Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место Н.М. Карамзина в русской культуре. Становление историка



Между началом и концом XVIII столетия в исторической науке России —

колоссальная разница. В первой четверти века мы видим практический утилитарно-

националистический взгляд на задачи истории, смешение источника с исследованием,

определение начала истории в современной терминологии, произвольную этнографическую

классификацию и некритическую передачу разных летописных вариантов в одном сводном

изложении. Но через все столетие проходит одна идея, общее стремление к реальному

пониманию прошлого, к объяснению его из настоящего, и наоборот. Не слава и не польза, а

знание истины становится задачей историка. Вместо ______________изложения источника все большее

место занимает основанное на нем исследование. Постепенно уходят патриотические

преувеличения и модернизации. Специальное изучение летописей, лингвистических,

археологических и этнографических памятников повышает научные требования,

Вырабатывается научная классификация и критические приемы изучения источников. И

наконец, ученый кругозор значительно расширяется введением в изучение истории нового

актового материала. Внимание историков все больше привлекает внутренняя история

России.

В то же время ломоносовское — риторическое — направление с литературным

взглядом на задачи историка продолжало существовать, вероятно, в связи с глубочайшими

фольклорными традициями. Исторические корни оказывали свое воздействие на развитие

литературы и поэзии. Может быть, именно поэтому литературный взгляд на историю не

только пережил XVIII в., но и был увековечен в сочинениях Карамзина, который соединил в

своей «Истории...» крупный литературный талант с самостоятельной переработкой новых

исторических источников. «С Карамзиным мы переходим из летописного мира русской

историографии, где все мало кому известно и понятно, в другую область, где все знакомо,

где живет устная традиция сказов и былин, где литература стоит вровень с использованием

источников». Вот почему появилась эта знаменитая фраза А.С. Пушкина: «Все, даже

светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную...

Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Друг историка,

поэт П.А. Вяземский писал: «Карамзин — наш Кутузов 12-го года — он спас Россию от

нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас есть отечество». Об этом же

говорил и В.А. Жуковский: «Историю Карамзина можно назвать воскрешением прошедших

веков нашего народа. По сию пору они были для нас только мертвыми мумиями. Теперь все

они оживают, поднимаются и получают величественный, привлекательный образ».

Однако, что очень примечательно, рядом с восхвалением громко раздавались и

критические отзывы. Эти отзывы исходят от специалистов-историков, младших

современников Карамзина, представителей новой исторической науки буржуазного

направления XIX в., которые шли по линии углубления и расширения критики источников.

М.И. Каченовский прямо говорил об отсталости методологических позиций Карамзина, о

том, что его «История...» содержит даже не историю государства, а историю государей, в

которой «деяния государей» заменили «ход происшествий государственных». Н.А. Полевой

писал: «Карамзин есть писатель не нашего времени...». И даже наиболее близкий к Николаю

Михайловичу по направлению политического консерватизма М.П. Погодин считал, что

«Карамзин велик как художник, живописец, но как критик он только мог воспользоваться

тем, что до него было сделано, а как философ он имеет меньшее достоинство, и ни на один

философский вопрос не ответят мне его истории».

По мнению П.Н. Милюкова: «Карамзин писал не для ученых, а для большой публики,

как критик он только воспользовался тем, что было сделано до него; образцами для

Карамзина остались историки XVIII в., с которыми он разделял все их недостатки, не успев

сравниться с достоинствами; прочитайте его 12 томов и вы убедитесь как было чуждо

Карамзину понятие об истинной истории. Карамзин не начал собою нового периода, а

закончил старый, и роль его в истории науки не активная, а пассивная».

Мы видим, что в творении Карамзина — «История государства Российского»

слились воедино две главные традиции русской историографии: методы источниковедческой

критики от Шлецера до Татищева и рационалистическая философия времен Манкиева,

Шафирова, Ломоносова, Щербатова и др. О личных достоинствах Карамзина-литератора

лишний раз не приходится говорить, ибо язык его произведений и сегодня доставляет

живейшее наслаждение. В этом отношении он продолжил традицию, начатую Ломоносовым,

— художественного изложения истории — и стал непревзойденным ее мастером во всей

русской историографии. Можно сказать, что как ученый он точен, как философ —

оригинален, а как литератор — неповторим».

Уже в наши дни выдающийся исследователь и знаток русской культуры Ю.М. Лотман

мудро заметил: «Критики... напрасно упрекали Карамзина в том, что он не видел в движении

событий глубокой идеи. Карамзин был проникнут мыслью, что история имеет смысл. Но

смысл этот — замысел Провидения — скрыт от людей и не может быть предметом

исторического описания. Историк описывает деяния человеческие, те поступки людей, за

которые они несут моральную ответственность».

Время не властно над именем Карамзина. Причина этого необычайного общественно-

культурного феномена заключается в огромной силе духовного воздействия на людей его

научного и художественного таланта. Его труд — это работа живой души. Ключ же к

пониманию личности ученого в природных наклонностях и талантах, в обстоятельствах его

жизни, в том, как формировался его характер, в семейных и общественных отношениях.

Николай Михайлович Карамзин родился в Симбирской провинции в деревне

Карамзиновке. Волжское название деревни и фамилия будущего историографа имеют явный

оттенок восточного происхождения (кара...). Отец, Михаил Егорович — отставной капитан,

мать писателя умерла рано, мачехой стала тетка Ивана Ивановича Дмитриева. Таким

образом, породнились две будущие знаменитости. Николай сначала учился дома, затем — в

Московском пансионе; с 15 лет — в Петербурге в гвардейском Преображенском полку, в 17

лет выходит в отставку поручиком и живет в Москве. В 23 года отправляется в заграничное

странствие и возвращается оттуда с «Письмами русского путешественника», пишет

сентиментальные повести, поэтические сборники.

Заметим, что меланхолия была свойственна Карамзину с детства и, видимо, перешла к

нему от рано умершей, склонной к ней матери. Отсюда, вероятно, и резкие перемены

жизненного пути и интересов. В 18 лет он — любитель света и развлечений, но, сблизившись

с Н.И. Новиковым, вступает в масонскую ложу (Юнга), включается в просветительскую

деятельность, занимается переводами, пишет стихи, редактирует журнал «Детское чтение».

В это время ему еще присуща жизнерадостность с долей некоторого лукавства и самолюбия.

По его мнению, назначение искусства в том, «чтобы распространять приятные впечатления в

области чувствительного». В Москву из-за границы приезжает веселый развязный молодой

человек с шиньоном, гребнем и лентами в башмаках. К 30 годам Карамзин — совсем другой

человек. В это время он пишет: «В самом грустном расположении, в котором цветы разума

не веселят нас, человек может еще с каким-то меланхолическим удовольствием заниматься

историей. Там все говорит о том, что было и чего уже нет». Приступая к своему знаменитому

труду, он прежде всего ищет утешение своей душе, не зная еще, что входит в бессмертие.

Отношение Карамзина к масонству сложное. Собственно говоря, он никогда не

разделял масонских взглядов. Идеология Карамзина была проникнута рационализмом XVIII

в. и решительно отвергала мистику масонства. Но в то же время нельзя не заметить, что

морализующая и филантропическая тенденции масонства внутренне соответствовали

«чувствительности» его натуры, на которую неоднократно указывал он сам впоследствии.

Чувствительность натуры и морализующая тенденция у Карамзина могли создать

своеобразную связь между его первоначальной близостью к масонскому кружку Новикова и

последующим влиянием па него западноевропейского сентиментализма. Но и отношение

Карамзина к сентиментализму, в свою очередь, двойственно. Сентиментализм на Западе

имел определенную социальную направленность, он отражал начало буржуазного

направления в литературе, вводя в литературу на место героизации и идеализации

привилегированной общественной верхушки личную жизнь и душевные переживания

обыкновенного среднего человека. Карамзин как представитель русского сентиментализма

взял и от этого направления только морализирующее чувствительное начало, но извратил его

социальную значимость; сентиментальная повесть у него превратилась в идиллическую

картину крепостного быта.

Страсть к «сочинительству» особенно проявилась у Карамзина после сближения с

московскими литераторами сподвижниками Новикова. В его мироощущении с этого времени

преобладают просветительские принципы с их культом независимой и неповторимой

человеческой личности. Не случайно он навсегда остался интеллектуалом-одиночкой.

Путешествие за границу отразилось в блестящем литературном памятнике эпохи —

«Письмах русского путешественника». Первое их полное издание вышло в свет в 1801 г.

Последнее письмо содержит такие строки: «Берег! Отечество! Благословляю вас. Я в

России... Всех останавливаю, опрашиваю, единственно для того, чтобы говорить по-русски и

слышать русских людей... Трудно найти город хуже Кронштадта, но мне он мил. Здешний

трактир можно назвать гостиницей нищих, но мне в нем весело». Таков результат его

восприятия остального, отличного от России, мира в сопоставлении с российской

действительностью.

Во время своего путешествия он посетил страны, где формировалась

просветительская философия, литература, эстетика, политэкономия, история. Он чувствовал

пульс гуманистической мысли, беседовал с И. Кантом, стоял у дома и видел Гете, входил в

келью Лютера, был гостем философа Лафатера и поклонился праху Вольтера. Карамзин

посещал библиотеки, музеи, театры, государственные учреждения, слушал лекции в

Лейпцигском университете, многие часы провел в Дрезденской галерее. В Национальном

собрании революционной Франции слушал Мирабо, бывал в якобинском клубе, во время

литургии видел Людовика XVI и Марию-Антуанетту. В Англии в Вестминстерском

аббатстве слушал «Мессу» Генделя и изучал работу парламента. Будущий историк сделал

вывод: «Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа».

Революции не способствуют прогрессу человечества. По существу, в «Письмах русского

путешественника» Карамзин уже наметил программу развития России: живительный

патриотизм, критическое восприятие отечественной истории и сопоставление ее с историей

других стран. По возвращении он полон литературных и издательских планов, готовит к

публикации «Письма...», выпускает «Московский журнал», где публикуется «Бедная Лиза»,

имевшая шумный успех во всех слоях общества.

1793 год стал поворотным в его жизни. Ужас якобинской диктатуры, сомнения в

идеалах Просвещения, которые предвосхитили наступление этой революции, пессимизм

овладевают молодым литератором. Смерть нежно любимой им супруги Елизаветы

Протасьевой окончательно повергла его в меланхолию.

Восшествие в 1801 г. на престол либерала Александра I вызвало энтузиазм

просвещенного русского общества, воспрянул духом и Карамзин. В это время он уже

признанный российский писатель и мыслитель. Николай Михайлович периодически

выступает с публицистическими очерками по проблемам русской истории в созданном им в

1801 г. журнале «Вестник Европы». С ним сотрудничают Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев,

В.А. Жуковский. В это время он пишет: «Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу

Никона с Нестором...»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.