1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями живописи ИталииXVI в.
2. Запомнить наиболее знаменитые из них.
Корреджо(1489/94–1534):
Мадонна со святым Франциском. Дрезден. Картинная галерея.
Святая ночь. Дрезден. Картинная галерея.
Роспись купола Церкви Сан Джованни Эвангелиста в Парме.
Роспись купола собора в Парме (Вознесение Марии. 1526–1530 гг.).
Комната абатиссы в монастыре Сан Паоло в Парме (1517–1520 гг.).
Джулио Романо (1492–1546):
Роспись Палаццо дель Те в Мантуе 1525–1535 гг. (зал Психеи, зал Гигантов).
Мадонна с тазом. Дрезден. Картинная галерея.
Содома(1487–1549):
Роспись виллы Фарнезина в Риме (Бракосочетание Александра Македонского с Роксаной) около 1513 г.
Андреа дель Сарто (1486–1530):
Благовещение (1512 г. Флоренция. Палаццо Питти).
Мадонна с Младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем (около 1513 г. Эрмитаж).
Мадонна с гарпиями (1517 г. Флоренция. Уффици).
Себастьяно дель Пьомбо(около 1485–1547):
Оплакивание Христа около 1520. Витербо. Музей.
Бичевание Христа 1517–1524 гг. Роспись церкви Сан Петро ин Монторио в Риме.
Требование: анализ произведения живописи ИталииXVI в.
Рекомендации:
1. При анализе произведений первой половины XVI в. необходимо учитывать то большое влияние, которое оказали на художников работы Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Это проявилось в выборе мотивов, композиции, трактовке. Однако в отличие от художников Высокого Возрождения, они не сумели воплотить в своих образах глобальные общечеловеческие идеи.
2. В живописных произведениях XVI в. уже проявились черты будущего стиля барокко.
3.Это был период, когда широкое распространение получили росписи купольных перекрытий.
4.При анализе можно учесть и то, что в этот период большое значение стали придавать живописи светотенью, особенно для создания впечатления значительности.
5. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (ее разделу «Живопись ИталииXVI в.»), а также видеофильмам «Эрмитаж. Эпоха Возрождения», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.
7.9. Маньеристы
Задания:
1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями маньеристов.
2.Запомнить наиболее знаменитые из них.
Лоренцо Лотто(1480–1556):
Портрет дамы (около 1528 г. Лондон. Национальная галерея).
Роспись Оратория Суффи (1524 г. История святой Варвары в Реканти).
Благовещение (1528 г. Церковь Санта Мария в Реканти).
Семейный портрет. Эрмитаж.
Порденоне (1483–1539):
Роспись собора в Кремоне (1521 г. Крестный путь. Голгофа).
Диспут о непорочном зачатии (около 1529 г. Неаполь. Музей Каподимонте).
Гауденцио Феррари(около 1470–1546):
Голгофа. Воралло. Сакро Монте (около 1520–1522 гг.).
Снятие с креста (1526–1528 гг. Церковь Санта Феличита. Флоренция).
Франческо Пармиджанино(1503–1540):
Мадонна с длинной шеей (1534–1540 гг. Флоренция. Уффици).
Автопортрет в выпуклом зеркале. Вена.
Мадонна с розой. Дрезден. Картинная галерея.
Обращение Савла.
Россо Фьоретино (1495–1540):
Похищение Европы (1534–1540 гг.).
Снятие с креста (1521 г. Вольтерра. Пинакотека).
Аньоло Бронзино (1503–1572): портреты.
Перино дель Вага: роспись зала Паолина в замке святого Ангела в Риме.
Беккафуми: Рождество Марии. Сиена. Пинакотека.
Джузеппе Арчимбольдо(1527–1599):
Библиотекарь (1560 г. Стокгольм. Музей).
Огородник. Кремона. Городской музей.
Цикл картин «Времена года» (1570-е гг. Париж, Лувр).
Цикл картин «Стихии» Вена. Музей истории искусств.
Вертумн (портрет короля Рудольфа II).
Требование: анализ произведений маньеристов.
Рекомендации:
1. Следует иметь в виду, что определение «маньеризм» подразумевает искусство, носители которого превращают заветы мастеров Высокого Возрождения в некую манеру.
2. При анализе произведений художников, объединенных термином «маньеристы», следует помнить, что это явление было далеко неоднозначным. Художественная жизнь Италии с начала 1520-х гг. отмечена огромной сложностью. С одной стороны, кризис ренессансных устоев жизни и гуманистического мировоззрения вызвал у некоторых мастеров реакцию отчаяния и безнадёжности, что привело к поискам нового смятенно-иррационального языка, но при этом и некоего отвлечённого, субъективного, болезненно утончённого идеала красоты и одухотворённости.
Эти поиски подчиняются целой системе постепенно складывающихся норм и канонов, отвлечённых изобразительных формул, уже современниками названных «манерностью». Некоторые художники, отказываясь от классических норм, не только ищут преувеличенную экспрессию изобразительного языка, стремятся к подчёркнутой субъективности, даже экстравагантности, но и к большей непосредственности восприятия действительности, новым реалистическим принципам (например, ночная сцена в «Рождестве Марии» Беккафуми предвосхищает живописные эффекты Рембрандта).
3. Для маньеристов характерны антиклассическая направленность и демократизм (в интересе к повседневности и реальной натуре). Одна из возможных причин этого в том, что многие маньеристы-провинциалы связаны с народной, фольклорной средой; другую — в силе традиций кватроченто.
4. Порой в некоторых произведениях человеческие фигуры утрачивают свою жизненную силу, приобретают отпечаток условности, болезненного идеала, теряют самостоятельное значение, подчиняясь сложным арабескам композиции.
5. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Живопись ИталииXVI в.»), а также видеофильмам «Эрмитаж. Эпоха Возрождения», «Эпоха Корреджо и Караччи», «Джулио Романо», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.