Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние Фейербаха на правовые воззрения Маркса и Энгельса



/19/

Переход от идеализма к материалистической философии, воскрешенной Л. Фейербахом (1843 г.), постепенный переход, вместе c тем, с точки зрения радикальной буржуазии на точку зрения революционного пролетариата, — дает Марксу и Энгельсу возможность разрешить внутренние противоречия Гегелевской системы, обнаружить истинный революционный смысл его философии, внешне звавшей к разумному примирению с действительностью. «Пышный плащ либерализма спал, преотвратительнейший деспотизм стоит во всей своей наготе перед глазами всего мира» (Маркс). В этот период Маркс видит задачи философии в том, чтобы «анализировать мистическое, самому себе неясное сознание», разоблачить самоотчуждение человека в его «безбожных», земных образах: как такую форму «мистического, самому себе неясного сознания» он рассматривает и правовую идеологию. Но уже очень рано он идет гораздо дальше Фейербаха и младогегельянцев в понимании того, что критика права должна протекать преимущественно в практической борьбе. Государство в этот период для Маркса — «посредник между человеком и свободой человека», его «родовая сущность», не упраздняющая различий между людьми, но «существующая лишь при их наличности». Человек ведет в нем воображаемое двоякое существование, как частное лицо со своими личными интересами, и как общественное существо. На философском языке правовой идеологии Маркс разоблачает уже сущность этой государственно-правовой идеологии. Цитируемый ниже отрывок из Фейербаха о праве характерен как для сопоставления его с правовыми воззрениями Маркса, так и для понимания взгляда Фейербаха, и в дальнейшем Маркса, на взаимоотношения права и государства.

И. Разумовский

Фейербах о праве

14.

Я живу не потому, что имею право жить, но потому я и имею неоспоримое право жить, что живу. Право есть нечто вторичное. Праву предшествует то, что не является правом, /20/ т. е. то, что есть больше права, что не является человеческим установлением. Истина и достоверность права опираются только на истину и достоверность чувств. Ими только оценивается подлинность подписи, подлинность клейма, подлинность монеты — от них зависит публичный кредит. Тождество личности — самосознание. Но может ли оно быть без тождества тела, которое одно только является чувственно удостоверенной вещью? Право первоначально не зависит от закона, а, наоборот, закон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом и по праву, только превращает право в долг для других.

(Л. Фейербах. Собр. соч. т. I, стр. 231)

 

Критика философии права Гегеля и младогегельянцев

15.

Первый труд, который я предпринял для разрешения осаждавших меня сомнений, был критический пересмотр Гегелевской философии права.

(Пред. к. кр. пол. эк.)

 

16.

Немецкая философия права и государства — единственная немецкая история, стоящая на уровне официальной новой современности. Немецкий народ должен поэтому присоединить эту свою историю в мечтах к существующим у него порядкам и подвергнуть критике не только эти существующие порядки, но и их объективное продолжение. Его будущее не может ограничиться ни непосредственным отрицанием своих реальных государственно-правовых порядков, ни непосредственным осуществлением своих идеальных порядков, ибо в своих идеальных порядках народ имеет непосредственное отрицание своих реальных порядков, а непосредственное осуществление своих идеальных порядков он почти уже пережил, наблюдая за соседними народами. Поэтому, практическая политическая партия в Германии справедливо требует отрицания философии.

(Л. Н., т. I, стр. 342)

17.

Критика немецкой государственно-правовой философии, получившей через Гегеля свою самую последовательную, самую содержательную и законченную формулировку, есть и то и другое — как критический анализ современного государства и связанной с ним действительности, так и самое решительное отрицание всей доныне существующей формы немецкого политического и правового сознания, самым благородным, универсальным, /21/ до степени науки возвысившимся выражением которого есть именно сама спекулятивная философия права. Если в Германии была возможна только спекулятивная философия права, это абстрактное, не знающее меры мышление нового государства, действительность которого остается потусторонним миром, хотя бы потусторонний мир лежал лишь по ту сторону Рейна, то, наоборот, немецкий образ современного государства, абстрагирующий от действительного человека, был лишь возможен потому и постольку, почему и поскольку само современное государство абстрагирует от действительного человека или удовлетворяет всего человека лишь мнимым образом. Немцы размышляли в политике о том, что другие народы делали.

(М. К кр. гегел. фил. права)

18.

В дальнейшем ходе исследования различно определяли, что такое религиозное сознание, религиозное представление. Прогресс заключался в том, чтобы включить в сферу религиозных или теологических представлений мнимо господствующие метафизические, политические, правовые, моральные и иные представления, а также в том, чтобы объявить политическое, правовое, моральное сознание религиозным или теологическим сознанием, а политического, правового, морального человека — в последнем счете просто «человека» (des Menschen) — религиозным человеком. Исходили из предпосылки о господстве религии. Постепенно стали объявлять всякое господствующее отношение — религиозным отношением, превращая его в культ, культ права, культ государства.

(Нем. идеология. Архив М. и Э., кн. I, стр. 213)

19.

Реформа сознания состоит лишь в том, что мы даем миру проникнуться своим сознанием, пробуждаем его от мечтания о самом себе, объясняем ему его собственные действия. Подобно фейербаховской критике религии, вся наша цель должна состоять только в том, чтобы свести религиозные и политические вопросы к самосознанной человеческой форме. Итак, наш избирательный лозунг должен гласить: реформа сознания не через догмат, а через анализирование мистического себе самому неясного сознания, выступает ли оно в религиозной или политической форме. Тогда окажется, что мир давно мечтает о вещи, которую он должен лишь сознать, чтобы действительно обладать ею. Окажется, что речь идет не о большом /22/тире между прошлым и будущим, а о завершении мысли прошедшего. Наконец, окажется, что человечество начинает не новую работу, а сознательно заканчивает свою старую работу.

(Л. Н. т. I, стр. 340)

20.

Таким образом, с тех пор, как исчезла загробная жизнь истины, задача истории — восстановить истину земной юдоли. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории с тех пор, как разоблачен священный образ человеческого самоотчуждения, состоит в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его безбожных образах. Критика неба обращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критики теологии — в критику политики.

(Л. Н. I.)

21.

Преимущество нового направления как раз в том и состоит, что мы не предвосхищаем догматически мира, а хотим отыскать новый мир лишь из критики старого мира... Разум всегда существовал, но не всегда в самой разумной форме. Поэтому критик может взять отправным пунктом любую форму теоретического и практического сознания и из собственных форм существующей действительности вывести истинную действительность, как ее долженствование и конечную цель... Ничто, следовательно, не мешает нам приурочить нашу критику к критике политики, к партийному участию в политике, т. е. к действительной борьбе, и отождествить ее с ней. Мы не выступаем тогда доктринерски навстречу миру с новым принципом: здесь истина, здесь преклони колени. Из принципов мира мы развиваем миру новые принципы.

(Л. Н. I.)

22.

Отношение промышленности, вообще мира богатства, к политическому миру есть главная проблема нового времени.

(Л. Н. т. I, стр. 345)

Примечания

· 1. «Литер. Наследство» К. Маркса и Ф. Энгельса. Коммент. Ф. Меринга, т. I.

· 2. Письмо К. Маркса к отцу от 10 ноября 1837 г. Из перечисленных здесь юристов идейное влияние на Маркса, кроме Савиньи и особенно Ганса, мог оказать разве один только знаменитый криминалист Ансельм Фейербах (1775—1833), отец еще более знаменитого философа, который издавал одно время вместе с К. В. Грольманом (профессором, а позже прусским министром юстиции и министр-президентом) «Библиотеку уголовного права и законодательства». Согласно теории А. Фейербаха, целью наказания является «устрашение» преступника.

· 3. См. приложение I.

Глава II. Методы общественного познания и право [Редактировать]

Содержание

  • 1. Право в общей схеме историко-материалистического воззрения

o 1.1. Вечные и относительные истины

o 1.2. Идеалистическое воззрение на общество и на право

o 1.3. Место права в общей схеме теории исторического материализма

  • 2. Методы исследования и право

o 2.1. Догматизм и абстракция

o 2.2. Методы диалектического исследования

o 2.3. Формы изучения социальных отношений

  • 3. Материалистическое и морально-юридическое понимание общества

o 3.1. Нравственно-юридическое и материалистически-экономическое воззрения на общественные отношения

o 3.2. Юридические представления о справедливости

o 3.3. Юридические иллюзии о собственности

o 3.4. Политическая экономия и философия права

o 3.5. Экономическая действительность и юридическая фразеология

o 3.6. Камеральная наука

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.