Экскурсии, учебные прогулки в природу имеют важное значение в системе уроков по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Они позволяют создать у учащихся конкретно-чувственную основу для формирования представлений об отдельных видах растений и животных, о явлениях природы.
С целью углубления и уточнения знаний об отдельных предметах проводятся уроки, на которых учащиеся, обобщая наблюдения, учатся выделять существенные признаки предмета, отделять их от второстепенных, т.е. проводить более глубокий анализ изучаемого объекта.
Анализ предмета, так называемый обобщенный способ обследования, проводится в определенной последовательности: сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предметы в целом, затем выделяют основные части предмета (например, ствол, ветви дерева), и детям предлагается рассказать об их свойствах! далее выделяются, более мелкие части предмета (листья, плоды), дается их характеристика, и, наконец, учащиеся повторно рассказывают о предмете в целом.
Правильная организация анализа предмета требует от учителя умения ставить вопросы, побуждающие тщательнее рассмотреть объект, сравнить отдельные части, выделить значительное число признаков, прийти к выводу, какие из них существенные.
Провести анализ объекта, а также сопутствующую беседу в первый год обучения чрезвычайно трудно. Дети часто не понимают задачи наблюдения. Не осознавая цели и мотивов предлагаемой им деятельности, они начинают отвлекаться, заниматься своими более «интересными» делами (листают книжку, рисуют, манипулируют предметами и т.п.).
Избежать этого можно, если в процессе анализа предмета будет установлена тесная связь между наблюдением, практической деятельностью и развитием речи учащихся. Организовать практическую деятельность, направленную на выделение определенных свойств объекта, можно посредством различных действий и опытов с ним. Например, для определения особенностей листьев различных деревьев проводится сравнение путем наложения природного материала на рисунок, обводка контура листа с целью определения формы, определение поверхности на ощупь и т.п.
В других случаях целесообразно обратиться к аппликации, рисованию, лепке и, что особенно эффективно, к изготовлению поделок из природного материала. Указанные виды работ помогают учащимся провести сравнительный анализ объектов, опираясь на наглядный материал.
Особый интерес у детей вызывает деятельность по составлению орнаментов. Упражнения в различении листьев и плодов липы и березы, дуба и клена или сосны и ели можно организовать следующим образом: предложить учащимся расположить в определенном порядке собранные осенью листья и плоды указанных деревьев так, как они изображены на картинках или в полоске орнамента (см. задания 16-19, стр. 36-42 рабочей тетради: Природа и Ш. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1998).
При изготовлении игрушек-поделок учитель подбирает только такие задания, для выполнения которых природный материал выступает в качестве основных деталей. Например, стрекозу изготавливают из плодов липы (орешек с летучкой) и пластилина; зайчика — из листьев березы, рябины и пластилина. Предварительно детям показывают готовый образец поделки и уясняют, какие детали нужны для ее изготовления.
Анализ поделки-образца предполагает, прежде всего, выделения учащимися отдельных ее частей и называние материала, из которого она сделана, а затем, в процессе изготовления поделки, определяются их разнообразные свойства (цвет, форма, величина и т.д.). В процессе работы учитель показывает детям каждую операцию изготовления поделки. Используются разные виды словесных отчетов: по результату действия и предваряющий действие.
В процессе изготовления поделки детей просят объяснить, почему можно использовать для той или иной детали выбранный природный материал. Например, учитель говорит:
«Возьмите орешек липы, поместите его на кружок из пластилина. Теперь возьмите несколько летучек липы и разместите их вокруг орешка на пластилине.