Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Системный подход в исследовании МО



Его преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы. Он решает более конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, благодаря которым в изучение объекта вносится определенное упорядочивание.

Для анализа международных отношений используют системный подход, позволяющий рассмотреть их как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Она получила название «система», которая кроме составляющих ее элементов предполагает наличие структуры и среды. Еще используются понятия «системная граница», «функция системы», «процесс».

Системная граница - граница, отделяющая систему от окружающей ее среды. Функция системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение устойчивости данной системы. процесс - это динамическое взаимодействие между элементами, прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.

Особенности:

1) Международные отношения являются отношениями социальными. международные системы - это социальные системы.

2) основные элементы международных систем представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами, а значит, международные системы – это системы взаимодействия людей.

3) МО- отношения политические, стержнем которых остаются взаимодействия между государствами. Поэтому ядром глобальной международной системы является система межгосударственных отношений.

4) МО характеризуются отсутствием верховной власти, «плюрализмом суверенитетов», низким уровнем внешней и внутренней централизации. Международные системы - это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности.

1) Для обозначения дипломатических отношений между государствами в тот или иной исторический период, в том или ином регионе при традиционно-историческом подходе используют понятие «международная система»: например, европейская система XVII века. Основной недостаток такого подхода состоит в том, что он ограничивается описанием взаимодействий между великими державами.

2) Р. Арон, один из основателей историко-социологического подхода, делает отправным пунктом исследований исторический опыт.

3) Эвристический подход. М. Каплан: анализ абстрактных международных систем предполагает изучение обстоятельств и условий, в которых такая система могла бы существовать.

4) Э. Луард: попытка синтеза историко-социологического и эвристического подходов, выделив семь исторических международных систем: древнекитайскую систему (771-721 гг. до н.э.), систему древнегреческих государств (510-338 гг. до н.э.), эпоху европейских династий (1300-1559), эру религиозного господства (1559-1648), период возникновения и расцвета режима государственного суверенитета (1648-1789), эпоху национализма (1789-1914), эру господства идеологии (1914-1974). Это комплексный подход.

5) Эмпирический подход изучает взаимодействия, реально существующие в практике международных отношений в рамках определенных географических регионов.

Именно политический реализм стал основой понятий биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В системе баланса сил несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью.

Типология Каплана:

1) «система единичного вето», в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа.

2) «система баланса сил»- характеризуется мультиполярностью.

3) «Гибкая биполярная система». В ней сосуществуют акторы-государства и новый тип акторов - союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации).

4) жесткая биполярная система». оба блока организованы строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства.

5) «Универсальная система» фактически соответствует федерации. Она выражает преобладающую роль универсального актора. Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора.

6) «иерархическая система представляет собой мировое государство. Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами.

 

3. Участники международных отношений. Понятие и основные характеристики.

Наиболее употребительным термином является термин «актор». «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль. В сфере Мо под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, способного играть определенную роль, оказывать влияние.

Представители большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными международными акторами являются государства, а также международные организации и системы. Каплан: национальный (суверенные государства), транснациональный (региональные международные организации: например, НАТО) и универсальный (всемирные организации: например, ООН).

Мерль: государства, международные организации и транснациональные силы.

Брайар и Джалили добавляют еще потенциальных акторов (национально-освободительные движения, региональные и локальные общности: например, Европейский Совет коммун).

Дж. Розенау: государства, подсистемы (органы местной администрации), транснациональные организации ( «Европейские кремниевые структуры»), когорты (этнические группы, церкви), движения.

Для представителей политического реализма нет сомнений в том, что государство является главным, решающим, если не единственным актором международных отношений.

Модернисты не ограничиваются исследованием поведения государств, вовлекая проблемы, связанные с деятельностью международных организаций, последствиями экономической экспансии ТНК.

транснационализм: (Р. Кохэн, Д. Най, Скотт) - одной из характерных особенностей международных отношений является тот вызов, который бросают позициям государств международные неправительственные организации, мультинациональные фирмы и корпорации, экологические движения.

«Глобалисты» (Дж. Бертон, С. Митчел) - мир в виде гигантской многослойной паутины взаимных связей, соединяющих вместе государства и негосударственных акторов.

Неомарксисты (И. Валлерстайп, С. Амин) : государство является удобным институциональным посредником господствующего класса, призванным обеспечить его доминирование над мировым рынком.

Сущность и роль государства как участника международных отношений.

Оно является основным субъектом международного права. Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений. Деятельность и даже существование международных организаций зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей. Но процесс образования новых государств. Для того чтобы стать членом ООН, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением.

Функции: поддержание порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, создание условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержание занятости и удовлетворению основных потребностей населения.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. В XVIII в. формируется национальное государство. Суверенитет имеет два аспекта — внутренний (свобода государства избирать свой путь политического режима) и внешний (невмешательство государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости).

Сверхдержавы а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции. великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях, ограничиваются определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений. Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружений. малые государства располагают средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства неспособны защитить свой суверенитет собственными силами.

Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Но она не способно отразить тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех новых факторов.

Негосударственные участники международных отношений: МПО, МНПО, ТНК и другие общественные силы и движения.

Зоргбиб: три основные черты: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

Венский Конгресс 1815 г. возвестил и о появлении Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало более десятка подобных организаций: Международная санитарная конвенция (1853), Международный телеграфный союз (1865), Международное бюро мер и весов (1875), Всемирный почтовый союз (1878), Международная организация уголовной полиции (Интерпол, 1923).

МПО политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций), а также в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций. создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера,: Организация экономического сотрудничества и развития (1960), Совет Европы (1949), Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957), Организация американских государств (1948).

классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют универсальный (ООН или Лига Наций); межрегиональный (Организация Исламская конференция); региональный (Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций).

Общие характеристики и типы МНПО: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.

Ш. Зоргбиб : «МНПО» включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это «силы общественного мнения»: «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Во-вторых, это «частные транснациональные власти», т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых» сил: транснациональные предприятия (ТНП). в-третьих, это «ассоциации государств-производителей: Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. И им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой. Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей — оказание давления на межправительственные организации.

В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений — такие, как, например, национально-освободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица.

Таким образом, одна из устойчивых тенденций международных отношений состоит в росте числа и многообразия социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние.

Отсюда сформулированный М. Николсоном «парадокс участия», в соответствии с которым рост открытости международной системы и увеличение числа и многообразия ее участников вносят беспорядок в международные отношения, увеличивают их хаотичность.

 

 

Реализм и неореализм

Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные.

2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам».

3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества.

4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО.

5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии.

6. природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г.

1.теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.

2.Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

3.объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

4.вычленение экономических отношений от политических

5.стремление к методологической строгости.

6.Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

7.Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.