Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Периодизация истории России



Развивая в общей историко-политической концепции дворянскую концепцию М.М.

Щербатова, Карамзин следует за ним в основном и в конкретном развитии общей

исторической схемы своей «Истории государства Российского». В своем «Введении» к

«Истории...» Карамзин начал с критики шлецеровской периодизации, предложив взамен

свою, более обобщенную. Он предлагает разделить историю России на три периода: древний

— от Рюрика до Ивана III, средний — до Петра I и новый — послепетровский. Это деление

как будто звучит более современно, как перенесение на нашу историю периодизации

всеобщей истории. Но эта связь со всемирной историей только кажущаяся. Достаточно

вспомнить, что древний период — это период от Рюрика до Ивана III, т.е. так называемый

удельный период, чтобы понять, что с древним периодом всеобщей истории он ничего

общего не имеет. Это деление Карамзина — сугубо условное, и идет оно, как все

периодизации XVIII в., от истории русского единодержавия. Периодизация Карамзина

начинается с Рюрика, т.е. с образования государства, как предлагал и Шлецер. В истории

государства — это, по Карамзину, удельный ______________период, так как разделение на уделы началось

уже с Рюрика, когда русская земля разделилась между тремя братьями — Рюриком,

Синеусом и Трувором; так же раздавались земли и города боярам и князьям «под Ольгом

сущим». С Ивана III для Карамзина, как и для других историков XVIII в., начинается история

единодержавия в России. Наконец, с Петра начинается новейший период — история

«преображенной России».

Новым и несколько неожиданным в этой периодизации является определение первого

периода, в котором слиты два периода первоначальной схемы, вернее, выпал ее первый

период, обозначавшийся как начальный период единодержавия в Киевской Руси. Это была

одна из проблем, вызвавших оживленную полемику уже в исторической литературе XVIII в.

Щербатов, Шлецер, за ними, уже в XIX в., Эверс давали картину последовательного

развития Древней Руси, история которой начинается варварским периодом и лишь в XV в.

осуществляет их политический идеал в Московском государстве Ивана III. К этой схеме

примкнула и указанная характеристика Карамзина. Но, примкнув к ней, ученый далеко не

остался последовательным в ее проведении. Да, говорит он, мы застаем нашу страну в

состоянии младенчества «и не должны его стыдиться», но «отечество наше, слабое,

разделенное на малые области... обязано величием своим счастливому введению

монархической власти». «Основанная, возвеличенная единовластием», «Русь Владимира и

Ярослава «шагнула», так сказать, в один век от колыбели своей до величия». Таким образом,

Карамзин преодолел основную принципиальную трудность, порожденную совмещением

двух исторических концепций. Как и у Щербатова, главы отвечают великим княжениям;

взятое из «Степенной книги», это деление перешло целиком к Карамзину и впоследствии

сохранило значительную устойчивость в исторической литературе.

Показательнее в своем совпадении с Щербатовым деление по томам. В 1-м томе

Карамзин, после краткой характеристики источников и беглого очерка древнейшего периода

(как и у Щербатова), историю начал с образования государства, т.е. с Рюрика, и закончил

расцветом Киевской Руси при Владимире Святославиче — крещением Руси, т.е. тем же

княжением Владимира, которое составляло грань I и II томов «Истории...» Щербатова.

Разгромом Киева в 1169 г. и перенесением столицы во Владимир закончил Карамзин

свой 2-й том, этой же датой закончил Щербатов 5-ю книгу II тома. Новой столицей

обозначается и новый период русской истории. Только промежуточная дата удельного

раздробления после Ярослава, хотя и отмеченная в тексте 4-й главы II тома, так и осталась

затерянной в общем рассказе и не введенной в основное деление материала.

Как и Щербатов, даже больше, чем он, подчеркнул Карамзин роль татар в истории

России; это сказалось на дальнейшей периодизации у обоих. Завоевание Батыя — третья

определяющая дата русской истории: 1238 г. кончается 3-й том «Истории...» Карамзина и II

том у Щербатова. 1362 г. кончается 4-й том и великим княжением Дмитрия Донского

начинается 5-й том «Истории...» Карамзина; княжением Дмитрия Донского начинается и IV

том Щербатова.

Схемы отчасти разошлись на Иване III. Щербатов передвинул грань к Ивану IV;

Ивана IV выделяла «Степенная книга», с ним русский князь получил титул царя и утвердил

свое международное значение. Карамзин вернулся здесь к схеме Татищева и Ломоносова и,

связав восстановление единодержавия со свержением татарского ига, отнес его к Ивану III.

Торжественным хвалебным словом Ивану III начинается 6-й том «Истории...» Карамзина.

Близкий по времени к «Записке», он уже противопоставляет Ивана III Петру I, восхваляя

национальный характер политики первого.

Впрочем, дальше, на Иване IV, схемы Карамзина и Щербатова опять сошлись: их

объединила дворянская симпатия к боярской оппозиции самовластию Ивана Грозного.

Основное положение Щербатова — правление Ивана IV было благодетельным, пока он

слушался боярского совета; его ненормальная жестокость и беспочвенная подозрительность

привели к устранению добрых советников и к гибельным для России последствиям

опричнины. Это положение полностью принято Карамзиным: как и у Щербатова, история

царствования Ивана IV разделена у Карамзина на две половины 1558 г., две части V тома

Щербатова превратились у Карамзина даже в два самостоятельных тома (8 и 9); у обоих

царствование Федора и конец династии определяют рамки следующего тома. Последние два

тома должны были составить историю Смуты.

Новым является при этом то, что Карамзин не довольствуется простым

воспроизведением схемы, заимствованной у Татищева, а ищет объяснения устанавливаемой

смены политических форм, пытается установить те исторические силы, те конкретные

условия, которые определяли эти изменения. Но при этом самый характер принятой схемы

закрывает путь к решению поставленной задачи. Внутренняя связь берется из самой схемы,

характеристика исторического процесса превращается в его объяснение, история народа с

предельной последовательностью превращается в историю государства. «Мы хотим обозреть

весь путь государства российского от начала до нынешней степени оного» — такова тема

русской истории по Карамзину. Отсюда смена политических форм превращалась в разрыв

внутренней связи между историческими явлениями, а самый разрыв заполнялся внешними

явлениями и фактами, которые превращались в объяснение явлений.

Так, факт призвания варягов превратился, по сути дела, в идею варяжского

происхождения Киевского государства, несмотря на противоречие этой идеи всему

националистическому направлению «Истории...» Карамзина.

Таким же образом татарское завоевание превратилось в источник возрождения

русского единодержавия, в спасительную силу русской истории. «Нашествие Батыево

ниспровергло Россию... Дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в

самом разрушении пользу целости». Внутреннее развитие страны вело ее к политической

гибели: «Могло пройти еще сто лет и более в княжеских междоусобиях: чем заключались бы

оные? Вероятно, погибелию нашего отечества... Москва же обязана своим величием ханам».

Как в вопросах источниковедения, так и в трактовке исторических явлений ученый не

мог, однако, полностью уйти от новых явлений в исторической науке наступившего века,

сказывающихся в последовательном обращении от внешней схемы к попыткам раскрытия

реальной внутренней связи исторических событий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.