Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отражение идей XIX в. в исторической схеме Карамзина



Отражение нового понимания истории исследователи пытались увидеть иногда в

высказываниях Карамзина о феодализме, в его сопоставлении феодального и поместного

строя. Но и в этих случайных упоминаниях не было даже того содержания, которое вложил в

это сопоставление еще Болтин. Карамзин и здесь пошел не за Болтиным, предварявшим уже

в известной мере научную мысль XIX в., а за Щербатовым. И если можно говорить в какой-

то мере о сопоставлении исторического развития России и Западной Европы, то оно

превращалось скорее в противопоставление, притом такое же внешнее, как и вся

историческая схема Карамзина.

Реальным отражением нового направления в общем строе карамзинской истории

остается выделение специальных глав, посвященных «состоянию России» за каждый

отдельный период ее истории. В этих главах читатель выходил за рамки чисто политической

истории и знакомился с внутренним строем, экономикой, культурой и бытом. С начала XIX

в. выделение таких глав становится обязательным в общих работах по истории России.

Карамзинская «История...», безусловно, сыграла свою роль в развитии русской

историографии. Николай Михайлович не только подвел итог исторической работе XVIII

столетия, но и донес ее до читателя.

Издание «Русской Правды» Ярослава Мудрого, «Поучения» Владимира Мономаха,

наконец, открытие «Слова о полку Игореве» пробудили интерес к прошлому Отечества,

стимулировали развитие жанров исторической прозы. Увлеченные национальным колоритом

и древностями, российские литераторы пишут исторические повести, «отрывки»,

публицистические статьи, посвященные русской старине. При этом история выступает в

виде поучительных рассказов, преследующих воспитательные цели.

Взгляд на историю сквозь призму живописи, искусства — особенность исторического

видения Карамзина. Он считал, что история России, богатая героическими образами, —

благодатный материал для художника. Показать ее красочно, живописно — задача историка.

В «Письмах русского путешественника» Карамзин пишет: «Больно, но должно по

справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории, т.е.

писанной с философским умом, с критикой, с благородным красноречием. Говорят, что наша

история менее других замечательна: не думаю; нужен только ум, вкус, талант. Можно

выбрать, одушевить, раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, Никона и других

могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и

чужестранцев».

Современники Николая Михайловича сразу же обратили внимание на то, что в его

«Истории...» наука идет рука об руку с искусством. Не случайно среди его почитателей было

много художников. Примечательно, что на «Портрете А.И. Иванова» кисти Бугаевского-

Благодарного рядом с фигурой художника, мастера исторической композиции, мы видим

книгу Карамзина.

Что же значит в понимании Карамзина «выбрать, одушевить, раскрасить»? В 1802 г. в

журнале «Вестник Европы» он опубликовал статью «О случаях и характерах в российской

истории, которые могут быть предметом художеств». Это был своего рода манифест о

необходимости органического слияния исторической правдивости с образностью.

Продолжая и развивая традицию, выраженную в патриотической работе М.В. Ломоносова

______________«Идеи для живописных картин по русской истории», Карамзин отстаивал идею

внесословной ценности человека применительно к русской истории, взятой как материал

искусства. Историк требовал отражения в искусстве и литературе национальных

особенностей русского характера, подсказывал живописцам темы и образы, которые они

могут почерпнуть из древней отечественной литературы. Советы Николая Михайловича

охотно использовали не только художники, но и многие писатели, поэты и драматурги.

Особенно актуально его призывы прозвучали в период Отечественной войны 1812 г.

Поводом для статьи Карамзина явилось решение президента Академии художеств

графа А.С. Строганова о том, чтобы слушатели Академии избирали темами своих работ

сюжеты из отечественной истории для увековечения памяти и славы великих людей,

«заслуживших благодарность Отечества». Следствием выступлений Строганова и Карамзина

явилось то, что в 1803 г. начались работы над созданием известного памятника «Гражданину

Минину и князю Пожарскому». Модель его была завершена скульптором И.П. Мартосом в

1815 г., а торжественное открытие состоялось в 1818 г. в Москве на Красной площади.

В своей статье Карамзин не только призывает, но и полемизирует. Он спорит с теми,

кто не видит нужды в эстетическом освещении русской истории, а в деле воспитания

патриотизма и национального самосознания полагается только на силу голого исторического

факта. «А те холодные люди, — писал он, — которые не верят сильному влиянию изящного

на образование душ и смеются (как они говорят) над романтическим патриотизмом,

достойны ли ответа?» Создайте национально-патриотическую тему в искусстве, утверждал

ученый, и тогда не только русский, но и «чужестранец захотел бы читать наши летописи...».

По мнению Карамзина, искусство только выявляет и заостряет эстетические

возможности истории, но не создает их. «В наше время историкам уже не позволено быть

романтиками и выдумывать древнее происхождение для городов, чтобы вызвать их славу».

Это многозначительное заявление, сделанное Карамзиным в 1802 г., прямо перекликается с

авторской установкой «история не роман, и мир не сад...», сформулированной в «Истории

государства Российского».

«Таланту русскому всего ближе и любезнее прославлять русское, — заявляет

Карамзин. — Должно приучить россиян к уважению собственного, должно показать, что оно

может быть предметом вдохновения артиста и сильных действий искусства на сердце. Не

только историк и поэт, но и живописец, и ваятель бывают органами патриотизма».

В отличие от Ломоносова, Карамзин интересуется не столько героическими

эпизодами Древней Руси, показывающими личное мужество отдельных исторических

деятелей, сколько сюжетами, которые дают возможность раскрыть психологические

состояния персонажей, такими, например, как свадебный сговор Ольги с Игорем; прощание

Ярослава Мудрого с дочерью Анной, просватанной за французского короля, и т.п. По

мнению историка, художник должен вдохновляться «чувственностью, ибо тень меланхолии»

не может испортить «действия картины».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.