Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип открытого разбирательства дел во всех судах



(ст. 114 Конституции) - один из важнейших принципов судопроиз­водства. Конституция (ч. 2 ст. 114) допускает слушание дел в закры­том судебном заседании, однако такое возможно лишь в случаях, оп­ределенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Конституция провозглашает принцип гласности судопроизвод­ства, его открытость для всех граждан. Каждый гражданин, достиг­ший 16 лет, имеет право присутствовать при рассмотрении любого дела в суде, а также пресса, радио, телевидение. Присутствие граж­дан в суде оказывает на них воспитательное действие, развивает правовую культуру населения.

Вместе с тем Конституция допускает проведение закрытых су­дебных заседаний, но в случаях, определенных законом. На закры­тое судебное заседание не допускаются граждане и представители средств массовой информации. Однако данный запрет не касается лиц, участвующих в деле, - прокурора, обвиняемого, защитника, истца, ответчика, свидетелей, экспертов, переводчика.

О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносит­ся определение суда.

Суть принципа осуществления правосудия на основе состя­зательности и равенства сторон в процессе(ч. 1 ст. 115 Конститу­ции) заключается в том, что стороны в судебном процессе обладают равными правами в предоставлении доказательств по делу, заявле­нии ходатайств. Ни один из участников процесса не имеет преиму­ществ перед другими. Состязательность процесса объективно обу­словливается несовпадением интересов сторон. Так, в уголовном процессе функцию обвинения выполняют государственный обвини­тель (прокурор), потерпевший (частный обвинитель), функцию за­щиты - обвиняемый, его законный представитель, защитник. В гра­жданском процессе также наблюдается несовпадение интересов сто­рон - истца и ответчика. Процессуальный закон предоставляет сто­ронам равные права для обоснования своих интересов и для несо­гласия с утверждениями и выводами другой стороны. Состязатель-


ность процесса позволяет сторонам выдвигать свои доводы и аргу­менты в пользу определенного решения, представлять доказательст­ва, заявлять ходатайства.

Суд при состязательности процесса обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, всячески способствовать сторонам в сборе доказательств по делу. При принятии решений в ходе судебного разбирательства суд не связан доводами сторон, свободен в оценке предъявленных сторо­нами доказательств, содействует сторонам в отыскании истины по делу, руководствуется законом и действует как орган правосудия.

Принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц(ч. 2 ст. 115 Конституции). Конститу­ция устанавливает, чтобы каждое постановление, вынесенное судом от имени Республики Беларусь, и вступившее в законную силу, было исполнено в соответствии с ним на всей территории республики. Никто не вправе игнорировать решение или приговор суда.

Право сторон на обжалование решений, приговоров и дру­гих судебных постановлений(ч. 3 ст. 115 Конституции) - важней­ший конституционный принцип правосудия. Конституция предос­тавляет возможность сторонам судебного рассмотрения (прокурору, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, истцу, ответчику и неко­торым другим лицам) подать протест или жалобу на решение суда.

Конституционно правовое

Положение Конституционного Суда

Республики Беларусь

Характерная особенность современных демократических госу­дарств - образование в них конституционных судов как специаль­ных органов, осуществляющих контроль за соблюдением конститу­ционных положений в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Первым на европейском континенте был образован Конститу­ционный суд Австрии (1920 г.), затем Федеральный конституцион­ный суд ФРГ (1951 г.), Конституционный суд Италии (1956 г.), Кон­ституционный совет Франции (1958 г.) и др.


В ряде государств функции контроля за соблюдением консти­туционной законности возлагаются на высшие судебные органы. Та­кой порядок принят в Бельгии, Канаде, Норвегии, США, Финляндии, Швеции и некоторых других странах.

В Дании, Греции, Японии рассмотрение вопросов о конститу­ционности нормативных актов осуществляется судами общей юрис­дикции.

Конституционные положения, относящиеся к Конституционно­му Суду Республики Беларусь, закреплены в ст. 116 Конституции главы 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», что позволяет отнести его к судебным органам, осуществ­ляющим конституционное правосудие.

Конституционный Суд Республики Беларусь был образован на внеочередной сессии Парламента 28 апреля 1994 г. как новый государственный орган.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 116) Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет судебную власть посредст­вом контроля за конституционностью нормативных актов. Консти­туционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Консти­туции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утвер­ждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Зако­ном (ч. 2 ст. 1 Закона от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Конституционный Суд по отношению ко всем другим высшим конституционным органам, в том числе и судебным, является само­стоятельным и независимым органом государства. Конституцион­ный Суд не возглавляет судебную систему, он не выступает по от­ношению к другим судам ни кассационной, ни надзорной инстанци­ей. Независимость и самостоятельность Конституционного Суда га­рантируется его организационным, финансовым и материально-техническим обеспечением. В республиканском бюджете ежегодно


отдельной строкой предусматриваются необходимые для его функ­ционирования денежные средства, которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно. Имущество, необходимое Конститу­ционному Суду для его деятельности, находится в оперативном управлении Конституционного Суда и является республиканской собственностью. Конституционный Суд самостоятельно осуществ­ляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Конституционный Суд не уполномочен рассматривать жалобы граждан по конкретным уголовным или гражданским делам. Он мо­жет только пересмотреть акты Верховного Суда и Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь, если они носят нормативный характер.

Порядок формирования

Конституционного Суда

Республики Беларусь


После окончания полномочий возможно избрание (назначение) на повторный срок.

Судья Конституционного Суда считается вступившим в долж­ность после принесения им присяги.

Председатель Конституционного Суда назначается Президен­том с согласия Совета Республики. Заместитель Председателя изби­рается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и при­ступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 членов.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.