Требование: анализ произведений Англии и Германии первой половины XIX в.
Рекомендации:
1. При анализе живописи Германии и Англии нужно учитывать, что ведущим направлением в искусстве этих стран был романтизм в отдельных случаях близкий символизму. Если ранние романтики (например, Фридрих) для осознания и выражения своего «я» и своей связи с миром избрали жанр пейзажа и портрета, то «назарейцы», «прерафаэлиты» и поздние романтики — историческую, религиозную тему, а иногда и литературное произведение.
2. При анализе произведений Фридриха следует обратить внимание на роль природы (пейзажа): на то, как в работах построены взаимоотношения природы и человека (человек наедине с природой; человек противостоящий природе; человек, затерянный в природе), приводящих к ощущению одиночества и пессимизма.
3. При анализе произведений «назарейцев» необходимо учитывать, что их главной целью было возрождение в искусстве духовности, идеалами (работы Перуджино, Дюрера и ранние картины Рафаэля). Стремясь к передаче возвышенной красоты, они пытались воспроизвести живопись эпохи раннего Возрождения.
4. При анализе произведений «прерафаэлитов» необходимо иметь в виду, несмотря на то, что их задачи были близки «назарейцам», для них больше характерна стилизация и близость к символизму. В отдельных случаях стилизация сочетается с натурализмом.
5. При анализе пейзажной живописи необходимо определить, к какому их двух основных направлений можно отнести исследуемое произведение: романтическое (основанное на традиции сочиненного пейзажа в мастерской) или реалистическое (основанное на этюдных натурных зарисовках).
6. При анализе работ Констебля необходимо знать, что уже в 1809–1811 гг. он открыл художественную прелесть непосредственного этюда с натуры, стал изобретателем этюда с натуры в том понимании, как его воспринимало искусство XIX в., сделавшее работу над этюдами основой художественного творчества. Многие из его этюдов 1810-х гг. были сделаны, не как подготовительный материал для будущих картин, а сами по себе.
7. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Европа первой половины XIX в.»), которая находится в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.