Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Н.В. Бабкина

Проблема готовности к школьному обучению является акту­альной для психологической науки вообще и специальной психо­логии в частности.

Л.И. Божович еще в 50-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня разви­тия мыслительной деятельности, познавательных интересов, го­товности к произвольной регуляции своей познавательной дея­тельности и к социальной позиции школьника. Основным крите­рием готовности к школе Л.И. Божович считает особое новооб­разование — «внутреннюю позицию школьника» как сплав по­знавательной потребности и потребности в общении на новом уровне (Л.И. Божович, 1948).

Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систе­му взаимосвязанных качеств детской личности, включая особен­ности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности ме­ханизмов волевой регуляции действий и т.д. (А.В. Запорожец, 1971).

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной, где также подчеркивается определяющая роль мотива­ции в готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 1993 г.). Особое внимание автор уделяет произвольности психи­ческих процессов и поведения, слабое развитие которой рассмат­ривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.

В работах Л.А. Венгера (1978 г.), Д.Б. Эльконина (1971, 1981 гг.) и А.Л. Венгер (1985 г.) в качестве важнейших пара­метров психологической готовности детей к обучению назы­ваются следующие: наличие предпосылок к формирований учебной деятельности (умение ориентироваться на систему пра­вил, умение слушать и выполнять инструкции, работать по образцу), определяемые достижением нового уровня психиче­ской регуляции, а также развитие наглядно-образного и логи­ческого мышления, мотивационной и эмоциональной сфер лич­ности.

Таким образом, готовность к школьному обучению является Покомпонентной структурой, которая требует комплексных ^логических исследований. В структуре готовности можно делить следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность, основными параметрами которой являются: развитие наглядно-образного и логиче­ского мышления, перцептивной сферы, связной речи, мел­кой моторики рук и зрительно-моторной координации, а также произвольность психических процессов. Данный компонент готовности предполагает наличие у дош­кольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприяти­ем, обобщенными формами мышления и основными логи­ческими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т.д.), смыс­ловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребенка в основном остается образным, опираю­щимся на реальные действия с предметами и их «замести­телями». У ребенка также должна быть достаточно выра­жена познавательная активность.

Личностная готовность включает формирование у до­школьника готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей — и проявляется в наличии учебной моти­вации, умении общаться со сверстниками и взрослыми. Готовым к школьному обучению является ребенок, кото­рого школа привлекает не внешней стороной, а возмож­ностью получать новые знания, что предполагает разви­тие познавательных интересов. Будущему школьнику необ­ходимо управлять своим поведением и познавательной дея­тельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована срав­нительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время .выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятель­ности.

' Физическая готовность предполагает физическое развитие ребенка, со Комплексное изучение детей с задержкой психического разви­тия сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, осуществленное под руководством Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и С.Г. Шевченко, а также другими исследователями: Н.Ю. Боряковой (1983 г.), И.А. Коробейниковым (1980 г.), У.В. Ульенковой (1990 г.), Т.А. Стрекаловой (1982 г.), Н.Г. Лутонян (1977 г.), Е.К. Ивановой (1979 г.) и др., показало, что эти дети оказываются неготовыми к школь­ному обучению по всем перечисленным выше параметрам («Дети с задержкой психического развития», 1984). Этих дошкольников отличают ярко выраженные особенности познавательной деятель­ности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недо­развитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учеб­ной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Дошкольники с ЗПР характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличи­ем импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобла­данием игровой мотивации.

Несформированность интеллектуальной и личностной готовно­сти к школьному обучению у детей с ЗПР зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их центральной нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость и отвлекаемость.

Перечисленные выше особенности дошкольников с ЗПР при­водят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный ха­рактер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.

В Лаборатории содержания и методов обучения детей с труд­ностями в обучении Института коррекционной педагогики РАО под руководством С.Г. Шевченко в последние годы ведется рабо­та по раннему выявлению задержки психического развития у детей и проведению с ними коррекционно-развивающих занятий по специально разработанным программам в условиях дошкольных учреждений.

Значительный интерес представляет собой исследование психо­логической готовности к обучению детей с ЗПР 7 лет, с которы­ми в дошкольном возрасте проводилась специальная коррекционно-развивающая работа. С этой целью была разработана «Карта диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни», включающая 4 блока.

Карта диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР 7-го года жизни

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.