Создание «Истории государства Российского»
31 октября 1803 г. 37-летний Карамзин Высочайшим указом получает должность
историографа с пенсией (3 тыс. рублей), равной профессорскому жалованью. Перед ним
открываются все архивохранилища и библиотеки, он удаляется в Остафьево, имение отца
своей новой жены Екатерины Андреевны Вяземской. В скромно обставленном кабинете на
втором этаже барского дома он начинает свой подвиг ученого-историка: «Пишет тихо, не
вдруг и работает прилежно».
В советской историографии Карамзин характеризовался как идеолог «дворянско-
аристркратических кругов», крепостник и монархист. Ключ к пониманию личности ученого,
как впрочем, и любой другой, — в природной, генетической натуре, в обстоятельствах его
жизни, в том, как формировался его характер, в семейных и общественных отношениях.
«Благородную дворянскую гордость», любовь к Отечеству историка питали просвещенный
отец, круг думающих и образованных друзей дома, трогательная и скромная российская
природа. Но кроме этого из детства Карамзин вынес и впечатления об ужасной
«пугачевщине», а в годы своего путешествия за границу увидел гибельность насилия,
народную стихию, авантюризм вождей Французской революции. «Ужасы французской
революции навсегда излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства»;
«Народ в кипении страстей может быть скорее палачом, нежели судиею».
В своем труде исследователь не только поставил проблему художественного
воплощения истории, повременного литературного описания событий, но их «свойство и
связь». Его принципы: 1) любовь к Отечеству как части человечества; 2) следование правде
истории: «История — не роман и не сад, где все должно быть приятно, — она изображает
действительный мир»; 3) современный взгляд на события прошлого: «чтя есть или было, а не
что быть могло»; 4) комплексный подход к истории, т.е. создание истории общества в целом:
«успех разума, искусства, обычаи, законы, промышленность и т.д.» Движущая сила
исторического процесса — это власть, государство. Весь русский исторический процесс
является борьбой самодержавия с народоправством, олигархией, аристократам и уделами.
Единовластие представляет собой стержень, на который нанизывается вся общественная
жизнь России. Разрушение единовластия всегда приводит к гибели, возрождение — к
спасению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие. На
примерах коварства Юрия Долгорукого, жестокости Ивана III и Ивана Грозного, злодейств
Бориса Годунова и Василия Шуйского Карамзин показывает, каким не должен быть монарх.
Противоречиво оценивает ученый и Петра I: «Мы стали гражданами мира, но перестали
быть в некоторых случаях гражданами России». В то же время не случайно его «История...»
называется российской, а не русской. Относительно простого народа историк все же не
выступал за «прелести кнута», а видел его полноправным гражданином наряду с дворянами
и купцами при одном условии: «народ должен работать». В его истории нет идеи
избранности русского народа и национального нигилизма. Он сумел удержаться на
объективном уровне подхода ко всем народам России и Европы.
Незадолго до своей смерти, на собрании Академии наук Николай Михайлович сказал:
«Мы желали бы из самого гроба действовать на людей, подобно невидимым добрым гениям,
и по смерти своей еще иметь друзей на земле». Этой чести Карамзин удостоился в полной
мере.
Работа над «Историей государства Российского» шла очень интенсивно и в
отношении подбора источников, и в части писания самого текста. Уже к 1811 г. было
написано около 8 томов, но события 1812-1813 гг. временно оборвали работу. Лишь в 1816 г.
он смог поехать в Петербург, имея уже 9 томов, и приступил к изданию первых 8 томов как
законченной цельной части своей «Истории...».
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;
зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровения и правил; завет предков к
потомству... — так начинает Карамзин свою «Историю...». — Правители, законодатели
действуют по указаниям истории... Должно знать, как искони мятежные страсти волновали
гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное
стремление... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с
несовершенством видимого порядка вещей... утешает в государственных бедствиях... она
питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости,
которая утверждает наше благо и согласие общества. Вот польза: сколько же удовольствий
для сердца и разума».
Итак, на первом месте поставлена политико-назидательная задача; история для
Карамзина служит нравоучению, политическому наставлению, а не научному познанию. Это
— утверждение сильной монархической власти и борьба с революционным движением.
Живописность, искусство — таков второй элемент, характеризующий исторические
взгляды Карамзина. История России богата героическими яркими образами, она —
благодатный материал для художника. Показать ее в красочном, живописном стиле —
основная задача историка. Исторический процесс Карамзин понимал через прагматизм Юма,
ставившего во главу угла историческую личность как двигатель исторического развития,
выводившего это развитие из воззрений отдельного человека и его действий. Все основные
элементы в понимании истории взяты Карамзиным из XVIII столетия и отражают
предшествующий этап в развитии истории. Но историческая наука прошла уже
значительный путь, и, конечно, нельзя было вовсе обойти две основные проблемы
исторической на уки, к разрешению которых через наследие прошлого настойчиво
пробивалась историческая мысль, — проблему источника и проблему исторического
синтеза. Но здесь наступало противоречие между требованием научной документации и
литературно-художественным направлением. Карамзин нашел этому противоречию
своеобразное разрешение, разделив свою историю на две самостоятельные части. Основной
текст — литературное повествование — сопровождался в приложениях самостоятельным
текстом документальных примечаний.
Поиск по сайту:
|