Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы исследования и право



/33/

Помимо определения места права в ряду других общественных явлений, Маркс устанавливает также формы и приемы исследования социальных явлений, стало быть, и явлений правовых. Диалектическая точка зрения требует рассмотрения связиобщественных явлений в их развитии и, вместе с тем, изучения конкретныхособенностей каждой формы общественного явления. Поэтому в основу диалектического исследования общественных явлений Марксом кладется теоретический анализ: выделяются основные, общие отношения, закономерности, а затем прослеживается развитие этих закономерностей, проявление общих отношений в конкретных, частных формах явления. Таким путем «сводится к единству множество определений», постепенно конкретизируется, «развертывается» истина; при помощи «метода восхождения от абстрактного к конкретному» мышление «усваивает себе конкретное». Теоретический анализ должен, однако, в соответствии с общим духом диалектического материализма, проводиться таким образом, чтобы «диалектика понятий» была отражением «диалектики бытия», чтобы логическое развитие категорий по возможности совпадало с действительно имеющим место историческим развитием. Изучая какую-либо специальную область общественного бытия, нужно исходить из правила, что «сложное тело легче изучить, чем клеточку тела»: поэтому исходить из тех форм, какие данная область принимает при том общественном строе, в котором она получает наивысшее развитие. Абстрагируясь от побочных элементов, выделив наиболее общие категории, «абстрактные односторонние отношения к целому», мы начинаем историческое изучение с той эпохи, в которую эти абстрактные отношения являлись господствующими. А затем на разных исторических стадиях развития, прослеживая, как это общее отношение конкретизируется исторически, мы этим самым прослеживаем и логическое его развитие, логическую его конкретизацию в совокупность определений. Важно лишь не впадать при этом в односторонность и изучать своеобразие каждой исторической формы, не рассматривать ее преднамеренно как ступень к следующей исторической форме. Мы находим все эти особенности исследования у Маркса полностью в области политической экономии, но то же в значительной мере может быть отнесено и к праву, если только приняты во внимание все особенности развития права.

И. Разумовский

Догматизм и абстракция

34.

Наша теория — не догмат, а разъяснение эволюционного процесса, процесса, вызывающего в жизни целую цепь тесно связанных друг с другом последующих явлений, «различные фазы».

(Э)

35.

Наша теория — теория революционная, а не догмат, которая выучивается наизусть и затем механически повторяется.

(Э)

36.

Можно ли удивляться тому, что в последней степени абстракции — так как мы имеем здесь дело с абстракцией, а не с анализом — всякая вещь является в виде логической категории. Можно ли удивляться тому, что, устраняя мало-помалу все, составляющее отличительную особенность данного дома, отвлекаясь от материалов, из которых он построен, от формы, которая ему свойственна, — мы получаем, наконец, лишь тело вообще; что, отвлекаясь от размеров этого тела, мы оставляем в результате лишь пространство; что, отвлекаясь от пределов этого пространства, мы приходим, наконец, к тому, что мы имеем дело лишь с количеством в чистом виде, с логической категорией количества. Последовательно, отвлекаясь, таким образом, от всякого субъекта, от всех его так называемых случайных признаков, одушевленных или неодушевленных, людей или вещей, — мы можем сказать, что в последней степени абстракции у нас есть лишь логические категории, как субстанция всех вещей. Со своей стороны, метафизики, воображающие, что эти абстракции составляют анализ, и думающие, что, все более и более удаляясь от предмета, они приближаются к его пониманию, — метафизики по своему правы, говоря, что в нашем мире вещи представляют лишь собой узоры, для которых логические категории служат канвою. Этим-то отличается философ от христианина. Вопреки логике, христианин знает лишь одно воплощение Logos᾽a («Слово»); у философа нет конца этим воплощениям, все существующее, все живущее на земле или в воде может быть сведено с помощью абстракции к логической /35/ категории; удивительно ли, что весь действительный мир может, таким образов, потонуть в море абстракции и логических категорий. Все существующее, все живущее на земле или в воде, существует и живет лишь в силу известного движения. Так, историческое движение создает общественные отношения, промышленное движение дает нам промышленные продукты, и т. д.

(Нищ. Фил., стр. 90)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.