, а также пресса, радио, телевидение. Присутствие граждан в суде оказывает на них воспитательное действие, развивает правовую культуру населения.
Вместе с тем Конституция допускает проведение закрытых судебных заседаний, но в случаях, определенных законом. На закрытое судебное заседание не допускаются граждане и представители средств массовой информации. Однако данный запрет не касается лиц, участвующих в деле, - прокурора, обвиняемого, защитника, истца, ответчика, свидетелей, экспертов, переводчика.
О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение суда.
Суть принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе(ч. 1 ст. 115 Конституции) заключается в том, что стороны в судебном процессе обладают равными правами в предоставлении доказательств по делу, заявлении ходатайств. Ни один из участников процесса не имеет преимуществ перед другими. Состязательность процесса объективно обусловливается несовпадением интересов сторон. Так, в уголовном процессе функцию обвинения выполняют государственный обвинитель (прокурор), потерпевший (частный обвинитель), функцию защиты - обвиняемый, его законный представитель, защитник. В гражданском процессе также наблюдается несовпадение интересов сторон - истца и ответчика. Процессуальный закон предоставляет сторонам равные права для обоснования своих интересов и для несогласия с утверждениями и выводами другой стороны. Состязатель-
ность процесса позволяет сторонам выдвигать свои доводы и аргументы в пользу определенного решения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.
Суд при состязательности процесса обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, всячески способствовать сторонам в сборе доказательств по делу. При принятии решений в ходе судебного разбирательства суд не связан доводами сторон, свободен в оценке предъявленных сторонами доказательств, содействует сторонам в отыскании истины по делу, руководствуется законом и действует как орган правосудия.
Принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц(ч. 2 ст. 115 Конституции). Конституция устанавливает, чтобы каждое постановление, вынесенное судом от имени Республики Беларусь, и вступившее в законную силу, было исполнено в соответствии с ним на всей территории республики. Никто не вправе игнорировать решение или приговор суда.
Право сторон на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений(ч. 3 ст. 115 Конституции) - важнейший конституционный принцип правосудия. Конституция предоставляет возможность сторонам судебного рассмотрения (прокурору, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, истцу, ответчику и некоторым другим лицам) подать протест или жалобу на решение суда.
Конституционно правовое
Положение Конституционного Суда
Республики Беларусь
Характерная особенность современных демократических государств - образование в них конституционных судов как специальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционных положений в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.
Первым на европейском континенте был образован Конституционный суд Австрии (1920 г.), затем Федеральный конституционный суд ФРГ (1951 г.), Конституционный суд Италии (1956 г.), Конституционный совет Франции (1958 г.) и др.
В ряде государств функции контроля за соблюдением конституционной законности возлагаются на высшие судебные органы. Такой порядок принят в Бельгии, Канаде, Норвегии, США, Финляндии, Швеции и некоторых других странах.
В Дании, Греции, Японии рассмотрение вопросов о конституционности нормативных актов осуществляется судами общей юрисдикции.
Конституционные положения, относящиеся к Конституционному Суду Республики Беларусь, закреплены в ст. 116 Конституции главы 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», что позволяет отнести его к судебным органам, осуществляющим конституционное правосудие.
Конституционный Суд Республики Беларусь был образован на внеочередной сессии Парламента 28 апреля 1994 г. как новый государственный орган.
В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 116) Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет судебную власть посредством контроля за конституционностью нормативных актов. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом (ч. 2 ст. 1 Закона от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).
Конституционный Суд по отношению ко всем другим высшим конституционным органам, в том числе и судебным, является самостоятельным и независимым органом государства. Конституционный Суд не возглавляет судебную систему, он не выступает по отношению к другим судам ни кассационной, ни надзорной инстанцией. Независимость и самостоятельность Конституционного Суда гарантируется его организационным, финансовым и материально-техническим обеспечением. В республиканском бюджете ежегодно
отдельной строкой предусматриваются необходимые для его функционирования денежные средства, которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно. Имущество, необходимое Конституционному Суду для его деятельности, находится в оперативном управлении Конституционного Суда и является республиканской собственностью. Конституционный Суд самостоятельно осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный Суд не уполномочен рассматривать жалобы граждан по конкретным уголовным или гражданским делам. Он может только пересмотреть акты Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, если они носят нормативный характер.
Порядок формирования
Конституционного Суда
Республики Беларусь
После окончания полномочий возможно избрание (назначение) на повторный срок.
Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность после принесения им присяги.
Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.
Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов.