Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 2: развитие мыслительных процессов



Уровень сформированности наглядно-действенного мышления дошкольников исследовался при выполнении ими задания по конструированию плоскостной фигуры по образцу. Решая задачи, дети должны были анализировать изменения, произошедшие в результате их действий, соотносить эти изменения с результатом, который должен быть достигнут, и в зависимости от этого организовывать свою дальнейшую работу.

Из приведенных данных видно (рис. 4), что большинство нормально развивающихся дошкольников выполняет этот вид изданий на высоком уровне (более 60%). Для детей с ТО характерны 1-й и 2-й уровни выполнения задания. Дети с ЗПР справились с заданием гораздо хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники. Для этой группы детей характерным оказался уровень ниже среднего (40,2%). При решении данной задачи у детей с ЗПР зачастую отсутствовал период ориентировки в зада­нии, они не могли самостоятельно осуществить мысленное рас­членение фигуры на элементы. У некоторых детей задание вы­зывало повышенную двигательную активность, хаотичный пере­бор элементов, разрушение уже правильно составленной части фи­гуры.

Но следует отметить, что дети данной категории очень охотно принимали помощь. После совместного с взрослым планирова­ния этапов выполнения задания и внешнего руководства деятель­ностью задание выполнялось правильно. Некоторые ребята гово­рили: «Сначала казалось сложно, а получилось просто», «Теперь я сам смогу». В последующем дети успешно переносили усвоен­ное умение на другую, аналогичную задачу.

При выполнении задания на использование условно-схемати­ческих изображений для ориентировки в пространстве нормаль­но развивающиеся дошкольники в большинстве своем (около 70%) показали 1-й уровень успешности. Результаты выполне­ния задания группой детей с ЗПР и детей с ТО оказались сход­ными и достаточно высокими (преобладание высокого и среднего уровня). По ходу работы они сами регулировали свою деятель­ность, приговаривая: «Так, теперь сюда, поворот...». Следует от­метить, что это задание, благодаря своему занимательному харак­теру («поиск клада»), вызывало у ребят повышенный интерес и эмоциональный отклик. Детей, не справившихся с заданием, не оказалось ни в одной из групп испытуемых. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, выделению существенных признаков проводилась на вербальном и предметном материале. Примерно половина детей с нормаль­ным развитием справилась с вербальным вариантом задания, смогла выполнить правильное обобщение с выделением существен­ных признаков, употребляя при этом адекватные родовые поня­тия. Остальные дети с нормальным развитием также правильно сгруппировали материал, представленный в вербаль­ной форме, однако при пояснении оснований для классификации они «соскальзывали» на второстепенные, несущественные призна­ки. Так, например, главным, что объединяет ежика и медведя, некоторые дети считали то, что они «могут двигаться», а основ­ное сходство между диваном и креслом — то, что они «стоят на полу».

с ЗПР и ТО показали преимущественно средний уровень выполнения задания. Они правильно выделили группы предме­тов, продемонстрировав при этом умение анализировать, обоб­щать, выделять главное, но не всегда могли обозначить выделен­ные группы одним словом-термином. Зачастую это была либо функциональная характеристика (диван и кресло — «то, на чем сидят»), либо сужение понятия до отдельного элемента (ботин­ки, сапоги — «это ботинки»). Невозможность подбора словесно­го обобщения объясняется, в частности, бедным активным сло­варным запасом у этих детей. Однако, если перечислить различ­ные обобщающие понятия (например: «Это мебель, транспорт или одежда?»), то дошкольники без особого труда находят необходи­мый термин.

Около 20% детей с ЗПР и ТО не смогли произвести класси­фикацию и обобщение на вербальном уровне. Эти дети нужда­лись в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящих вопросах, повторении задания и т.д.). Группировка на предметном материале затруднений у них не вызывала.

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления проводилась с помощью заданий на установление тождества б простых и сложных рисунках, а также в заданиях на простую аналогию. Результаты выполнения заданий показывают, что высокого уровня достигло в каждой группе практически одинаковое количество детей (примерно по 20%). Успешное реше­ние данных задач говорит о сформированности у этих дошколь­ников мыслительных операций и о высоком уровне наглядно-образного мышления. Дети легко и быстро анализируют нагляд­ные условия задачи, мысленно производят необходимые операции

Норма

ЗПР

Рис. 7

 

по синтезу существенных признаков и находят правильное реше­ние практически без помощи взрослого.

Более 50% испытуемых с нормальным развитием продемонст­рировали средний уровень выполнения задания: они успешно спра­вились с тремя типами задач, однако для выполнения задач 3-го типа им потребовалась помощь взрослого. В дальнейшем они ус­ваивали новый способ и переносили его на аналогичные задания.

Результаты детей с ЗПР и ТО при выполнении данной мето­дики оказались сходными. Основная масса детей (46,6% детей с ЗПР и 55,6% детей с ТО) показала 3-й уровень успешности, т.е. справилась с заданием частично. Наибольшие трудности у этих дошкольников вызвали задания 3-го типа (на выявление простой аналогии). Некоторые дети говорили: «Я не знаю, как здесь бу­дет», «Я не умею». Задания 2-го типа (установление тождества в сложных рисунках) решались с переменным успехом (в зависи­мости от уровня работоспособности и степени концентрации вни­мания). Дети сразу исправляли ошибки, на которые обращали их внимание.

Результаты диагностики по этой методике говорят о недоста­точном развитии наглядно-образного мышления у основной мас­сы детей с ЗПР и ТО. Детям еще сложно проводить мысленный анализ и синтез, они не всегда учитывают всю совокупность изменяющихся признаков, сосредоточивают внимание на каком-то одном из них.

Для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода использовались сюжетно-логические задачи. При выполнении задания оценива­лась также эффективность запоминания условия (работа крат­ковременной аудиальной памяти). Следует отметить, что все дошкольники с большим интересом отнеслись к данным задачам из-за их занимательного сюжета. Практически все дети без зат­руднений решили задачу с прямым утверждением (рис. 8).

Однако на высоком уровне данное задание не выполнил ник­то. Видимо, это связано с тем, что детям 7-летнего возраста еще сложно воспринимать и удерживать в кратковременной памяти достаточно объемные условия задачи, требующие «обратного хода мысли». Более 70% детей с нормальным развитием и более 50% детей с ЗПР и ТО выполнили данное задание на среднем уровне успешности. Эти дети сразу решили задачу с прямым утвержде­нием, а для решения логической задачи с обратным утверждени­ем им необходимо было повторение условия. Педагог концентри­ровал их внимание на условиях задачи, помогал «не соскальзы­вать» с нужной мысли.

Дети с ЗПР и ТО показали преимущественно средний уровень выполнения задания. Они правильно выделили группы предме­тов, продемонстрировав при этом умение анализировать, обоб­щать, выделять главное, но не всегда могли обозначить выделен­ные группы одним словом-термином. Зачастую это была либо функциональная характеристика (диван и кресло — «то, на чем сидят»), либо сужение понятия до отдельного элемента (ботин­ки, сапоги — «это ботинки»). Невозможность подбора словесно­го обобщения объясняется, в частности, бедным активным сло­варным запасом у этих детей. Однако если перечислить различ­ные обобщающие понятия (например: «Это мебель, транспорт или одежда?»), то дошкольники без особого труда находят необходи­мый термин.

Около 20% детей с ЗПР и ТО не смогли произвести класси­фикацию и обобщение на вербальном уровне. Эти дети нужда­лись в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящих вопросах, повторении задания и т.д.). Группировка на предметном материале затруднений у них не вызывала.

Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления проводилась с помощью заданий на установление тождества б простых и сложных рисунках, а также в заданиях на простую аналогию. Результаты выполнения заданий показывают (рис. 7), что высокого уровня достигло в каждой группе практически одинаковое количество детей (примерно по 20%). Успешное реше­ние данных задач говорит о сформированности у этих дошколь­ников мыслительных операций и о высоком уровне наглядно-образного мышления. Дети легко и быстро анализируют нагляд­ные условия задачи, мысленно производят необходимые операции

Норма

ЗПР

Рис. 7

по синтезу существенных признаков и находят правильное реше­ние практически без помощи взрослого.

Более 50% испытуемых с нормальным развитием продемонст­рировали средний уровень выполнения задания: они успешно спра­вились с тремя типами задач, однако для выполнения задач 3-го типа им потребовалась помощь взрослого. В дальнейшем они ус­ваивали новый способ и переносили его на аналогичные задания.

Результаты детей с ЗПР и ТО при выполнении данной мето­дики оказались сходными. Основная масса детей (46,6% детей с ЗПР и 55,6% детей с ТО) показала 3-й уровень успешности, т.е. справилась с заданием частично. Наибольшие трудности у этих дошкольников вызвали задания 3-го типа (на выявление простой аналогии). Некоторые дети говорили: «Я не знаю, как здесь бу­дет», «Я не умею». Задания 2-го типа (установление тождества в сложных рисунках) решались с переменным успехом (в зависи­мости от уровня работоспособности и степени концентрации вни­мания). Дети сразу исправляли ошибки, на которые обращали их внимание.

Результаты диагностики по этой методике говорят о недоста­точном развитии наглядно-образного мышления у основной мас­сы детей с ЗПР и ТО. Детям еще сложно проводить мысленный анализ и синтез, они не всегда учитывают всю совокупность изменяющихся признаков, сосредоточивают внимание на каком-то одном из них.

Для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода использовались сюжетно-логические задачи. При выполнении задания оценива­лась также эффективность запоминания условия (работа крат­ковременной аудиальной памяти). Следует отметить, что все дошкольники с большим интересом отнеслись к данным задачам из-за их занимательного сюжета. Практически все дети без зат­руднений решили задачу с прямым утверждением (рис. 8).

Однако на высоком уровне данное задание не выполнил ник­то. Видимо, это связано с тем, что детям 7-летнего возраста еще сложно воспринимать и удерживать в кратковременной памяти достаточно объемные условия задачи, требующие «обратного хода мысли». Более 70% детей с нормальным развитием и более 50% детей с ЗПР и ТО выполнили данное задание на среднем уровне успешности. Эти дети сразу решили задачу с прямым утвержде­нием, а для решения логической задачи с обратным утверждени­ем им необходимо было повторение условия. Педагог концентри­ровал их внимание на условиях задачи, помогал «не соскальзы­вать» с нужной мысли.

Около четверти детей с нормальным развитием и половина детей с ЗПР и ТО испытали серьезные затруднения при решении задачи с обратным условием. Для выполнения задания потребо­валась помощь педагога. Только совместно с взрослым эти дош­кольники разобрали условия задачи, выделили суждения и смог­ли сделать вывод. Все дети охотно принимали помощь, были за­интересованы в нахождении решения.

Результаты выполнения детьми этого задания корригировали с показателями их продуктивности по таким методикам, как «Исключение лишнего», «Матричные задачи Равена», диагнос­тирующим и уровень развития логических операций, а также с эффективностью выполнения определенных этапов заданий «Мо­заика», «Графический диктант», «Узнавание фигур», требующих произвольной организации познавательной деятельности.

Итак, в результате сравнительного исследования мыслитель­ных процессов у детей с ЗПР и ТО 6-7 лет и нормально развива­ющихся детей того же возраста было установлено, что в целом (по средним значениям показателей успешности) дети с ЗПР и ТО выполняют все типы предъявленных задач несколько хуже своих нормально развивающихся сверстников.

Существенных различий между детьми с ЗПР и детьми с ТО в сформированности мыслительных операций (при выполнении заданий данного тестового блока) не выявлено.

Особенно заметны различия между детьми с нормальным раз­витием и детьми с ЗПР и ТО при выполнении заданий, требую­щих развитых навыков анализа, синтеза, развернутого этапа ори­ентировки и планирования деятельности.

Очень незначительные различия наблюдаются при выполне­нии заданий с использованием условно-схематического изображе­ния для ориентировки в пространстве. Все дети показали доста­точно сформированные навыки классификации, однако дошколь­ники с ЗПР и ТО опираются при этом зачастую на второстепен­ные, несущественные признаки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.