Посольство (или миссия) представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории иностранного государства и действующее в полном соответствии с директивными указаниями своего правительства. При этом, посольство не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных представительств. Имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется правом поднимать над зданием государственный флаг своей страны. Оно располагает валютными средствами, может открывать текущие счета в банках, владеет движимым и недвижимым имуществом и другими ценностями.
Венская конвенция 1961 года определила функции дипломатических представительств:
а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
b) Защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
с) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
d) Выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
e) Поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах при министрах иностранных дел.
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у государства пребывания агреман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. В случае отказа в агремане государство аккредитования не обязано объяснять его причины, предлагаемый кандидат считается "персоной нон грата". При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства — посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) — получает на руки верительные грамоты подписанные главой аккредитующего государства. Глава дипломатического представительства прекращает свои функции: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного нрава. В случае отзыва посла (посланника) глава государства, назначивший его, направляет главе государства, при котором он аккредитован, письмо об отзыве отзывную грамоту.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица. К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники. Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты.
Чрезвычайный и Полномочный Посол — осуществляет общее руководство посольством и несет ответственность за его деятельность.
Советник-посланник — в отсутствие Посла выполняет функции временного поверенного в делах; он может также осуществлять руководство одной или несколькими группами, например, политическими.
Группа, занимающаяся изучением внешней политики страны пребывания.
Группа, изучающая внутреннее положение в стране пребывания (внутриполитическая группа).
Экономическая группа, изучающая экономику страны пребывания, ее внешнеэкономические связи, перспективы развития отношений с ней собственной страны.
Консульский отдел (при отсутствии консульства как такового он исполняет обязанности консульства внутри посольства, но с несколько меньшими правами). Заведующий отделом не получает ни консульского патента, ни экзекватуры.
Отдел печати (или информации), поддерживает постоянный контакт со средствами массовой информации государства пребывания, получает необходимые данные из печати и посредством регулярных встреч с корреспондентами и редакторами журналов.
Отдел протокольных мероприятий. Канцелярия и другие члены административно-технического персонала. Обслуживающий персонал посольства.
Дипкорпус в узком смысле — это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;
Дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей. Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе, а также члены их семей.
Дипломатические ранги — это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.
Дипломатические ранги: 1)атташе; 2)третий секретарь;3)второй секретарь II класса; 4)второй секретарь I класса; 5)первый секретарь II класса; 6) первый секретарь I класса; 7)советник II класса; 8)советник I класса; 9)Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса; 10) Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса; 11) Чрезвычайный и Полномочный Посол.
должности: 1) Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель государства при международных организациях; 2) Генеральный консул; 3) Советник-посланник, заместитель Постоянного представителя; 4) советник; 5) консул; 6) первый секретарь; 7) вице-консул; 8) второй секретарь; 9) третий секретарь; 10) атташе; 11) референт.
Виды органов внешних сношений:
· постоянные дипломатические представительства— посольства и миссии при главах государств и правительств, возглавляемые, послами и посланниками;
· консульства - орган внешних сношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций
· торговые и культурные представительства и миссии, являющиеся либо частью дипломатических представительств, либо самостоятельными органами, выполняющими специальные функции;
· постоянные представительства при международных организациях и учреждениях;
· временные представители или делегации для участия в двусторонних и международных переговорах на конференциях или торжественных церемониях.
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству и дипломатическому персоналу.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. К их числу относится и Венская конвенция 1961 г., которая устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительства.
Так, согласно ст. 22 конвенции, помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.
Согласно Конвенции, на государстве пребывания лежит обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ему ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства.