Периодизация истории России
Развивая в общей историко-политической концепции дворянскую концепцию М.М.
Щербатова, Карамзин следует за ним в основном и в конкретном развитии общей
исторической схемы своей «Истории государства Российского». В своем «Введении» к
«Истории...» Карамзин начал с критики шлецеровской периодизации, предложив взамен
свою, более обобщенную. Он предлагает разделить историю России на три периода: древний
— от Рюрика до Ивана III, средний — до Петра I и новый — послепетровский. Это деление
как будто звучит более современно, как перенесение на нашу историю периодизации
всеобщей истории. Но эта связь со всемирной историей только кажущаяся. Достаточно
вспомнить, что древний период — это период от Рюрика до Ивана III, т.е. так называемый
удельный период, чтобы понять, что с древним периодом всеобщей истории он ничего
общего не имеет. Это деление Карамзина — сугубо условное, и идет оно, как все
периодизации XVIII в., от истории русского единодержавия. Периодизация Карамзина
начинается с Рюрика, т.е. с образования государства, как предлагал и Шлецер. В истории
государства — это, по Карамзину, удельный ______________период, так как разделение на уделы началось
уже с Рюрика, когда русская земля разделилась между тремя братьями — Рюриком,
Синеусом и Трувором; так же раздавались земли и города боярам и князьям «под Ольгом
сущим». С Ивана III для Карамзина, как и для других историков XVIII в., начинается история
единодержавия в России. Наконец, с Петра начинается новейший период — история
«преображенной России».
Новым и несколько неожиданным в этой периодизации является определение первого
периода, в котором слиты два периода первоначальной схемы, вернее, выпал ее первый
период, обозначавшийся как начальный период единодержавия в Киевской Руси. Это была
одна из проблем, вызвавших оживленную полемику уже в исторической литературе XVIII в.
Щербатов, Шлецер, за ними, уже в XIX в., Эверс давали картину последовательного
развития Древней Руси, история которой начинается варварским периодом и лишь в XV в.
осуществляет их политический идеал в Московском государстве Ивана III. К этой схеме
примкнула и указанная характеристика Карамзина. Но, примкнув к ней, ученый далеко не
остался последовательным в ее проведении. Да, говорит он, мы застаем нашу страну в
состоянии младенчества «и не должны его стыдиться», но «отечество наше, слабое,
разделенное на малые области... обязано величием своим счастливому введению
монархической власти». «Основанная, возвеличенная единовластием», «Русь Владимира и
Ярослава «шагнула», так сказать, в один век от колыбели своей до величия». Таким образом,
Карамзин преодолел основную принципиальную трудность, порожденную совмещением
двух исторических концепций. Как и у Щербатова, главы отвечают великим княжениям;
взятое из «Степенной книги», это деление перешло целиком к Карамзину и впоследствии
сохранило значительную устойчивость в исторической литературе.
Показательнее в своем совпадении с Щербатовым деление по томам. В 1-м томе
Карамзин, после краткой характеристики источников и беглого очерка древнейшего периода
(как и у Щербатова), историю начал с образования государства, т.е. с Рюрика, и закончил
расцветом Киевской Руси при Владимире Святославиче — крещением Руси, т.е. тем же
княжением Владимира, которое составляло грань I и II томов «Истории...» Щербатова.
Разгромом Киева в 1169 г. и перенесением столицы во Владимир закончил Карамзин
свой 2-й том, этой же датой закончил Щербатов 5-ю книгу II тома. Новой столицей
обозначается и новый период русской истории. Только промежуточная дата удельного
раздробления после Ярослава, хотя и отмеченная в тексте 4-й главы II тома, так и осталась
затерянной в общем рассказе и не введенной в основное деление материала.
Как и Щербатов, даже больше, чем он, подчеркнул Карамзин роль татар в истории
России; это сказалось на дальнейшей периодизации у обоих. Завоевание Батыя — третья
определяющая дата русской истории: 1238 г. кончается 3-й том «Истории...» Карамзина и II
том у Щербатова. 1362 г. кончается 4-й том и великим княжением Дмитрия Донского
начинается 5-й том «Истории...» Карамзина; княжением Дмитрия Донского начинается и IV
том Щербатова.
Схемы отчасти разошлись на Иване III. Щербатов передвинул грань к Ивану IV;
Ивана IV выделяла «Степенная книга», с ним русский князь получил титул царя и утвердил
свое международное значение. Карамзин вернулся здесь к схеме Татищева и Ломоносова и,
связав восстановление единодержавия со свержением татарского ига, отнес его к Ивану III.
Торжественным хвалебным словом Ивану III начинается 6-й том «Истории...» Карамзина.
Близкий по времени к «Записке», он уже противопоставляет Ивана III Петру I, восхваляя
национальный характер политики первого.
Впрочем, дальше, на Иване IV, схемы Карамзина и Щербатова опять сошлись: их
объединила дворянская симпатия к боярской оппозиции самовластию Ивана Грозного.
Основное положение Щербатова — правление Ивана IV было благодетельным, пока он
слушался боярского совета; его ненормальная жестокость и беспочвенная подозрительность
привели к устранению добрых советников и к гибельным для России последствиям
опричнины. Это положение полностью принято Карамзиным: как и у Щербатова, история
царствования Ивана IV разделена у Карамзина на две половины 1558 г., две части V тома
Щербатова превратились у Карамзина даже в два самостоятельных тома (8 и 9); у обоих
царствование Федора и конец династии определяют рамки следующего тома. Последние два
тома должны были составить историю Смуты.
Новым является при этом то, что Карамзин не довольствуется простым
воспроизведением схемы, заимствованной у Татищева, а ищет объяснения устанавливаемой
смены политических форм, пытается установить те исторические силы, те конкретные
условия, которые определяли эти изменения. Но при этом самый характер принятой схемы
закрывает путь к решению поставленной задачи. Внутренняя связь берется из самой схемы,
характеристика исторического процесса превращается в его объяснение, история народа с
предельной последовательностью превращается в историю государства. «Мы хотим обозреть
весь путь государства российского от начала до нынешней степени оного» — такова тема
русской истории по Карамзину. Отсюда смена политических форм превращалась в разрыв
внутренней связи между историческими явлениями, а самый разрыв заполнялся внешними
явлениями и фактами, которые превращались в объяснение явлений.
Так, факт призвания варягов превратился, по сути дела, в идею варяжского
происхождения Киевского государства, несмотря на противоречие этой идеи всему
националистическому направлению «Истории...» Карамзина.
Таким же образом татарское завоевание превратилось в источник возрождения
русского единодержавия, в спасительную силу русской истории. «Нашествие Батыево
ниспровергло Россию... Дальнейшее наблюдение открывает и в самом зле причину блага, и в
самом разрушении пользу целости». Внутреннее развитие страны вело ее к политической
гибели: «Могло пройти еще сто лет и более в княжеских междоусобиях: чем заключались бы
оные? Вероятно, погибелию нашего отечества... Москва же обязана своим величием ханам».
Как в вопросах источниковедения, так и в трактовке исторических явлений ученый не
мог, однако, полностью уйти от новых явлений в исторической науке наступившего века,
сказывающихся в последовательном обращении от внешней схемы к попыткам раскрытия
реальной внутренней связи исторических событий.
Поиск по сайту:
|