Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая группировка и классификация предметов



Обучение целенаправленному, последовательному анализу пред­метов и явлений окружающей действительности способствует Накоплению учащимися определенного круга конкретных пред­ставлений. Параллельно с задачей формирования представлений об отдельных предметах решается задача обучения детей класси­фицированию предметов в отдельные категории на основе выде­ленного существенного признака, словесному обобщению этих Категорий. В системе уроков по ознакомлению с окружающим Миром придается исключительное значение работе по формиро­ванию у учащихся родовых понятий. В процессе обучения дети должны освоить не менее двадцати общих понятий. В первый год обучения они учатся обобщать и группировать такие реальные основанием для их объединения, выражен наиболее от­четливо.

Конкретная методика занятий по формированию каждого из родовых понятий зависит от особенностей усвоения первоклас­сниками того или иного понятия. При усвоении таких понятий, как «грибы», «деревья», «цветы», «насекомые», «птицы», «рыбы», наибольшие затруднения у детей вызывает конкретиза­ция общего понятия и дифференциация видовых понятий внутри группы. Важно учитывать, что чем шире ориентировка ребенка в данном предмете, тем ему легче отобрать нужные для обобще­ния признаки.

Для овладения указанными общими понятиями детям необхо­димо иметь разносторонние, достаточно полные и глубокие зна­ния об отдельных конкретных предметах. В связи с этим боль­шое внимание необходимо уделять сравнению конкретных пред­метов внутри каждой группы с целью выделения опознаватель­ных признаков отдельных видов, а также расширению ряда наименований конкретных предметов каждой группы. Такая работа осуществляется в процессе описанных выше экскурсий, учебных прогулок, организованных с целью ознакомления уча­щихся с новыми объектами, на уроках.

Для правильной группировки предметов детьми и точного сло­весного обозначения групп огромное значение имеет самостоятель­ное выделение ребенком их признаков и связей. Так, употребляя овощи, фрукты, ягоды в пищу, ребенок выделяет в первую оче­редь только их утилитарные признаки и не может самостоятель­но выделить признаки существенные. Такие односторонние зна­ния не могут служить той конкретной основой, на которой фор­мируется общее понятие. Изучая отдельные предметы, ребенок должен выделять не просто много признаков в нем, а те из них, которые позволяют понять этот предмет глубже, полнее, лучше, чем прежде, т.е. находить те основания, по которым каждый отдельный предмет может быть отнесен к той или иной группе. В связи с этим при формировании таких понятий, как «овощи», «фрукты», «ягоды», значительное внимание должно быть уделе­но ознакомлению учащихся с отличительными признаками рас­тений в целом, а не только с их съедобными частями, с местом их произрастания и др.

В первом классе изучаются характерные и отличительные при­знаки 2-3 видов плодовых деревьев, 2-3 видов ягодных кустар­ников, 3-5 видов овощных растений (тема «Растения»). На 2-ом году обучения дети усваивают понятия «овощи», «фрукты», предметы (и их изображения, теперь уже овощи, фрукты, ягоды объединяются под общим названием — «продукты питания».

Итак, при организации обучения по формированию родовых необходимо создать конкретную основу, способствующую тему их освоению учащимися. Только после создания отчет разносторонних образов предметов надо учить детей дифференцировать наиболее часто смешиваемые понятия, такие, например, как «овощи», «фрукты», «ягоды». Необходимо отметить, что существующая практика работы по рисованию родовых понятий предполагает развитие у детей действенно умения отнести единичное к общему. Например, в беседах об овощах, фруктах, ягодах дети перечисляют третные предметы, относящиеся к названному педагогом обобщему слову: Назовите овощи. Какие овощи ты знаешь? Какие нарисованы на картинке?

Однако анализ ошибочных ответов учащихся позволяет отметить впервую очередь их неумение выделять общие, существенные признаки для группы однородных предметов. В связи с этим формировании родовых понятий крайне важно использовать приемы обучения, с помощью которых развивается самостоятельного обобщения.

По формированию родовых понятий целесообразно проводить в следующих направлениях: выделение признаков, на основании которых отдельные предметы можно отнести к соответствующим категориям; организация практических действий каждого учащегося по объединению предметов в группы (практическая группировка); практическая группировка в сочетании со словесным обозначением выделенных групп (словесная классификация); логическая классификация (без практического деления на группы).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.