Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование обобщенного способа анализа предмета



Экскурсии, учебные прогулки в природу имеют важное значе­ние в системе уроков по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Они позволяют создать у учащихся конкретно-чувственную основу для формирования представлений об отдель­ных видах растений и животных, о явлениях природы.

С целью углубления и уточнения знаний об отдельных пред­метах проводятся уроки, на которых учащиеся, обобщая наблю­дения, учатся выделять существенные признаки предмета, отде­лять их от второстепенных, т.е. проводить более глубокий ана­лиз изучаемого объекта.

Анализ предмета, так называемый обобщенный способ обсле­дования, проводится в определенной последовательности: снача­ла задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предметы в целом, затем выделяют основные части предмета (например, ствол, ветви дерева), и детям предлагается рассказать об их свойствах! далее выделяются, более мелкие части предмета (листья, плоды), дается их характеристика, и, наконец, учащиеся повторно рас­сказывают о предмете в целом.

Правильная организация анализа предмета требует от учите­ля умения ставить вопросы, побуждающие тщательнее рассмот­реть объект, сравнить отдельные части, выделить значительное число признаков, прийти к выводу, какие из них существенные.

Провести анализ объекта, а также сопутствующую беседу в первый год обучения чрезвычайно трудно. Дети часто не пони­мают задачи наблюдения. Не осознавая цели и мотивов предла­гаемой им деятельности, они начинают отвлекаться, заниматься своими более «интересными» делами (листают книжку, рисуют, манипулируют предметами и т.п.).

Избежать этого можно, если в процессе анализа предмета будет установлена тесная связь между наблюдением, практической дея­тельностью и развитием речи учащихся. Организовать практиче­скую деятельность, направленную на выделение определенных свойств объекта, можно посредством различных действий и опы­тов с ним. Например, для определения особенностей листьев раз­личных деревьев проводится сравнение путем наложения природ­ного материала на рисунок, обводка контура листа с целью опре­деления формы, определение поверхности на ощупь и т.п.

В других случаях целесообразно обратиться к аппликации, рисованию, лепке и, что особенно эффективно, к изготовлению поделок из природного материала. Указанные виды работ помо­гают учащимся провести сравнительный анализ объектов, опи­раясь на наглядный материал.

Особый интерес у детей вызывает деятельность по составлению орнаментов. Упражнения в различении листьев и плодов липы и березы, дуба и клена или сосны и ели можно организовать следу­ющим образом: предложить учащимся расположить в определен­ном порядке собранные осенью листья и плоды указанных дере­вьев так, как они изображены на картинках или в полоске орна­мента (см. задания 16-19, стр. 36-42 рабочей тетради: Природа и Ш. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1998).

При изготовлении игрушек-поделок учитель подбирает только такие задания, для выполнения которых природный материал выступает в качестве основных деталей. Например, стре­козу изготавливают из плодов липы (орешек с летучкой) и плас­тилина; зайчика — из листьев березы, рябины и пластилина. Предварительно детям показывают готовый образец поделки и уясняют, какие детали нужны для ее изготовления.

Анализ поделки-образца предполагает, прежде всего, выделения
учащимися отдельных ее частей и называние материала, из
которого она сделана, а затем, в процессе изготовления поделки, определяются их разнообразные свойства (цвет, форма, величи­на и т.д.). В процессе работы учитель показывает детям каждую операцию изготовления поделки. Используются разные виды словесных отчетов: по результату действия и предваряющий действие.

В процессе изготовления поделки детей просят объяснить, почему можно использовать для той или иной детали выбран­ный природный материал. Например, учитель говорит:

«Возьмите орешек липы, поместите его на кружок из пласти­лина. Теперь возьмите несколько летучек липы и разместите их вокруг орешка на пластилине.

Что у нас получилось?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.