Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Творчество Питера Пауля Рубенса (1577–1640)



Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Питера Пауля Рубенса.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Автопортрет с Изабеллой Брандт (1609–1610 гг. Мюнхен. Старая пинакотека).

Воздвижение Креста. Триптих (около 1610 г. Антверпен. Собор).

Снятие с креста. Триптих (около 1611–1614 гг. Антверпен. Собор).

Союз Земли и Воды (около 1618 г. Эрмитаж).

Похищение дочерей Левкиппа (1615–1616 гг. Мюнхен. Старая пинакотека).

Персей и Андромеда (начало 1620-х гг. Эрмитаж).

Битва греков с амазонками (около 1615 г. Мюнхен. Старая пинакотека).

Охота на львов (около 1620 г. Мюнхен. Старая Пинакотека).

Охота на гиппопотама (1615–1618 гг. Мюнхен. Старая Пинакотека).

Вирсавия. Дрезден. Картинная галерея.

Суд Париса (около 1635–1636 гг. Лондон. Национальная галерея).

Шубка (около 1638 г. Вена).

Вакх (1535–1540 гг. Эрмитаж).

Галерея Марии Медичи в Люксембургском дворце (24 картины). Париж. Лувр.

9 панелей для королевского дворца в Уайтхолле в Лондоне (около 1635 г. Лондон).

Портреты.

Гравюры.

Требование: анализ произведений Питера Пауля Рубенса.

Рекомендации:

1. При анализе произведений Рубенса можно выявить все те характерные особенности живописи барокко, которые описаны в рекомендациях к предыдущей теме: 51(66) №№ 5,6.

2. Прежде всего, следует определить тему произведения. Это могут быть: античная мифология, история, сюжеты Ветхого и Нового заветов, исторические события на современные темы, аллегории, бытовой жанр, портрет, пейзаж и др.

3. Необходимо учесть, что творчество Рубенса совпало c началом «мифологического взрыва», который стал характерной особенностью искусства XVII в. Рубенс — создатель новой (в отличие от братьев Караччи) всеобъемлющей по характеру мифологической концепции. Она представляет собой пример органического слияния идеала и реальности. В ней воплотился тот аспект художественного мировосприятии, в основе которого лежит представление обо всём окружающем как о едином органическом целом, заряженном энергией жизненного роста, поэтому мир предстаёт в беспредельности космического размаха, а идеалом становится жизненная мощь бытия. В творениях Рубенса натура и идеал слились в некоем естественном и ярком синтезе. Можно сказать, что искусство Рубенса — это пример идеальной типизации. Понятие красоты для него связано с повышенной концентрацией жизненного начала, поэтому его темы — радость, любовь, счастье материнства, решительность, отвага, страдание, ярость, ожесточение.

4. Можно учесть, что до Рубенса ни одному художнику не удавалось усвоить (соединить) две традиции: итальянскую(проявившуюся в свободе воображения, монументальных пропорциях, обращении к масштабным темам), и нидерландскую (проявившуюся в интересе воспроизведения разнообразных фактур методом живописи лессировками, консервативности композиций). Его новаторство состояло в применении полупастозной живописи, письма alla prima по еще непросохшему красочному слою. Это стало продолжением традиций живописного метода венецианцев, соединенной со светлой, прозрачной системой живописи Яна Ван Эйка.

5. При анализе портретов необходимо, прежде всего, определить характер портрета (камерный, парадный), а также учесть склонность Рубенса к репрезентативности даже в камерных портретах.

6. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Рубенс»), а также видеофильму «Великие музеи мира. Лувр. Фламандская живопись», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Искусство Фландрии

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями фламандских художников.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

Ян Брейгель Бархатный(1568–1625):пейзажи.

Снейдерс (1579–1657): натюрморты.

Якоб Йорданс(1593–1678):

Сатир в гостях у крестьянина (около 1618 г. Москва, ГМИИ).

Сатир в гостях у крестьянина (около 1620 г. Брюссель. Королевский музей).

Бобовый король пьет (1638 г. Эрмитаж).

Праздник бобового короля (Король пьет). до 1656 г. Вена. Художественно-исторический музей.

Антонис ван Дейк(1599–1641):

Портрет графа Бристольского и герцога Бедфорского (около 1633 г.Олторп. Собрание Спенсер).

Портрет молодой женщины с ребенком. Эрмитаж.

Автопортрет. Эрмитаж.

Портрет королевы Генриетты — Марии. Эрмитаж.

Портрет Томаса Уортона. Эрмитаж.

Семейный портрет. Эрмитаж.

Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон. Эрмитаж.

Портрет Анны Далькит и Анны Керк. Эрмитаж.

Карл I на охоте. 1635 г. Париж. Лувр.

Ян Фейт(1611–1661): Натюрморты с дичью.

Адриан Броувер(1606–1638): Жанровые сцены в кабачках.

Давид Тенирс(1610–1690):

Обезьяны на кухне.

Деревенские пейзажи.

Требование: анализ произведений фламандских художников XVII в.

Рекомендации:

1. При анализе, прежде всего, необходимо определить жанр произведения.

2. Выявить, насколько на исследуемое произведение повлияло творчество Рубенса. Исходя из этого, выявить особенности творческого метода художника.

3. При анализе портретов определить характер портрета (камерный, парадный, автопортрет). Исходя из этого, выявить, насколько художник сумел передать оттенки чувств изображаемых, их характер, и какими художественными средствами он воспользовался для этого.

4. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Фландрия XVII в.»), а также видеофильмы «Великие музеи мира. Лувр. Фламандская живопись», «Москва. ГМИИ», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Искусство Голландии

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями голландиских художников XVII в.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

НАТЮРМОРТЫ:

Амброзиус Боссарт(1573–1621) — цветы.

Балтазар ван дер Аст(1593/94–1656) — цветы и фрукты.

Виллем Клас Хеда(1594–около 1680) — десерт.

Питер Клас (1597–1661) — завтраки.

Ян Давидс де Хем (1606–1684) — десерт, цветы.

Питер Стейнвик (1615 – после 1654) — vanitas.

Абрахим ван Бейерен(1620/21–1690) — рыба.

Вилем Кальф(1622–1693) — десерт.

Виллем ван Альст(1626–1683) десерт.

Антони Лееманс(около 1633–1688)дичь, обманки.

Ян ван Хейсум (1682–1749) — цветы.

ПЕЙЗАЖИ:

Ян Порселлис (1580/84–1632) — Морские пейзажи.

Генрик Аверкамп (1585/86–1634) — Зимние пейзажи.

Арт ван дер Нер (1603/4–1677) — Деревенские виды, ночные пейзажи.

Альберт Кейп(1620–1691): Коровы на водопое. ГМИИ. Москва.

Пауль Поттер(1625–1654):Бык. Гаага, Маурицхейс.

Соломон ван Рейсдал (1600/03–1670): Пейзажи с рекой.

Якоб ван Рейсдал(1628/29–1682):

Болото (вторая половина 1660-х гг. Эрмитаж).

Еврейское кладбище (вторая половина 1660-х гг. Дрезденская картинная галерея).

Пейзажи.

Виллем ван де Вельде(1633–1707): Морские пейзажи.

Геррит Беркхейде (1638–1698): Городские пейзажи.

Мейндерт Хобемма(1638–1709):

Дорога в лесу. Нью-Йорк. Метрополитен.

Аллея в Миддельгарнисе (1689 г. Лондон. Национальная галерея).

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ:

Дирк Хальс (1591–1656): Веселые компании.

Адриан ван Остаде(1610–1685):

Драка (1637 г. Эрмитаж).

Деревенские музыканты (1645 г. Эрмитаж).

Живописец в мастерской (1663 г. Дрезден. Картинная галерея).

Крестьянские свадьбы. Сцены в тавернах.

Герард Терборх(1617–1681):

Мюнстерский мир (1648 г. Лондон).

Получение письма. Эрмитаж.

Отцовское наставление (1653–1655 гг. Берлин-Далем. Картинная галерея).

Музыкантша. Берлин. Городской музей.

Бокал лимонада. Эрмитаж.

Молодая дама. Дрезден. Картинная галерея.

Жанровые произведения.

Портреты.

Эммануэль де Витте(1617–1692): рынки.

Ян Стен(1626–1679):

Гуляки. Около 1660 г. Эрмитаж.

Больная и врач. Около 1660 г. Эрмитаж (известно около 40 вариантов).

Крестьянская свадьба. Москва. ГМИИ.

День святого Николая. Амстердам. Рейксмузей.

«Как поют старики, так пищат малыши». Вена. Государственный музей.

Как выиграно, так и проиграно. Роттердам. Музей.

Расстроенное хозяйство. Лондон. Собрание Веллингтон.

Праздник трех королей. Брюссель. Музей.

Жанровые произведения.

Габриель Метсю(1629–1667):

Больная и врач. Эрмитаж.

Влюбленная пара. Дрезден. Картинная галерея.

Жанровые произведения.

Питер де Хох (1629–1684):

Интерьеры домов.

Хозяйка и служанка. Эрмитаж.

Якоб Врель(работал в 1652-1654 гг.): жанровые сцены.

Питер Янсенс(умер до 1682 г.): жанровые сцены.

Корнелис Бега (1631/32–1664): сцены в тавернах.

Ян Вермеер Дельфтский(1632–1675):

Мастерская художника (около 1665–1667 гг. Вена. Художественно-исторический музей).

У сводни (1656 г. Дрезден. Картинная галерея).

Дама у клавесина (51,7х45,2. Лондон. Национальная галерея).

Прерванный урок музыки (около1660–1661 гг. Нью-Йорк, коллекция Фрик).

Солдат и смеющаяся девушка (Нью-Йорк, коллекция Фрик).

Девочка, пишущая письмо (около 1666 г. Вашингтон. Национальная галерея).

Взвешивающая жемчуг (Женщина с весами). Около 1664 г. Вашингтон. Национальная галерея.

Бокал вина (около 1660 г. Берлин-Далем. Картинная галерея).

Служанка с кувшином (около 1661 г.).

Девушка с письмом (около 1657 г. Дрезден. Картинная галерея).

Девочка с жемчужными сережками (около 1665 г. Гаага, Маурицхейс).

Девочка в красной шляпе (около 1665 г. Вашингтон. Национальная галерея).

Женщина у окна (Нью-Йорк).

Вид Дельфта. Гаага. Маурицхейс.

Улица. Амстердам. Рейксмузей.

Франс Мирис старший(1635–1681):

Утро молодой дамы (около 1660 г. Эрмитаж).

Угощение устрицами (1659 г. Эрмитаж).

ПОРТРЕТЫ:

Франс Хальс (около 1580–1666):

Портрет молодого человека с перчаткой в руке (около 1650 г. ГЭ).

Веселый собутыльник (около 1628–1630).

Веселый пьяница (Амстердам. Рейксмузей).

Мужской портрет. Эрмитаж.

Регентши. Гарлем. Музей Франса Хальса.

Многофигурные портреты стрелковых гильдий (Гарлем, Амстердам).

Ян Верспронк(1597–1662): портреты.

Антони Паламедес(1600–1673): портреты.

Бартоломеус ван дер Хельст(1613-1670): многофигурные портреты стрелковых гильдий.

ИНТЕРЬЕРЫ ЦЕРКВЕЙ:

Питер Санредам(1597–1665).

Эмануэль де Витте (1616/18–1692).

КАРАВАДЖИЗМ:

Хендрик Ян Тербрюген(1588–1629):

Концерт (1626 г. Эрмитаж).

Увенчание тернием. Иркутск. ИОХМ.

Геррит ван Хонхорст(1590–1656): музыкантша (1624 г. Эрмитаж).

Дирк ван Бабюрен (1595–1624): Концерт (около 1623 г. Эрмитаж).

Требование: анализ произведений голландских художников XVII в.

Рекомендации:

1. При анализе произведений необходимо помнить о специфике условий формирования голландской художественной школы, на которую в большой степени повлияла история становления Голландии в борьбе за свою независимость. Именно это сформировало общую демократическую направленность искусства Голландии периода ее расцвета (1600–1660-е гг.), определило наиболее распространенную тематику произведений (национальный пейзаж, бытовой жанр), повлияло на малый формат картин, предназначенных для небольших интерьеров городских домов широкого слоя населения.

2. Несмотря на обращение голландских художников к реалистическому методу живописи, необходимо помнить о сохраняющемся символизме произведений.

3. Учитывая узкую специализацию художников, при анализе натюрмортов можно выявить, к какой разновидности (какому типу) принадлежит исследуемая работа. Наиболее распространенными были натюрморты «Цветы», «Цветы и фрукты», «Завтрак», «Банкет», «Десерт», «Vanitas» («Тщета»), «Охотничьи трофеи». По композиции некоторые из них принадлежали к типу натюрморта «обманки».

4. При анализе натюрмортов необходимо определить, к какому периоду истории натюрморта принадлежит исследуемое произведение: раннему (когда художники еще недостаточно владели композицией), зрелому или позднему (когда композиции натюрмортов, перегруженные атрибутами, приблизились к жанру бытовой живописи).

5. При рассмотрении пейзажей также необходимо выявить, к какой разновидности (какому типу) принадлежит исследуемая работа: пейзаж сельской местности, деревенский пейзаж, зимний пейзаж, пейзаж с водоемом, морской пейзаж, морские баталии и др. Чтобы определить задачу автора, можно проанализировать композицию пространства картины (линию горизонта, использование прямой линейной, воздушной и цветовой перспектив и т.п.).

6.Чтобы понять задачу автора, при анализе картин бытового жанра, можно обратить особое внимание на количество персонажей произведения, на построение пространства, детали, помогающие выявить содержание картины.

7. При анализе портретов необходимо исходить из типа портрета (автопортрет, многофигурный, камерный или репрезентативный портрет). Особое внимание можно уделить степени воспроизведения типического и индивидуального в портрете. В этом большую роль может сыграть анализ костюма портретируемого, его позы.

8. При рассмотрении картин «караваджистов» можно обратить внимание на средства, при помощи которых художники стремились приблизиться к итальянским образцам, «монументализировать» персонажи. Этому способствовали большой формат картин, композиция «крупного кадра», интерес к обнаженной натуре. «Караваджизму» соответствовали и эксперименты с освещением.

9. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Голландия XVII в. Пейзаж», «Голландия XVII в. Натюрморт», «Голландия XVII в. Жанровая живопись» «Остаде, Стен, Терборх, Вермеер», «Голландский портрет»), а также видеофильм «Великие музеи мира. Лувр. Голландская живопись», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Творчество Рембранта Ван Рейна (1606–1669)

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Рембрандта.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Живопись:

Автопортреты (около 40 шт.).

Изгнание торгующих из храма (1626 г. Москва. ГМИИ).

Знатный славянин (конец 1630 г. Нью-Йорк. Метрополитен).

Читающая старуха (1631 г. Амстердам. Рейксмузей).

Портрет ученого (1631 г. Эрмитаж).

Святой Иероним в келье. Амстердам. Рейксмузей.

Пир Валтасара. Лондон. Национальная галерея.

Улыбающаяся Саския ван Эйленбюрх (1633 г. Дрезденская картинная галерея).

Флора (125х101. 1634 г. Эрмитаж).

Урок анатомии доктора Тульпа.

Снятие с креста (1634 г. Эрмитаж).

Христос в Эммаусе. Париж. Музей Жакмар-Андрэ.

Автопортрет с Саскией на коленях (около 1635 г. Дрезден. Картинная галерея).

Жертвоприношение Авраама (1635 г. Эрмитаж).

Даная (1636 г. Эрмитаж).

Ночной дозор (1642 г. Амстердам. Рейксмузей).

Туалет Юдифи (1637 г. Эрмитаж).

Давид и Ионофан (1642 г. Эрмитаж).

Святое семейство (1645 г. Эрмитаж).

Портрет старика в красном (1652–1654 гг. Эрмитаж).

Вирсавия (1654 г. Париж. Лувр).

Хендрикье Стоффельс у окна (1659 г. Берлин. Городской музей).

Заговор Юлия Цивилиса (1661 г. Стокгольм).

Возвращение блудного сына (1668–1669г. Эрмитаж).

Графика:

Автопортреты.

Христос, исцеляющий больных.

«Фауст».

Се человек.

«Три дерева» 1643 г.

«Слепой Товий». 1651 г.

Три креста 1653 г.

Требование: анализ произведений Рембрандта.

Рекомендации:

1. При анализе необходимо определить период создания произведения, так как характер творчества художника (его цели и творческий метод) со временем менялся. Развитие его творчества шло от нарочито шумного, почти театрального драматизма к спокойствию и тишине.

2. Важно знать, что ни в одну эпоху образы Библейского повествования не были развёрнуты столь полно, как у Рембрандта. Он сохранил всеобъемлющий охват явлений бытия, но обращался не к идеальному, а реальному человеку: к его чувствам и интеллекту. Это была та реальность, когда художественное обобщение достигается за счёт высокой одухотворённости образов.

3. Прежде всего, следует иметь в виду, что главным средством художественной выразительности произведений Рембрандта был контраст светотени. С годами в его произведениях усиливалась внутренняя таинственная связь человека и среды, а контрасты света и тени, придававшие ранним картинам характер ярких театральных зрелищ, т. е. служивших для чисто внешних, почти фантастических эффектов, постепенно стали выражением скрытой духовной жизни человека. В пейзаже драма светотени являлась не для описания состояния природы, но была воплощением таинственной связи сил неба и земли.

4. Нельзя забывать и сложную «кухню» живописи Рембрандта, когда простой цвет его произведений оказывается бесконечно сложным, а в густой пастозной массе угадываются блеск шелка, нежность тела, мерцание серебра или золотая пыль бархата.

5. Анализируя графику, необходимо различать оригинальные и печатные работы. Говоря об офортах, следует знать, сколько травлений делал художник при создании листа, добиваясь более драматичного контрастного сопоставления черного и белого. Можно сравнить приемы графики с его живописными работами. Чтобы лучше понять живописность графического языка Рембрандта, можно сравнить его работы с другими авторами.

6. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Рембрандт»), а также видеофильмы «Автопортреты Рембрандта», Великие музеи мира. Лувр. Рембрандт», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Искусство Испании

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями испанских художниковXVII в.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Хусепе Рибера (1591–1652).

Святой Иероним, внимающий звуку трубы (1626 г. Эрмитаж).

Мученичество святого Варфоломея (1630 г. Мадрид. Прадо).

Апостол Андрей. Мадрид. Прадо.

Святой Онуфрий (1637 г. Эрмитаж).

Диоген (1637 г. Дрезден. Картинная галерея).

Святая Инесса (1641 г. Дрезден. Картинная галерея).

Хромоножка. Париж. Лувр.

Франчесско Эрера Сурбаран (1598 — около 1664 гг.):

Посещение Бонавентуры Фомой Аквинским (1629 г.).

Святой Лаврентий (1636 г. Эрмитаж).

Детство Мадонны. Нью-Йорк. Метрополитен.

Отрочество Богоматери (около 1660 г. Эрмитаж).

Натюрморты.

Антонио Переда (около 1608–1678): натюрморты.

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617–1682):

Мальчик с собакой (1650-е гг. Эрмитаж).

Девочка с корзиной.

Кухня ангелов. Париж. Лувр.

Отдых на пути в Египет. Эрмитаж.

Требование: анализ произведений испанских художниковXVII в.

Рекомендации:

1. При анализе можно обратить внимание на влияние итальянской живописной школы на испанскую. Это проявилось и в стремлении следовать классическим образцам (болонскому академизму), а также в демократизации искусства (в том числе влиянии караваджизма).

2. Можно обратить внимание на особый интерес к теме подвижнической жизни святых.

3.Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Италия, Испания, Франция»), а также видеофильму «Великие музеи мира. Лувр. Испанская живопись», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.