Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы диалектического исследования



37.

... Истинное исследование — это развернутая истина, разъединенные члены которой соединяются в результате. И разве способ исследования не должен изменяться вместе с предметом?

(М. — Заметки о нов. прусс. цензур. уставе. Л. Н. I, стр. 135)

38.

Последний метод, очевидно, является правильным в научном отношении. Конкретное потому конкретно, что оно заключает в себе множество определений, являясь единством в многообразии. В мышлении оно выступает как процесс соединения, как результат, но не как исходный пункт, хотя оно является исходным пунктом в действительности и, следовательно, также исходным пунктом наглядного созерцания и представления. Если идти первым путем, то полное представление испарится до степени абстрактного определения, при втором же — абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного путем мышления... Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его духовно, как конкретное... Простейшая экономическая категория... не может существовать иначе, как абстрактное, одностороннее отношение уже данного конкретного и живого целого... Реальный субъект остается все время вне головы, существуя как нечто самостоятельное и именно до тех пор, пока голова относится к нему лишь умозрительно, теоретически. Поэтому при теоретическом методе субъект, т. е. общество, должен постоянно витать в нашем представлении, как предпосылка.

(М. Введ. к кр. пол. эк.)

39.

... Не имеют ли простейшие категории независимого исторического или естественного существования раньше более конкретных?.. Здесь остается доля истины, а именно, что простейшие категории суть выражения условий, в которых может реализоваться неразвившаяся конкретность, до установления /36/ более многостороннего отношения и более многосторонней связи, идеальным выражением которых служит конкретная категория, в то время как развившаяся конкретность сохраняет простейшую категорию, как подчиненное отношение... С этой стороны можно сказать, что простейшая категория может выражать собой господствующие отношения неразвившегося целого, отношения, которые уже существовали исторически раньше, чем целое развилось в том направлении, которое выражает конкретная категория. Постольку законы абстрактного мышления, восходящего от простого к сложному, соответствуют действительному историческому процессу... Совершенно простая категория выявляется исторически в своей полной силе только при наиболее развитых общественных отношениях... Наиболее всеобъемлющие абстракции вообще возникают только в условиях богатого конкретного развития, где одно и то же является общим многим или всем элементам. Тогда они перестают представляться мышлению только в своей собственной форме.

(Там же)

 

Формы изучения социальных отношений

40.

Буржуазное общество есть наиболее развитая и многосторонняя историческая организация производства. Категории, выражающие его отношения, понимание его организации, позволяют вместе с тем проникнуть в строение и производственные отношения всех отживших общественных форм... Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны... Если правда, что категории буржуазной экономики заключают в себе истину и для всех других общественных форм, то это надо понимать cum grano salis. Они могут содержаться в ней в развитом, в искаженном, в карикатурном, во всяком случае, в существенно-измененном виде. Так называемое историческое развитие вообще покоится на том, что последующая форма рассматривает предыдущую как ступень к самой себе и всегда понимает ее односторонне, ибо лишь весьма редко и при строго определенных условиях, она бывает способна к самокритике...

(Там же)

41.

Как и при всякой исторической социальной науке, по отношению к экономическим категориям нужно постоянно иметь в виду, что как в действительности, так и в голове здесь дан субъект, в нашем случае современное буржуазное общество, и что поэтому /37/ категории выражают формы бытия, условия существования, часто только отдельные стороны этого определенного общества, этого субъекта, и что поэтому... наука никоим образом не начинается только там, где о ней, как о таковой, идет речь…

Капитал — это господствующая над всем экономическая сила буржуазного общества. Он должен составлять начальный и конечный пункт, и его понятие надлежит развить раньше, чем понятие земельной собственности... Таким образом, совершенно неподходящим и ошибочным приемом было бы брать экономические категории в том порядке, в каком они исторически играли решающую роль. Наоборот, их порядок определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе...

(Там же)

42.

Неравномерное отношение развития материального производства, напр., к художественному. Вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции. В вопросах искусства и т. д. эта диспропорциональность не так важна и не так трудна для понимания, как в сфере практических социальных отношений, напр., образование Соединенных Штатов в отношении к Европе. Но пункт, собственно представляющий затруднение, который надлежит здесь обсудить, заключается в следующем: каким образом производственные отношения, как правовые отношения, вступают на неравный путь развития. Следовательно, напр., отношение римского частного права (к уголовному и публичному праву это относится меньше) к современному производству.

(М. Введ. к кр. пол. эк.).

43.

Всю историю надо начать изучать сызнова. Надо исследовать в деталях условия существования различных общественных образований, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частно-правовые, эстетические, философские, религиозные и т. д. воззрения. В этом отношении сделано до сих пор очень мало, потому что очень немного людей серьезно этим занималось.

(Э. — Шмидту. 5 Авг. 1890)

44.

Не забыть, что право точно так же не имеет своей собственной истории, как и религия…

Естествознание и история. Не существует вовсе истории политики, права, науки и т. д., искусства, религии.

(Нем. идеология. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Кн. 1)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.