Влияние «Истории государства Российского»
Выход в свет весной 1818 г. первых восьми томов карамзинской «Истории...»
совершил переворот в сознании россиян. Уже во второй половине XIX в. воспитанники всех
учебных заведений были знакомы с этим трудом. Даже тогда, когда появились новые имена
историков — С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, — труд
Николая Михайловича оставался обязательным чтением в гимназиях и университетах. На
Карамзине выросли и с благодарностью вспоминают о нем в своих произведениях писатели
Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, С.И. Аксаков, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский;
публицисты-демократы Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский; великий сатирик М.Е.
Салтыков-Щедрин; мемуарист-географ П.П. Семенов-Тяншанский; историки К.Н. Бестужев-
Рюмин и С.М. Соловьев. Известный мыслитель Н.Н. Страхов, близкий к Достоевскому и
Толстому, писал: «Я воспитан на Карамзине... Мой ум и вкус развивались на его сочинениях.
Ему обязан пробуждением своей Души, первым и высоким умственным наслаждением». В
свою очередь Ф.М. Достоевский, отвечая на вопрос о детском чтении, советовал «не обойти
Карамзина», полагая, что «исторические сочинения имеют огромное воспитательное
значение, верите и давайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит
высокие мысли».
Практически все издания прошлого столетия, рассчитанные на юношеское
восприятие, включали отрывки или пересказы «Истории...» Карамзина. В популярных
хрестоматиях сочинения Карамзина определялись как веха в истории российской
словесности: «От Петра I до Карамзина», «От Карамзина до Пушкина». Отрывки из
«Истории государства Российского» помещены в книге знаменитого педагога К.Д.
Ушинского «Детский мир и Хрестоматия» (для чтения на уроках родного языка в младших
классах). К 1916 г. эта книга выдержала 41 издание. Известный педагог и литературовед А.Д.
Галахов подготовил хрестоматию с фрагментами из «Истории...», которая к 1918г.
переиздавалась 40 раз. В своих статьях он рассматривал такие проблемы, как «Карамзин и
нравственность», «Карамзин как оптимист». В известной Поливановской гимназии в Москве
на Пречистинке, где училось немало будущих знаменитостей (В.Я. Брюсов, Б.Н. Бугаев
(Андрей Белый) и др.), как правило, писали исторические сочинения «из Карамзина».
Историк Москвы П.В. Сытин в 15 лет прочитал все 12 томов «Истории государства
Российского» и сделал из них обширные выписки.
В послеоктябрьский период общественно-политические воззрения Карамзина (как,
впрочем, практически всех дореволюционных историков — С.М. Соловьева, В.О.
Ключевского, М.П. Погодина, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, П.Н. Милюкова, С.Ф.
Платонова и многих других) были признаны консервативными, националистическими и
монархическими, и его труды надолго исчезли из педагогической литературы.
Нельзя не упомянуть и о влиянии труда Карамзина на историческое краеведение.
Этот, по определению Д.С. Лихачева, «самый массовый вид науки» получил свое
становление в России также под воздействием «Истории...» Карамзина. Патриоты своего
края пользовались трудами Николая Михайловича как основой для отбора фактов о родном
городе и знаменитых земляках. Так, благодаря Н.М. Карамзину происходило воспитание
историей. Видный этнограф И.П. Смирнов (1807-1863) вспоминал годы учения в Тульской
духовной семинарии: «Среди чтения «Истории...» Карамзина являлась всегда одна мысль:
что такое Тула и как жили наши отцы».
Интерес к местной истории пробуждал в обществе внимание к частному быту,
каждодневной жизни. Историк русского быта, археолог И.Е. Забелин с детских лет
зачитывался «Историей...» Карамзина и навсегда определил для себя, какое важное значение
в познании бытовой истории имеют вещественные источники. Опережая время, Николай
Михайлович намного расширил источниковую базу исторической науки. Он был один из
первых историков, кто ввел в научный оборот такие источники, как древние монеты, медали,
надписи, сказки, песни, пословицы; обратил внимание на старинные слова, обычаи россиян,
их жилища, одежду и захоронения; впервые в русской науке заговорил о влиянии природных
условий на исторический процесс, на физический и духовный облик различных наций. И
сегодня исследователи, начиная изучать быт Древней Руси, прошлое отдельных ее областей,
изобразительные и архитектурные памятники, в первую очередь обращаются к «Истории...»
Н.М. Карамзина.
Благодаря влиянию труда Николая Михайловича значительно расширилось
представление о социальном составе лиц, действовавших ______________в истории России. Поэтому
обвинения, предъявляемые ему как историку князей и княжений, а не народа, со временем
оказались несостоятельными. Напротив, его труд способствовал демократизации
представлений о содержании истории и ее участниках, расширял круг самих исследователей
и в конечном счете, воспитывал в обществе уважение к науке и труду ученого.
Литература
Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценке современников.
М., 1989.
Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1985.
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
Сохаров А.Н. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)//Историки России XVIII-XX
веков. Вып. I. Архивно-информационный бюллетень № 9 — Приложение к журналу
«Исторический архив». М., 1995.
Соколов АН. Бессмертный историограф. Николай Михайлович Карамзин// Историки России
XVIII — начало XX века М., 1996.
Шмидт С.О. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского// Н.М. Карамзин об
истории государства Российского. М., 1990.
Эйдельман Н. Последний летописец. М., 1983.
Поиск по сайту:
|