Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 1: произвольное внимание и пространственное восприятие



Уровень развития произвольного внимания в группах испы­туемых существенно различался. У детей с нормальным развитием почти в 26% случаев был выявлен его высокий уро­вень, тогда как у детей с ЗПР — в 13,3%. Эти дети работали сосредоточенно, по завершении выполнения задания сверяли свой рисунок с образцом. Они были очень заинтересованы в правиль­ности выполнении задания, обращались к экспериментатору за одобрением.

Дети с ТО вообще не продемонстрировали высокого уровня развития произвольного внимания. Их отличала повышенная двигательная активность. Дошкольники долго не могли присту­пить к выполнению задания, часто отвлекались, переспрашива­ли. Выполнив работу, они не сверялись с образцом, и поэтому зачастую не замечали пропущенные или неправильно изображенные элементы рисунка.

В группе испытуемых с нормальным развитием не было выяв­лено детей с низким уровнем произвольного внимания, а в груп­пах детей с ЗПР и ТО их оказалось соответственно 10,1% и 4,0%. Изучение произвольности действий и поведения, умения дей­ствовать по правилу и самоконтроля показало (рис. 2), что почти 120% детей с ЗПР, с которыми проводилась специальная коррекционно-развивающая работа, продемонстрировали высокий уровень развития этих функций (такой же результат показали и нормально развивающиеся дошкольники). Основная масса испы­туемых с нормальным развитием оказалась на 2-м уровне успеш­ности выполнения задания, тогда как более 50% детей с ТО с заданием не справились.

Норма

ТО

 

Дети с ЗПР показали, в основном, средний и ниже среднего уровни сформировано произвольности действий и поведения, умения действовать по правилу и самоконтроля. Эти дети охот­но приступали к выполнению задания. Первый этап работы выполнялся ими почти безошибочно, однако экспериментатору постоянно приходилось советовать ребятам не торопиться, вни­мательно отнестись к заданию, все проверить. Второй этап этого задания (продолжение узора), требующий сформированное саморегуляции и самоконтроля, вызвал у данной группы дош­кольников трудности.

Исследование процессов восприятия и узнавания, объема крат­ковременной зрительной памяти показало (рис. 3), что почти у 50% нормально развивающихся дошкольников эти процессы развиты на высоком уровне, тогда как дети с ЗПР демонстриру­ют, в основном, средний уровень (53,5%), а дети с ТО — уровни средний (33,3%) и ниже среднего (33,4%). Некоторые из них говорили: «Мы думали, что нужно просто посмотреть на картин­ки, и поэтому ничего не запомнили». Повторное предъявление задания (на аналогичном тестовом материале) позволило детям

Рис. 3

улучшить свои результаты. Тем самым еще раз подтверждается низкая продуктивность непроизвольного запоминания у детей с отставанием в развитии и возможность ее увеличения за счет целенаправленной установки на запоминание. У 6,6% детей с ЗПР и 11,1% детей с ТО обнаружился низкий уровень развития перцептивной сферы (восприятие фрагментарное, недифференцированное) и небольшой объем кратковременной зри­тельной памяти. Это может быть связано, с одной стороны, с нарушениями внимания (неумением сосредоточиться и длитель­ное время удерживать внимание, импульсивностью, отвлекаемостью), а с другой — с незрелостью коры головного мозга и значи­тельным несоответствием уровня развития регуляторных струк­тур ствола возрастной норме. У этих детей наблюдаются также локальные изменения электрической активности коры левого полушария, что корригирует с отклонением в интегративной дея­тельности мозга (М.Н. Фишман и др., 1998).

Представленные результаты свидетельствуют о том, что про­водимая коррекционно-развивающая работа позволяет, при при­близительно одинаковом исходном уровне развития произволь­ного внимания у детей с ЗПР и ТО, существенно повысить про­извольность действий и поведения (в том числе действий по правилу и по указанию взрослого), а также самоконтроль. На наш взгляд, это вполне закономерно, т.к. сама организация и содержание коррекционно-развивающей работы в первую очередь влияют на формирование способности следовать указаниям взрослого, самостоятельно выполнять работу по заданию воспитателя психолога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.