Новые направления в историографии
Проникновение представителей третьего сословия во все области культуры и
общественной жизни также стало довольно распространенным явлением второй половины
XVIII в. Выдающийся сатирик Денис Фонвизин писал: «Третий сей чин есть убежище наук и
освященное место человеческого познания. Нет такого рода заслуг и добродетели, которых
бы не производил третий чин». В связи с расширением круга историков расширяется также
круг исторических персонажей, т.е. круг лиц, деятельность которых представлена в
исторических произведениях. Наряду с классическим репертуаром феодальной
историографии на страницах исторических произведений появились, как и в художественной
литературе, деятели третьего сословия (по западноевропейской терминологии). Так, В.В.
Крестинин пишет историю крестъянско-промышленного рода Вахониных-Негодяевых.
Разработка отечественной истории осуществлялась не только в Петербурге или в
Москве, но и во многих провинциальных центрах. Но самым характерным для развития
исторической мысли явилось расширение тематики исторического исследования в
экономическом направлении. Наиболее видными представителями этого течения были В.В.
Крестинин, М.Д. Чулков, И.И. Голиков и др. Все они были выходцами из того нового класса,
который со второй половины XVIII в. играл все большую и большую роль в экономической
жизни России. Тяготение буржуазии к истории закономерно, так как оппозиционность
купечества находила в известной степени выход в истории. Историки из купцов или
разночинцев, разумеется, не столько интересовались штатными сюжетами феодальной по
ториографии, сколько историей коммерции, которую они понимали как историю торговли,
финансов, фабрик и заводов.
Оппозиционность идеологов купечества сказывалась также и в идеализации Петра I.
Этого великого государственного деятеля они считали образцом, давая понять, что
современные правительства не могут действовать иначе, чем поступал Петр по отношению к
купечеству в первую очередь. Если дворянская историография второй половины XVIII в. в
отличие от первой половины отрицательно относилась ко многим преобразованиям начала
XVIII в., то нарождающаяся буржуазная историография отстаивала их, добиваясь
продолжения.
В 60-х гг. XVIII в. впервые были изданы произведения, ставшие основой русской
историографии и сыгравшие значительную роль в развитии исторической науки. Были
опубликованы не только труды, написанные современниками, но и историками первой
половины XVIII столетия. Через год после смерти М.В. Ломоносова вышла в свет его
«Древняя Российская история» (1766), в 1767 г. появился первый том «Истории Российской»
Ф. Эмина и, наконец, еще через год — первая часть первой книги «Истории Российской»
В.Н. Татищева; в 1770г. М.М. Щербатов выпустил первый том своего фундаментального
труда «История Российская от древнейших времен». Тогда же впервые были напечатаны
основные источники русском истории — летописи и законодательные памятники: в 1767 г.
— Кенигсбергская и Никоновская летописи, «Русская Правда» в 1768 г. — «Судебник»
Ивана IV; с 1773 г, начала выходить «Древняя Российская Вивлиофика». Постепенно русская
национальная литература и историография приходит на смену увлечению классицизмом и
античной тематикой в изобразительном искусстве, исторической драматургии и истории.
Н.И. Новиков
Развитие России в капиталистическом направлении, американская революция,
напряженная обстановка во Франции перед 1789 г. — все это заставляло екатерининское
правительство проводить такие мероприятия, которые объективно способствовали созданию
условий для развития русской исторической мысли. В этом отношении характерен указ об
открытии «вольных типографий». Еще 24 января 1773г. был издан указ об учреждении
типографий при губернских правлениях, сыгравших, правда, минимальную роль в истории
русской культуры. 15 января 1783 г. вышел указ о заведении вольных типографий.
Интересно отметить, что в нем было сказано: «... типографии для печатания книг не
различать от прочих фабрик и рукоделий».
Николай Иванович Новиков (1744-1818) за дело издания памятников принялся в 70-х
гг. и самым важным его начинанием стало издание 10 книг «Древней Российской
Вивлиофики». Это был первый русский ежемесячный архивный журнал. Он состоял
исключительно из архивных публикаций и памятников древней письменности. Здесь
публиковались; посольские книги, русские грамоты, описания свадебных обрядов,
исторические и географические достопримечательности, сочинения древних российских
стихотворцев и т.д. Русская история должна была служить, по представлению: Новикова,
целям просвещения и борьбы с невежеством.
Происходил Н.И. Новиков из небогатых дворян Бронницкого уезда Московской
губернии, обучался в Московской университетской гимназии, в 1762 г. поступил на службу в
лейб-гвардии Измайловский полк в Петербурге, где активно занимался самообразованием. В
день воцарения Екатерины II как часовой у подъемного моста Измайловских казарм был
произведен в унтер-офицеры. Еще до время службы он обнаружил вкус к словесности и
книжному делу. В 1767 г. Новиков был назначен одним из протоколистов Комиссии
депутатов по составлению нового Уложения. Здесь, изучая материалы наказов, Николай
Иванович гораздо ближе познакомился среальной русской действительностью и стал лично
известен Екатерине II. В 1766 г. он вышел в отставку и стал издавать еженедельный журнал
«Трутень». Свое издание Новиков противопоставил господствовавшей в русском обществе
французской просветительской философии, которая усвоила лишь вольтеровский смех,
превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова сатирически изображали
львов и львиц тогдашнего большого света, проводили мысль о несправедливости
крепостного права, выступали против произвола помещиков, взяточничества,
«неправосудия» и придворных интриг. Между новиковским «Трутнем» и екатерининской
«Всякой всячиной» возникла полемика о содержании сатиры. В итоге «Трутень» сначала
умерил тон, отказался от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и вовсе прекратил свое
существование, конечно, не по своей воле.
Новый журнал Новикова «Живописец» (с 1772 г.) стал лучшим изданием второй
половины XVIII в. и особенно пришелся по вкусу мещанам. Однако и в этом издании
Николай Иванович горячо ратовал против крепостного права, и в 1773 г, журнал был закрыт.
С 1774г. стал выходить журнал «Кошелек», выступавший против нравов светского общества.
Придворные сделали все, чтобы он был вскоре закрыт.
Противовес модному французскому воспитанию Новиков пытался найти в
добродетелях предков, в нравственной высоте, в силе старых русских начал. Вот почему
Николай Иванович одновременно с сатирическими журналами стал выпускать исторические
издания, чтобы содействовать укреплению национального самосознания, дать «начертание
нравов и обычаев предков», дабы народ познал «великость духа своего, украшенного
простотой». Материалы поступали из древлехранилищ и церковных собраний. Екатерина II
сама разрешила Н.И. Новикову доступ в государственные архивы. Много документов
предоставили ему Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, Н.Н. Бантыш-Каменский, а субсидировала
издание Вивлиофики и — достаточно щедро — императрица,
Новиков считал, что «введение наук в России и художеств безвозвратно погубили
нравы», но вместе с тем он был ревностным приверженцем просвещения, почитателем Петра
I и писательского таланта. С 1772 г. он составлял «Опыт исторического словаря о российских
писателях». С середины 70-х гг. Новиков становится приверженцем масонства.
С 1777 г. он издавал «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Это был журнал
ученой и литературной критики, поставивший себе целью сблизить русскую литературу и
науку с ученым миром Запада, но в то же время выставлял заслуги отечественных писателей,
особенно исторических. Нравоучительные идеи Новиков проводил и в следующем
ежемесячном журнале «Утренний свет» (1777-1779), который издавался в Москве и
Петербурге, и публиковал произведения Юнга, Паскаля, переводы немецких писателей. Все
доходы с изданий шли на устройство и содержание народных училищ.
В 1779 г. М.М. Херасков, куратор Московского университета, также масон,
предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских
ведомостей». В Москве начинается самый блестящий период деятельности Новикова. Он
работает в окружении московских масонов, которые были преданы идее нравственного
воспитания и самопознания (В.И. Лопухин, С.И. Гамалея, И.Е. Шварц, князья Трубецкие и
Черкасские, И.П. Тургенев, профессора Московского университета, княгиня В.А.
Трубецкая). За три года деятельности в университетской типографии Новиков опубликовал в
ней больше книг, чем вышло до него за 24 года ее существования. Из 448 названий книг,
изданных Новиковым, 290 книг светского содержания, остальные — духовное чтение, в
основном касающееся масонства. Продажа книг десятками тысяч проводилась не только в
Москве, но и в провинциальных городах и даже деревнях. Открываются первые публичные
библиотеки. Благодаря деятельности переводчиков, сочинителей, владельцев типографий и
книжных лавок, в России создавалось общественное мнение. В голодный 1787г. Новиков в
больших размерах оказывает помощь голодающим. Проникнутые масонскими идеями,
состоятельные люди отдавали свои средства Новикову для целей благотворительности и
просвещения.
С 1773 по 1775г. Николай Иванович издал 10 частей «Древней Российской
Вивлиофики». Позднее, в 1788-1791 гг., Новиков расширил издание до 20 частей. Успех
первого издания «Вивлиофики» был настолько велик, что аналогичное собрание источников
стала выпускать и Академия наук под названием «Продолжение Российской Вивлиофики»
(1786-1801; 11 частей). Новиков также напечатал «Книгу Большого чертежа», вышедшую в
первом издании под названием «Древняя Российская идрография» (СПб., 1773; второе
издание (1792) уже носило общепринятое название). В 1776 г. Новиков начал готовить к
изданию сборник исторических материалов — «Сокровища древностей Российских», но
книга в свет не вышла. Можно предположить, что он заменил ее другим изданием —
«Повествователь древностей Российских, или Собрание разных достопамятных записок,
служащих к пользе истории и географии Российской». Опубликованная им «История о
невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева» рассматривалась
общественностью как смелое оппозиционное выступление против Екатерины II,
отстранившей в результате дворцовых интриг от дел полководца П.А. Румянцева. В 1783-
1784 гг. Новиков выпускал «Прибавления» к «Московским ведомостям», в которых имелись
различные статьи по истории. Так, в 1784 г. была опубликована «История ордена иезуитов»,
продолжение которой было запрещено, а напечатанные экземпляры конфискованы. В 1788 г.
Новиков без указания типографии выпустил «Историю о страдальцах соловецких», издание
которой послужило одним из оснований для официальной мотивировки его ареста в 1792 г.
Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза.
В мае 1792 г. уже серьезно больной Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость
сроком на 15 лет.
Четыре с половиной года Новиков провел в крепости, был освобожден Павлом I в
первый же день его царствования. На свободу вышел дряхлый, старый и согбенный человек.
Он отказался от всякой общественной деятельности и до самой смерти (31 июля 1818г.)
прожил безвыездно в своем имении Авдотьино, заботясь лишь о нуждах и просвещении
своих крестьян.
Несомненно, что именно благодаря Н.И. Новикову в 80-х гг. XVIII в. произошел
определенный перелом не только в развитии отечественной литературы и общественной
мысли, но и в распространении и развитии исторических знаний. Еще В.О. Ключевский
назвал 1779-1789 гг. «новиковским десятилетием». Если до Новикова в Москве имелось
всего две книжных лавки, то к исходу столетия их насчитывалось два десятка, а их оборот
достигал огромной для того времени суммы 200 000 рублей. Николай Иванович установил
книготорговые связи Москвы со Смоленском, Тамбовом, Глуховом, Вологдой, Коломной,
Полтавой, Псковом, а несколько позже с Ярославлем, Казанью, Тулой, Богородицком,
Киевом, Симбирском, Тверью, Рязанью, Ригой, а также Архангельском. В результате
деятельности вольных русских типографий число ежегодно издаваемых книг с 1786 по 1790
г. увеличилось почти в три с половиной раза в сравнении с началом 60-х гг. Но это было не
столько следствием работы вольных типографий вообще, сколько новиковской
«типографической компании», организованной в Москве в 1784 г. Однако историческая
литература в издательской деятельности Н.И. Новикова занимала далеко не первое по
объему и значению место. Тем не менее, просветительская деятельность Новикова не только
отражала успехи в разработке русской истории, но и активно содействовала ей. Из его
типографий вышли произведения и материалы видных историков XVIII в., в том числе В.Н.
Татищева, М.М. Щербатова, Феофана Прокоповича, М.Д. Чулкова, И.И. Голикова,
«Размышление о греческой истории» Мабли в переводе и с Примечаниями А.Н. Радищева,
Н.Н. Бантыш-Каменского, Книга А.А. Засецкого и многие другие.
Поиск по сайту:
|