Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство Нидерландов XV века



Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями искусства Нидерландов XV в.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

Книжная миниатюра

Мастер «Часослова Богоматери» (1383 г. Крещение).

Жакмар Эденский Псалтырь герцога Беррийского (1385–1386 гг. Безумец).

Мастер «Часослова маршала Бусико»(работал в 1405–1420 гг.).

Часослов маршала Бусико (1405–1408 гг. Париж, Музей Жакмар-Андре):

Бегство в Египет.

Явление Бога царю Давиду.

Мастер «Часослова маршала Бусико» Книга Пьера Салмона «Диалоги» 1412 г. (Женева, Публичная университетская библиотека): Карл VI беседует с Пьером Салмоном.

Братья Лимбурги (Поль, Жан, Герман) работали в 1402–1416 гг. Великолепный Часослов герцога Беррийского (1414–1416 гг. Шантийи, Музей Конде):

Зодиакальный человек.

Ад.

Голгофа.

Низвержение падших ангелов.

Ego Sum.

Битва Архангела Михаила с сатаной.

План города Рима.

Встреча Волхвов.

Поклонение Волхвов.

Грехопадение.

12 миниатюр с изображением месяцев года.

Станковая живопись

Флемальский мастер (Робер Кампен, около 1380–1444 гг.).

Диптих: Мадонна с младенцем, Троица Новозаветная. ГосударственныйЭрмитаж.

Алтарь Мероде (1427–1428 гг., Нью-Йорк, Музей средневекового искусства).

Мадонна в комнате (Лондон, Национальная галерея).

Рождество (1420-е гг. Дижон, Музей изящных искусств).

Святая Вероника (1430–1432 гг. Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт).

Рогир Ван дер Вейден (1399–1464):

Лука, рисующий Мадонну (1437–1438 гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж, Бостон, Музей изящных искусств).

Битва святого Георгия со змеем (1432–1435 гг. Вашингтон, Национальная галерея).

Встреча Марии и Елизаветы (1432–1435 гг. Лейпциг, Музей изобразительных искусств).

Святая Екатерина (створка диптиха 1432 г. Вена, Музей истории искусств).

Триптих «Распятие» (около 1440 г. Вена, Музей истории искусств).-полное название по всей работе

Триптих Алтарь Мирафлорис (Алтарь Богоматери конец 1430-х гг. Берлин-Далем, картинная галерея).

Алтарь «Снятие с креста» (около 1437–1438 гг., Мадрид, Прадо).

Диптих «Распятие», Филадельфия, Пенсильванский музей искусств.

Триптих «Алтарь Иоанна Крестителя» (около 1450 г., Берлин-Далем, картинная галерея).

Триптих «Алтарь Бладлена» (около 1445 г., Берлин-Далем, музей).

Полиптих «Страшный суд» (1445–1460 гг. Бонн, Капелла госпиталя).

Триптих «Алтарь Колумбы» (1458–1459 гг. Мюнхен, Старая Пинакотека).

Портрет Рогира Ван дер Вейдена работы неизвестного художника (рисунок Аррас, Библиотека аббатства Сен-Вааст).

Автопортрет Рогира Ван дер Вейдена (деталь ковра с изображением «Правосудия Траяна», Берн, музей).

Портрет молодой женщины (Около 1435 г. Берлин-Далем, музей).

Портрет Гийома Филлатра. Лондон, Частное собрание.

Портрет Франческо Д*Эсте (около 1460 г. Нью-Йорк, Метрополитен музей).

Портрет Рыцаря Золотого Руна со стрелой (около 1460 г. Брюссель, Королевский музей).

Портрет Филиппа де Круа (1459–1460 гг. Антверпен, Королевский музей).

Портрет Лорана Фруамона (около 1460 г. Брюссель. Королевский музей).

Женский портрет. Лондон. Национальная галерея.

Портрет Изабеллы Португальской (1445–1450 гг. Нью-Йорк, собрание Рокфеллер).

Портрет молодой женщины. Вашингтон. Национальная галерея.

Гуго Ван дер Гус (около 1435–1482):

Триптих «Алтарь Портинари» (около 1473–1476 гг. Флоренция. Уффици).

Алтарь Монфорте (Берлин-Далем, музей).

Мужской портрет (Нью-Йорк. Метрополитен музей).

Успение Марии (Брюгге. Музей искусств Грунинге).

Ганс Мемлинг (около 1433–1494):

Благовещение (1482 г. Нью-Йорк, Метрополитен музей).

Триптих «Страшный суд» (222х160). Гданьск, Народная галерея.

Поклонение волхвов (46х57). Брюгге. Музей Мемлинга.

Обручение святой Екатерины (172х172. Брюгге. Музей Мемлинга).

Триптих «Мадонна со святыми и ангелами» (71х70. Лондон. Национальная галерея).

Мадонна с ангелом и донатором (Вена, Королевский музей).

Триптих «Распятие» (205х150, Любек, Музей святой Анны).

Реликварий со сценами из жизни святой Урсулы. Брюгге, Музей Мемлинга.

Страсти Христовы (55х90. Турин. Галерея Сабауда).

История Марии (81х189. Мюнхен, городской музей).

Иоанн на Патмосе. Правая створка «Триптиха Иоанна» (Брюгге. Музей Мемлинга).

Портрет Мартина Ньювенхове. Брюгге. Музей Мемлинга.

Портрет Томмазо Портинари. Нью-Йорк. Метрополитен музей.

Портрет Марии Портинари. Нью-Йорк. Метрополитен музей.

Портрет неизвестного итальянца (29х21. Антверпен. Королевский музей).

Женский портрет (1480 г. Брюгге. Музей Мемлинга).

Портрет юноши (39х25. Лондон. Национальная галерея).

Мужской портрет.(27х20. Гаага. Маурицхейс).

Музыцирующие ангелы (Фрагмент триптиха. 1480 г. Антверпен. Королевский музей).

Дирк Боутс (1410–1474)

Алтарь святого Петра в Лувенне. Тайная Вечеря. Сбор манны (около 1464–1467 гг.).

Триптих «Жемчужина Брабанта» (1480 г. Мюнхен. Старая пинакотека).

Суд императора Оттона (испытание огнем, около 1473–1475 гг. Брюссель. Королевский музей).

Мужской портрет (фрагмент неизвестной сюжетной композиции). Нью-Йорк. Метрополитен музей.

Мужской портрет (1462 г. Лондон. Национальная галерея).

Петрус Кристус (работал в середине XV в.).

Святой Элиги. 1479 г. Нью-Йорк (собрание Роберта Лемана).

Портрет Эдварда Грайметона (1446 г. Корэмбери. Собрание герцога Веруламского).

Портрет картезианского монаха (1446 г. Нью-Йорк. Метрополитен музей).

Гертген тот Синт Янс (около 1460–1485/95 гг.).

Иоанн Креститель в пустыне (Берлин-Далем, музей).

Поклонение младенцу Христу (Прага. Национальный музей).

Древо Изего (87,5х58. Амстердам. Рейксмузей).

Поклонение волхвов (там же).

Святое семейство (около 1475–1480 гг., там же).

Богоматерь с младенцем (1480-е гг. Роттердам. Музей Бойманса ван Бенингена. 27х20,5).

Требование: анализ произведения искусства Нидерландов XV в.

Рекомендации:

1. Необходимо помнить, что в отличие от Италии, в Нидерландах основным видом искусства была станковая живопись, на которую в значительной степени повлияла широко распространенная здесь книжная миниатюра. Привычка миниатюристов украшать поля рукописей реалистическими изображениями цветов, трав, насекомых, птиц, привела к традиции тщательного, подробного письма предметов окружающего мира, повышенному интересу к изображению разных фактур (стекла, тканей, металла).

2. При анализе ранних произведений Нидерландских художников, необходимо учитывать, что они первыми в странах Северного Возрождения перенесли мистические события из их символического окружения, из аристократического, сказочного мира «интернациональной готики» в реальный мир обычного зажиточного горожанина, в повседневную обстановку.

3. Если художники итальянского Возрождения стремились опереться на научные достижения (понятия о перспективе, основанное на математике, учении о пропорциях человеческого тела, теории цвета), а сами художники интересовались теоретическими проблемами, то нидерландские художники оставались скорее эмпириками и строили свои композиции на основе визуального опыта, поэтому в их произведениях можно обнаружить неточности в построении пространства. Наряду с этим здесь сохранялась и средневековая традиция сделать изображение максимально информативным. В этом случае некоторые художники могли использовать 2–3 системы перспектив одновременно. Например, пол в помещении изобразить с высокой линией горизонта, а потолок – с низкой.

4. Чтобы лучше понять содержание произведений, необходимо обратить особое внимание на пейзаж, на фоне которого чаще всего художник изображает священные события. В зависимости от линии горизонта при построении пейзажа можно почувствовать мировосприятие художника. Так, обычно в этот период нидерландские художники стремились показать всеохватную картину мира, поэтому обращались к «космическому» пейзажу, увиденному с высоты птичьего полета. В этом случае они прибегали к высокой линии горизонта, и зрителю открывались и дальние горы, и просторные водоемы, и города. В случае, когда действие картины происходит в интерьере, часто пейзаж можно увидеть из окна.

Если для итальянских художников природа и окружение человека было второстепенным, то для нидерландских — равноценно человеку.

5.Нельзя забывать и о «скрытом символизме» произведений. Следует учитывать, что многие обыденные предметы могли иметь символическое значение. Например, цветы обычно являются символом Девы Марии (розы указывают на ее любовь к людям, фиалки — на ее смиренность, белые лилии — на ее целомудрие). Рукомойник и чистое полотенце намекают на чистоту Богоматери, на то, что она «источник живой воды»; горящая свеча — символ света и жизни.

6. При анализе портретов можно учесть и то, что некоторые художники впервые проявили интерес к изображению конкретных людей. Причем образ человека, созданный художниками, как правило, соединял и универсальное, и индивидуальное начала. Иногда им удавалось передать и эмоциональное состояние (радость, ужас, скорбь).

7. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Нидерланды XV в.»), которая находится в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.