Помимо определения места права в ряду других общественных явлений, Маркс устанавливает также формы и приемы исследования социальных явлений, стало быть, и явлений правовых. Диалектическая точка зрения требует рассмотрения связиобщественных явлений в их развитии и, вместе с тем, изучения конкретныхособенностей каждой формы общественного явления. Поэтому в основу диалектического исследования общественных явлений Марксом кладется теоретический анализ: выделяются основные, общие отношения, закономерности, а затем прослеживается развитие этих закономерностей, проявление общих отношений в конкретных, частных формах явления. Таким путем «сводится к единству множество определений», постепенно конкретизируется, «развертывается» истина; при помощи «метода восхождения от абстрактного к конкретному» мышление «усваивает себе конкретное». Теоретический анализ должен, однако, в соответствии с общим духом диалектического материализма, проводиться таким образом, чтобы «диалектика понятий» была отражением «диалектики бытия», чтобы логическое развитие категорий по возможности совпадало с действительно имеющим место историческим развитием. Изучая какую-либо специальную область общественного бытия, нужно исходить из правила, что «сложное тело легче изучить, чем клеточку тела»: поэтому исходить из тех форм, какие данная область принимает при том общественном строе, в котором она получает наивысшее развитие. Абстрагируясь от побочных элементов, выделив наиболее общие категории, «абстрактные односторонние отношения к целому», мы начинаем историческое изучение с той эпохи, в которую эти абстрактные отношения являлись господствующими. А затем на разных исторических стадиях развития, прослеживая, как это общее отношение конкретизируется исторически, мы этим самым прослеживаем и логическое его развитие, логическую его конкретизацию в совокупность определений. Важно лишь не впадать при этом в односторонность и изучать своеобразие каждой исторической формы, не рассматривать ее преднамеренно как ступень к следующей исторической форме. Мы находим все эти особенности исследования у Маркса полностью в области политической экономии, но то же в значительной мере может быть отнесено и к праву, если только приняты во внимание все особенности развития права.
И. Разумовский
Догматизм и абстракция
34.
Наша теория — не догмат, а разъяснение эволюционного процесса, процесса, вызывающего в жизни целую цепь тесно связанных друг с другом последующих явлений, «различные фазы».
(Э)
35.
Наша теория — теория революционная, а не догмат, которая выучивается наизусть и затем механически повторяется.
(Э)
36.
Можно ли удивляться тому, что в последней степени абстракции — так как мы имеем здесь дело с абстракцией, а не с анализом — всякая вещь является в виде логической категории. Можно ли удивляться тому, что, устраняя мало-помалу все, составляющее отличительную особенность данного дома, отвлекаясь от материалов, из которых он построен, от формы, которая ему свойственна, — мы получаем, наконец, лишь тело вообще; что, отвлекаясь от размеров этого тела, мы оставляем в результате лишь пространство; что, отвлекаясь от пределов этого пространства, мы приходим, наконец, к тому, что мы имеем дело лишь с количеством в чистом виде, с логической категорией количества. Последовательно, отвлекаясь, таким образом, от всякого субъекта, от всех его так называемых случайных признаков, одушевленных или неодушевленных, людей или вещей, — мы можем сказать, что в последней степени абстракции у нас есть лишь логические категории, как субстанция всех вещей. Со своей стороны, метафизики, воображающие, что эти абстракции составляют анализ, и думающие, что, все более и более удаляясь от предмета, они приближаются к его пониманию, — метафизики по своему правы, говоря, что в нашем мире вещи представляют лишь собой узоры, для которых логические категории служат канвою. Этим-то отличается философ от христианина. Вопреки логике, христианин знает лишь одно воплощение Logos᾽a («Слово»); у философа нет конца этим воплощениям, все существующее, все живущее на земле илив воде может быть сведено с помощью абстракции к логической /35/ категории; удивительно ли, что весь действительный мир может, таким образов, потонуть в море абстракции и логических категорий. Все существующее, все живущее на земле или в воде, существует и живет лишь в силу известного движения. Так, историческое движение создает общественные отношения, промышленное движение дает нам промышленные продукты, и т. д.