Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние «Истории государства Российского»



Выход в свет весной 1818 г. первых восьми томов карамзинской «Истории...»

совершил переворот в сознании россиян. Уже во второй половине XIX в. воспитанники всех

учебных заведений были знакомы с этим трудом. Даже тогда, когда появились новые имена

историков — С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, — труд

Николая Михайловича оставался обязательным чтением в гимназиях и университетах. На

Карамзине выросли и с благодарностью вспоминают о нем в своих произведениях писатели

Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, С.И. Аксаков, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский;

публицисты-демократы Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский; великий сатирик М.Е.

Салтыков-Щедрин; мемуарист-географ П.П. Семенов-Тяншанский; историки К.Н. Бестужев-

Рюмин и С.М. Соловьев. Известный мыслитель Н.Н. Страхов, близкий к Достоевскому и

Толстому, писал: «Я воспитан на Карамзине... Мой ум и вкус развивались на его сочинениях.

Ему обязан пробуждением своей Души, первым и высоким умственным наслаждением». В

свою очередь Ф.М. Достоевский, отвечая на вопрос о детском чтении, советовал «не обойти

Карамзина», полагая, что «исторические сочинения имеют огромное воспитательное

значение, верите и давайте лишь то, что производит прекрасные впечатления и родит

высокие мысли».

Практически все издания прошлого столетия, рассчитанные на юношеское

восприятие, включали отрывки или пересказы «Истории...» Карамзина. В популярных

хрестоматиях сочинения Карамзина определялись как веха в истории российской

словесности: «От Петра I до Карамзина», «От Карамзина до Пушкина». Отрывки из

«Истории государства Российского» помещены в книге знаменитого педагога К.Д.

Ушинского «Детский мир и Хрестоматия» (для чтения на уроках родного языка в младших

классах). К 1916 г. эта книга выдержала 41 издание. Известный педагог и литературовед А.Д.

Галахов подготовил хрестоматию с фрагментами из «Истории...», которая к 1918г.

переиздавалась 40 раз. В своих статьях он рассматривал такие проблемы, как «Карамзин и

нравственность», «Карамзин как оптимист». В известной Поливановской гимназии в Москве

на Пречистинке, где училось немало будущих знаменитостей (В.Я. Брюсов, Б.Н. Бугаев

(Андрей Белый) и др.), как правило, писали исторические сочинения «из Карамзина».

Историк Москвы П.В. Сытин в 15 лет прочитал все 12 томов «Истории государства

Российского» и сделал из них обширные выписки.

В послеоктябрьский период общественно-политические воззрения Карамзина (как,

впрочем, практически всех дореволюционных историков — С.М. Соловьева, В.О.

Ключевского, М.П. Погодина, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина, П.Н. Милюкова, С.Ф.

Платонова и многих других) были признаны консервативными, националистическими и

монархическими, и его труды надолго исчезли из педагогической литературы.

Нельзя не упомянуть и о влиянии труда Карамзина на историческое краеведение.

Этот, по определению Д.С. Лихачева, «самый массовый вид науки» получил свое

становление в России также под воздействием «Истории...» Карамзина. Патриоты своего

края пользовались трудами Николая Михайловича как основой для отбора фактов о родном

городе и знаменитых земляках. Так, благодаря Н.М. Карамзину происходило воспитание

историей. Видный этнограф И.П. Смирнов (1807-1863) вспоминал годы учения в Тульской

духовной семинарии: «Среди чтения «Истории...» Карамзина являлась всегда одна мысль:

что такое Тула и как жили наши отцы».

Интерес к местной истории пробуждал в обществе внимание к частному быту,

каждодневной жизни. Историк русского быта, археолог И.Е. Забелин с детских лет

зачитывался «Историей...» Карамзина и навсегда определил для себя, какое важное значение

в познании бытовой истории имеют вещественные источники. Опережая время, Николай

Михайлович намного расширил источниковую базу исторической науки. Он был один из

первых историков, кто ввел в научный оборот такие источники, как древние монеты, медали,

надписи, сказки, песни, пословицы; обратил внимание на старинные слова, обычаи россиян,

их жилища, одежду и захоронения; впервые в русской науке заговорил о влиянии природных

условий на исторический процесс, на физический и духовный облик различных наций. И

сегодня исследователи, начиная изучать быт Древней Руси, прошлое отдельных ее областей,

изобразительные и архитектурные памятники, в первую очередь обращаются к «Истории...»

Н.М. Карамзина.

Благодаря влиянию труда Николая Михайловича значительно расширилось

представление о социальном составе лиц, действовавших ______________в истории России. Поэтому

обвинения, предъявляемые ему как историку князей и княжений, а не народа, со временем

оказались несостоятельными. Напротив, его труд способствовал демократизации

представлений о содержании истории и ее участниках, расширял круг самих исследователей

и в конечном счете, воспитывал в обществе уважение к науке и труду ученого.

Литература

Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценке современников.

М., 1989.

Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М., 1985.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Сохаров А.Н. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)//Историки России XVIII-XX

веков. Вып. I. Архивно-информационный бюллетень № 9 — Приложение к журналу

«Исторический архив». М., 1995.

Соколов АН. Бессмертный историограф. Николай Михайлович Карамзин// Историки России

XVIII — начало XX века М., 1996.

Шмидт С.О. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского// Н.М. Карамзин об

истории государства Российского. М., 1990.

Эйдельман Н. Последний летописец. М., 1983.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.