Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право в общей схеме историко-материалистического воззрения



/25/

Исследование корней «мистического сознания» политико-правовых понятий, тесно связанное с практической политической борьбой, непрерывно продолжавшаяся критика буржуазного права, вечных правовых истин и догматических воззрений явились для Маркса и Энгельса исходным пунктом для всех дальнейших построений, для всей постепенно укрепляющейся и развивающейся схемы исторического мышления. Но, отыскав эти корни в экономической структуре общества, Маркс и Энгельс должны были начать с начала, — с изучения общественной экономики, чтобы затем лишь можно было перейти к политической и правовой «надстройкам». Вопросы права отодвигаются у них на задний план, «играют второстепенную роль» и трактуются лишь мимоходом в связи с основными, экономическими вопросами. В общей схеме исторического материализма политика и право рассматриваются ими, как «юридическая и политическаянадстройка», «надстройка правовых и политических учреждений» над «реальным, экономическим основанием»; для них «отношения собственности» являются лишь юридическим «выражением производственных отношений», их «правовой формой». Указывается, кроме того, что реальному основанию соответствуют «определенныеформы общественного сознания», «правовые воззрения», «правовые системы»; что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»; что нужно «отличать материальный, сестественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических» ... и т. д., «короче — идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним».

И. Разумовский

Вечные и относительные истины

23.

Человеческое мышление столь же суверенно, как и несуверенно, а его способность к познанию столь же неограничена, сколь и ограничена. Мышление суверенно и способность к познанию /26/ не ограничена и потенциальна в своем стремлении к развитию и по своей исторической конечной цели, но они не суверенны и ограничены в каждом отдельном своем проявлении и в каждый данный исторический момент. Точно так же обстоит дело с вечными истинами. Если бы человечество когда-либо пришло к тому, чтобы оперировать только с вечными истинами с такими результатами мышления, которые имеют суверенное значение и претендуют на безусловную истинность, то в таком случае его духовная жизнь не могла бы более прогрессировать, так как пришлось бы признать, что бесконечность мира интеллектуального исчерпана реально и потенционально, что, таким образом, уже совершилось пресловутое чудо пересчитанного бесконечного числа. В области истории человечества наука еще более отстала, чем в области биологии, более того: если в виде исключения иногда и удается познать внутреннюю связь общественных и политических форм известного исторического периода, то это, по общему правилу, случается только тогда, когда эти формы наполовину пережили себя и клонятся к падению. Познания здесь, таким образом, по своему существу носят относительный характер, ограничиваясь выяснением связей и следствий, известных и существующих только для данной эпохи и данных народов и, по своей форме, преходящих общественных и государственных форм. Следовательно, кто в этой области гонится за окончательными истинами в последней инстанции, вообще за неизменными истинами, тот немного поживится, если не считать ничего не значащих общих мест самого банального сорта. Тот, кто такие истины, как «дважды два — четыре» или «у птицы имеется клюв» и тому подобное объявляет вечными истинами, тот способен из факта существования вечных истин вообще сделать вывод, что и в сфере истории человечества существуют: вечная истина, вечная нравственность, вечная справедливость и прочее и прочее, якобы имеющие такое действие и значение, какие присущи выводам и применениям математики. И в таком случае, можно быть вполне уверенным, что подобный философ, друг человечества, нам объявит в конце концов, что все прежние творцы вечных истин были более или менее глупцами и шарлатанами, что все они заблуждались, ошибались, но что их заблуждение и их ошибки были естественно необходимы, что это все еще более доказывает наличность и достоверность его собственных истин и что он, ныне явленный пророк, /27/ хранит в своем чемодане окончательную истину в последней инстанции, вечную нравственность, вечную справедливость. Одним словом, как принято вообще у всех пророков, не делают попыток критически-научно исследовать предмет и обсудить его основательно, но без дальнейших церемоний попросту расточаются громы нравственного негодования.

(А.-Д., стр. 77, 79, 80)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.