Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему Бирбал некрасив



У Бирбала была тёмная кожа.

Однажды на дарбаре придворные заспорили о кра­соте и уродстве. Бирбала в то утро во дворце ещё не бы­ло, и тогда многие стали его тёмную кожу высмеивать.

Вскоре на дарбар пришёл сам Бирбал. Увидели его придворные и ещё громче засмеялись. Он хотел бы­ло узнать, над чем они смеются, да передумал и про­молчал. Поговорили о том о сём. Немного погодя Бир­бал, улучив время, спросил у падишаха:

—Владыка мира! Отчего это сегодня все такие весёлые?

—По правде сказать, подтрунивали они над тобой. Говорят: «Мы лицом белы, а у Бирбала кожа тёмная, некрасивая... И за что его Бог так наказал?».

—Жаль, что они не знают, почему так случилось, – спокойно ответил Бирбал.

—Откуда же им знать-то? А ты расскажи, в чём дело, – попросил падишах.

—Слушай же, великий государь! Когда Всевышний творил мир, сначала он создал деревья, кустарники, лианы и травы, но растения не радовали его. Тогда он создал зверей, птиц, змей и прочих живых тварей, но и они не веселили его сердца. И задумал Всевышний соз­дать самое совершенное существо – человека. И создав его, возрадовался Всевышний и решил даровать человеку четыре радости бытия: мудрость, красоту, богатство и силу. Положил он эти четыре дара в разных местах. Собрал вместе всех сотворённых людей и позволил им взять, что они пожелают...

—Интересно, интересно. Говори!

—У меня было только одно желание – овладеть мудростью, – продолжал Бирбал. – Но добраться до неё было нелегко. И пока я овладевал мудростью, все остальные дары расхватали, и мне они не достались. Вот и приходится мне довольствоваться мудростью. А вы все погнались за богатством, красотой и силой, а ум взять не успели. Вот почему я остался некрасивым.

Увидели падишах и придворные, что попали впро­сак. Больше они никогда не смеялись над Бирбалом.

Сыновья хитрой матери

Дело было, как рассказывают, в жаркий летний день. Одетые в лёгкие одежды Бирбал и Акбар про­хаживались в саду, и летний ветерок веял прохладой. Они гуляли вдоль ограды, разговаривая о том о сём. Вот и спрашивает падишах:

—Почему это торговцев часто называют сыновьями хитрой матери? Так ли это, Бирбал? В самом ли деле они такие уж хитрецы?

—Да, владыка мира! Торговцы и вправду такие.

—А чем ты можешь доказать свою правоту?

В это время мимо сада шли с базара четыре купца и несли чечевицу. Дождался Бирбал, пока они поближе подойдут, поманил их и говорит:

—Скажите-ка, почтеннейшие купцы, как называется то, что вы несёте?

Удивились торговцы и призадумались. «Кто же че­чевицы не знает? Ясно, что Бирбал неспроста спраши­вает, да и падишах рядом стоит. Тут какая-то тайна. Отвечать надо, хорошенько подумав». Пошептались они между собой и пришли к одному: если назвать чечевицу чечевицей, падишах, пожалуй, будет недоволен, но как же её назвать? Пока они думали да гадали, па­дишаху наскучило ждать, он и говорит:

—О чём задумались, господа купцы? Почему молчите, разве вы не знаете, как это называется?

Один торговец взял в горсть несколько зёрен.

—Владыка мира! – говорит. – Мне кажется, что это вика.

—Хузур, вроде бы похоже на горох, – отозвался другой купец, но мельче гороха. Что-то не припомню, как это называется.

—Сдаётся мне, что это перец, – добавил третий.

—С ума вы, что ли, сошли? Это чечевица, самая обычная чечевица! – вскричал падишах.

—Да, да, покровитель бедных! Она самая, она самая! – в один голос отозвались торговцы.

—Она самая? А что именно? Почему не говорите, как она называется?

—Ваше величество! Она называется так, как вы сейчас сказали, – юлили торговцы.

Но и падишах был не промах.

—А как называется?

Торговцы опять пустились на хитрость:

—Покровитель бедных! Мы уже забыли.

—Я сказал, что это чечевица.

—Да, да, точно, ваше величество! Она и есть!

Так они ни разу слово «чечевица» и не выговорили. И как ни бился падишах, так и не смог заставить их на­звать чечевицу чечевицей и, развеселившись, отпустил с миром.

Какой лучше?

Однажды на дарбаре падишах тешил себя беседой с придворными. В это время пришёл Бирбал.

—Бирбал! – позвал падишах. – Ну-ка скажи, какой плод всех лучше? Чьё молоко лучше? Из листьев какой лучше? Какая сладость лучше всех?

Падишах уже спросил всех придворных, да они не сумели как следует ответить.

Бирбал, недолго думая, стал отвечать:

—Владыка мира! Лучший из плодов – сын. Благода­ря ему имя отца и дедов передаётся из поколения в поколение. Наилучшее молоко – материнское, оно всех питает и взращивает. Лист пана – лучший, угости па­ном врага – и он обойдётся с тобой по-дружески, дай пан слуге – и он готов отдать за хозяина жизнь. Сладость речи – лучшая, она без денег покоряет людей.

Ответы Бирбала очень понравились падишаху, и он наградил главного советника джагиром132.

Вздохи бедняков

Вздумалось как-то персидскому падишаху испытать ум Акбара. Отправил он в Дели посла с письмом. При­был посол со своим конвоем ко двору Акбара и вручил ему письмо.

А в письме том было сказано: «Акбар-шах! Дошло до меня, что в вашей стране растёт дерево чудодействен­ное. Кто поест его листьев, будет жить до ста лет и более. Очень вас прошу прислать мне немного этих листьев».

Прочитал Акбар письмо и задумался. Потом посове­товался с Бирбалом и приказал заточить посла и всех его солдат в крепость с толстыми стенами. Прошло несколько дней, и падишах отправился вместе с Бир­балом в крепость – взглянуть на своих пленников. Те, увидев падишаха, понадеялись на освобождение. Но не тут-то было. Падишах сказал им такие слова:

—Не могу я дать вашему падишаху то, что он про­сит, пока стены этой крепости не развалятся. Тогда выйдете на волю и вы. А пока вас станут кормить и одевать, как положено, ни в чём недостатка не будет. Я уже приказал.

Узники затужили пуще прежнего. Вспомнилось им привольное житьё в родном краю, и стало на душе ещё горше. Начали они думать, как бы добыть себе сво­боду. Долго головы ломали, да ничего не придумали и обратились к Богу. Просят его, молят, чтобы вызво­лил их из плена:

—О Господи! Неужто не выйдем мы из неволи? Неужто для того мы на свет родились, чтоб зачахнуть в этой крепости? Славится имя Твоё, Покровитель несчастных, так вспомни же Своё имя и не оставь нас, беззащитных!

Чем меньше было у них надежды выйти на волю, тем усерднее молились они Богу, чтобы стены крепости рассыпались.

Известно, Бог милосерден – однажды случилось сильное землетрясение, и часть крепости рухнула. Ста­ло об этом Акбару известно. Вспомнил он свои слова и велел привести в дарбар посла и его солдат. Бирбал сидел в зале совета рядом с падишахом.

—Вы, конечно, знаете, чего хочет ваш падишах, – сказал Бирбал послу. – И знаете теперь, что ему отве­тить. А если не знаете – слушайте, я поясню. Смотри­ те – вас всего сто человек, а от ваших вздохов могучая крепость рухнула. Как же продлится жизнь падишаха, если в его стране тысячи людей мучаются? Напротив, жизнь его с каждым днём убывает, и скоро от вздохов людских придёт на него погибель. Не притеснять бедных, а заботиться о них нужно – от это и есть дерево долголетия, а всё остальное – пустые выдумки.

Познает вздохов горьких силу тот, кто бессильных притеснял. Пустая шкура – мех кузнечный, Но вздохами сожжёт металл.

Воротился посол в Персию и рассказал своему пади­шаху обо всём, что с ними в Индии приключилось. По­дивились падишах и его придворные мудрости Бирбала.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.