Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание «Истории государства Российского»



31 октября 1803 г. 37-летний Карамзин Высочайшим указом получает должность

историографа с пенсией (3 тыс. рублей), равной профессорскому жалованью. Перед ним

открываются все архивохранилища и библиотеки, он удаляется в Остафьево, имение отца

своей новой жены Екатерины Андреевны Вяземской. В скромно обставленном кабинете на

втором этаже барского дома он начинает свой подвиг ученого-историка: «Пишет тихо, не

вдруг и работает прилежно».

В советской историографии Карамзин характеризовался как идеолог «дворянско-

аристркратических кругов», крепостник и монархист. Ключ к пониманию личности ученого,

как впрочем, и любой другой, — в природной, генетической натуре, в обстоятельствах его

жизни, в том, как формировался его характер, в семейных и общественных отношениях.

«Благородную дворянскую гордость», любовь к Отечеству историка питали просвещенный

отец, круг думающих и образованных друзей дома, трогательная и скромная российская

природа. Но кроме этого из детства Карамзин вынес и впечатления об ужасной

«пугачевщине», а в годы своего путешествия за границу увидел гибельность насилия,

народную стихию, авантюризм вождей Французской революции. «Ужасы французской

революции навсегда излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства»;

«Народ в кипении страстей может быть скорее палачом, нежели судиею».

В своем труде исследователь не только поставил проблему художественного

воплощения истории, повременного литературного описания событий, но их «свойство и

связь». Его принципы: 1) любовь к Отечеству как части человечества; 2) следование правде

истории: «История — не роман и не сад, где все должно быть приятно, — она изображает

действительный мир»; 3) современный взгляд на события прошлого: «чтя есть или было, а не

что быть могло»; 4) комплексный подход к истории, т.е. создание истории общества в целом:

«успех разума, искусства, обычаи, законы, промышленность и т.д.» Движущая сила

исторического процесса — это власть, государство. Весь русский исторический процесс

является борьбой самодержавия с народоправством, олигархией, аристократам и уделами.

Единовластие представляет собой стержень, на который нанизывается вся общественная

жизнь России. Разрушение единовластия всегда приводит к гибели, возрождение — к

спасению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие. На

примерах коварства Юрия Долгорукого, жестокости Ивана III и Ивана Грозного, злодейств

Бориса Годунова и Василия Шуйского Карамзин показывает, каким не должен быть монарх.

Противоречиво оценивает ученый и Петра I: «Мы стали гражданами мира, но перестали

быть в некоторых случаях гражданами России». В то же время не случайно его «История...»

называется российской, а не русской. Относительно простого народа историк все же не

выступал за «прелести кнута», а видел его полноправным гражданином наряду с дворянами

и купцами при одном условии: «народ должен работать». В его истории нет идеи

избранности русского народа и национального нигилизма. Он сумел удержаться на

объективном уровне подхода ко всем народам России и Европы.

Незадолго до своей смерти, на собрании Академии наук Николай Михайлович сказал:

«Мы желали бы из самого гроба действовать на людей, подобно невидимым добрым гениям,

и по смерти своей еще иметь друзей на земле». Этой чести Карамзин удостоился в полной

мере.

Работа над «Историей государства Российского» шла очень интенсивно и в

отношении подбора источников, и в части писания самого текста. Уже к 1811 г. было

написано около 8 томов, но события 1812-1813 гг. временно оборвали работу. Лишь в 1816 г.

он смог поехать в Петербург, имея уже 9 томов, и приступил к изданию первых 8 томов как

законченной цельной части своей «Истории...».

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;

зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровения и правил; завет предков к

потомству... — так начинает Карамзин свою «Историю...». — Правители, законодатели

действуют по указаниям истории... Должно знать, как искони мятежные страсти волновали

гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное

стремление... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с

несовершенством видимого порядка вещей... утешает в государственных бедствиях... она

питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости,

которая утверждает наше благо и согласие общества. Вот польза: сколько же удовольствий

для сердца и разума».

Итак, на первом месте поставлена политико-назидательная задача; история для

Карамзина служит нравоучению, политическому наставлению, а не научному познанию. Это

— утверждение сильной монархической власти и борьба с революционным движением.

Живописность, искусство — таков второй элемент, характеризующий исторические

взгляды Карамзина. История России богата героическими яркими образами, она —

благодатный материал для художника. Показать ее в красочном, живописном стиле —

основная задача историка. Исторический процесс Карамзин понимал через прагматизм Юма,

ставившего во главу угла историческую личность как двигатель исторического развития,

выводившего это развитие из воззрений отдельного человека и его действий. Все основные

элементы в понимании истории взяты Карамзиным из XVIII столетия и отражают

предшествующий этап в развитии истории. Но историческая наука прошла уже

значительный путь, и, конечно, нельзя было вовсе обойти две основные проблемы

исторической на уки, к разрешению которых через наследие прошлого настойчиво

пробивалась историческая мысль, — проблему источника и проблему исторического

синтеза. Но здесь наступало противоречие между требованием научной документации и

литературно-художественным направлением. Карамзин нашел этому противоречию

своеобразное разрешение, разделив свою историю на две самостоятельные части. Основной

текст — литературное повествование — сопровождался в приложениях самостоятельным

текстом документальных примечаний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.