Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование ЭЭГ-диагностики для оценки функционального состояния мозга у детей с трудностями в обучении



Дифференциальная диагностика детей с трудностями в обучении до сих пор является одной из сложнейших психолого-педагогиче­ских проблем. Исследование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе неуспеваемости детей младшего школьного воз­раста, имеет не только самостоятельное научное значение, но и актуально в практическом плане, т.к. способствует проведению индивидуальной адекватной педагогической коррекции.

В практике работы психолого-медико-педагогических комис­сий в последние годы достаточно широко используются резуль­таты исследования биоэлектрической активности мозга — элек­троэнцефалограммы (ЭЭГ). На основании исследования ЭЭГ ре­бенка можно установить некоторые особенности функционально­го состояния мозга и получить ответы на ряд вопросов, возни­кающих в ходе обследования ребенка:

1) анализ ЭЭГ позволяет оценить соответствие возрастным
нормативам уровня развития электрической активности
коры головного мозга и стволовых регуляторных структур;

2) ЭЭГ выявляет наличие органических повреждений различ­-
ных структур мозга, возникших в период пренатального и
постнатального развития, которые могут обусловить нару­
шения внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы,
речевой деятельности;

3) с помощью ЭЭГ можно установить органическую или фун­-
кциональную природу заикания, тиков, невротических ре­
акций;

4) особо важна роль ЭЭГ в выявлении пароксизмальной элек­трической активности, в оценке ее локализации и тяжес­ти: эти данные позволяют установить характер судорог, диф­ференцировать истерические припадки и обмороки разного происхождения от эпилепсии;

большое значение для оценки особенностей поведения и внимания имеет выявление на ЭЭГ субклинической паро­ксизмальной активности, которая не проявляется в виде судорог и припадков;

5) наконец, с помощью динамического многократного иссле­дования ЭЭГ можно оценить как динамику развития патоло­гических состояний, так и эффективность лекарственной терапии.

то же время, направляя ребенка на исследование ЭЭГ, спе­циалист должен твердо знать, что с помощью ЭЭГ нельзя опре­делить эффективность психолого-педагогической работы.

Динамика ЭЭГ-показателей может свидетельствовать об изме­нении функционального состояния мозга вследствие возрастных изменений электрической активности мозга. Анализ ЭЭГ позво­ляет оценить динамику патологического процесса. Окончатель­ная постановка диагноза допустима только в комплексе с клинико-психолого-педагогическим обследованием ребенка.

Интерпретация патологических изменений ЭЭГ возможна лишь при точном знании вариаций нормальных ЭЭГ, специфических для разных возрастных групп. Существуют также заметные ин­дивидуальные различия фоновых ЭЭГ, т.е. ЭЭГ, записанных в состоянии спокойного бодрствования, и в изменениях ЭЭГ, вы­зываемых внешними раздражителями (световыми, звуковыми, тактильными), психическим или эмоциональным состоянием в пе­риод обследования, уровнем сахара в крови (при гиперглике­мии — повышении содержания сахара в крови — отмечаются су­щественные изменения ЭЭГ), различным воздействием лекарст­венных препаратов и т.п. Сенсорная депривация, в первую оче­редь — зрительная, сопровождается определенными изменения­ми основного коркового ритма — так называемого альфа-ритма. Значительны возрастные изменения ЭЭГ покоя и ее реактив­ности. Изменение электрической активности мозга в процессе онтогенеза отражает этапы созревания коры больших полуша­рий, подкорковых структур и взаимосвязи коры со стволовыми структурами в различные возрастные периоды.

Характеристики ЭЭГ, являющиеся нормальными для младенцев, отражают определенные патологические изменения мозга у дошкольников.

Нормальная ЭЭГ младших школьников существенно отлича­ется от ЭЭГ 10-летних детей. В период подросткового криза (11-16 лет для девочек, 12-17 лет для мальчиков) возможны значи­тельные изменения ЭЭГ, свидетельствующие о повышенной ак­тивности мезенцефальных и диэнцефальных структур мозгового ствола. Это обусловлено гормональными перестройками, возни­кающими в организме подростка.

Исследованиями морфологов, нейрофизиологов, психологов и педиатров установлено, что развитие и рост разных отделов го­ловного мозга происходят не одновременно и достигают взросло­го дефинитивного уровня на разных этапах постнатального раз­вития. Неравномерное созревание различных отделов коры го­ловного мозга и подкорковых структур отражается в возрастной эволюции корковой ритмики и ее реакциях на функциональные нагрузки.

У детей в возрасте 3—4 лет диапазоны альфа- и тета-ритмов частично перекрывают друг друга. Верхняя граница тета-ритма совпадает с нижней границей альфа-ритма в области частоты 6 кол/с. Разграничение альфа- и тета-ритма в этом возрасте дол­жно быть основано на преимущественной локализации ритма и его реакции на афферентное раздражение. В дальнейшем в связи с более быстрым нарастанием частоты альфа-ритма в затылоч­ной области коры происходит разведение частотных диапазонов альфа - и тета-ритмов.

В возрасте от 5 до 8 лет происходят качественные измене­ния развития электрической активности коры головного мозга и функционального состояния стволовых регуляторных структур. Изменяется характер альфа-ритма фоновой ЭЭГ. В 5-6 лет преобладает полиритмичный или низкочастотный альфа-ритм (6—7 кол/с), в 6-7 лет он сменяется дезорганизованным ритмом с доминирующей частотой 8-10 кол/с и, наконец, регулярным альфа-ритмом в 7-8 лет.

Функциональное состояние стволовых регуляторных структур претерпевает наиболее выраженные изменения к 6 годам. ЭЭГ детей 5-6 лет, в отличие от ЭЭГ детей более старшего возраста, в большинстве случаев характеризуется выраженным высокоамп­литудным тета-ритмом в лобных и центральных областях, что отражает синхронизирующие влияния диэнцефальных отделов мозгового ствола, обусловленные их функциональной незрелостью.

До 7-8 лет ЭЭГ передних областей характеризуются зна­чительной представленностью медленных колебаний (4—7 и 2— 3 кол/с) в центральных и лобных областях. У детей до 8 лет значительной представленностью тета-ритм преимущественно в теменных и центральных областях коры.

К 10 годам частота альфа-ритма достигает 10-12 кол/с, что характерно для ЭЭГ взрослого человека.

В подростковый период отмечается определенная дестабилиза­ция электрической активности мозга. Значительно нарастает ам­плитуда фонового альфа-ритма, появляются высокоамплитудные разряды тета-ритма в теменных и центральных отделах обоих полушарий. Все это отражает повышенную активность диэнце­фальных структур мозга в период гормональных перестроек.

В работе ПМПК наиболее часто приходится иметь дело с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имею­щими проблемы в познавательной деятельности, с явлениями школьной дезадаптации. С помощью ЭЭГ можно установить не­которые биологические причины нарушения внимания, задерж­ки психического или речевого развития, нарушений поведения, эмоционально-волевой сферы. Исследование ЭЭГ позволяет опре­делить функциональное состояние отдельных мозговых структур, связи между ними, реакции мозга на поступающую из окружа­ющей среды информацию, особенности переработки сенсорной информации, мозговую организацию разных видов деятельности.

Нарушение внимания у детей часто является одной из ведущих причин нарушений познавательной деятельности, школьной деза­даптации. Этот симптом может быть связан с разными факторами и в зависимости от них иметь разные проявления на ЭЭГ. В первую очередь следует исключить наличие субклинических эпилептичес­ких припадков, которые не имеют выраженного судорожного ком­понента, а проявляются в виде краткосрочных (на 0,5—1 с) отклю­чений внимания, перерывов в деятельности (мгновенного прерыва­ния речи, движения, ходьбы и т.п.). На ЭЭГ в этих случаях реги­стрируется высокоамплитудная билатерально-синхронная пароксизмальная активность (разряды, одновременно возникающие в обоих полушариях). Разряды типа «острая волна — медленная Волна», «пик — волна» частотой 3-4 кол/с длительностью от 0,5 до 2-3 с и выявляются в фоновой записи. Они могут провоци­роваться или усиливаться при ритмической световой стимуляции или усиленном дыхании (гипервентиляции).

При отсутствии пароксизмальной активности на ЭЭГ причинной несформированности направленного внимания может быть функциональная незрелость регуляторных структур ствола, не­соответствие уровня развития электрической активности коры головного мозга возрастным нормативам, локальные поражения лобных и теменных отделов мозга.

Исследование ЭЭГ детей с трудностями в обучении позволило установить, что функциональное состояние коры головного моз­га этих детей, развитие глубинных структур и их взаимосвязи с корой характерны для более ранних этапов развития. У детей с отклонениями в умственном развитии часто отмечается несовпа­дение биологического и календарного (паспортного) возраста. Структурно-функциональная организация нервной системы нахо­дится на более раннем этапе развития, не соответствующем ка­лендарному возрасту.

На основании результатов ЭЭГ-обследования неуспевающих школьников первых классов, у которых, по классификации К.С. Лебединской, имелась негрубая задержка психического раз­вития конституционального, соматогенного и/или психогенного генеза,установлены некоторые нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе трудностей обучения и школьной дезадапта­ции.Неустойчивость внимания, низкий уровень познавательной активности, работоспособности, характерные для детей этой ка­тегории, могут быть обусловлены как изменениями функциональ­ного состояния регуляторных структур ствола мозга, в первую очередь — таламо-корковых и лобно-таламических связей, так и незрелостью коры головного мозга.

Таким образом, основными условиями успешного обучения являются наличие интактных мозговых структур и их взаимо­связей, наличие мотивации к обучению и соответствующие соци­альные условия.

Электрофизиологические характеристики детей с умственной отсталостьютакже не имеют специфических нозологических признаков. Наблюдается определенная зависимость от тяжести дефекта, от его происхождения. При неосложненной форме оли­гофрении в степени легкой или средней дебильности изменения ЭЭГ отражают нарушение морфофункционального созревания мозга в онтогенезе. Часто отмечается плохая сформированность или отсутствие альфа-ритма, регистрируются диффузные тета - и дельта-колебания, билатеральные вспышки пароксизмальной активнос­ти. При наличии психопатоподобного поведения на ЭЭГ наблю­даются высокоамплитудные разряды острых волн тета-диапазона в теменных и центральных отделах, указывающие на патологи­ческие изменения мезенцефальных отделов ствола. Высокоампли­тудные бета-веретена (колебания частотой 14-20 Гц, иногда достигающие 50-80 мкВ) в лобных, центральных и/или височ­ных отделах отражают дисфункцию лобно-миндалевидного ком­плекса. Обычно они сочетаются с наличием в клинической при неосложненной форме олигофрении, по данным ЭЭГ, вы­делены две подгруппы.

Первая характеризуется изменениями ЭЭГ общемозгового ха­рактера, отсутствием локальных изменений электрической активности коры, дисфункцией стволовых регуляторных структур на мезодиэнцефальном уровне, грубыми отклонениями в развитии корковой ритмики. Это проявляется в отсутствии регулярного альфа-ритма, наличии фрагментарного и/или полиритмичного альфа-ритма и преобладании реакции следования ритму свето­вых раздражений в передних отделах мозга.

Вторая подгруппа характеризуется наличием локальных из­менений электрической активности коры в правом полушарии, преимущественно в височной и лобной областях, дисфункцией стволовых регуляторных структур на уровне диэнцефальных отделов и изменениями корковой ритмики, сходными с измене­ниями, выявленными в первой подгруппе. Как правило, обще­мозговые изменения электрической активности у них отсутству­ют. По данным нейропсихологов, при ранних (до 1 года) локаль­ных поражениях мозга вербальное и перцептивное интеллекту­альное развитие существенно больше страдает у детей с правополушарной патологией.

Установлена зависимость между условиями раннего пре - и постнатального развития детей с умственной отсталостью и типом изменений ЭЭГ в двух подгруппах. Дисфункция мезодиэнцефаль-ных отделов ствола у умственно отсталых детей с общемозговыми изменениями электрической активности коры является следстви­ем раннего внутриутробного поражения нервной системы.

При умственной отсталости экзогенной этиологии (токсоплазмоз у матери, краснуха беременных) изменения ЭЭГ более гру­бые, чем при генотипической форме. ЭЭГ характеризуется нали­чием высокоамплитудных, генерализованных медленных волн либо резким снижением амплитуды и преобладанием генерализованной низковольтной асинхронной активности.

При исследовании ЭЭГ детей с разными видами нарушений речевого развитияследует иметь в виду роль структур левого (Доминантного по речи) полушария в формировании речевых Функций, чтения и письма. У детей с общим недоразвитием речи ЭЭГ часто (до 70% наблюдений) выявляются локальные изменения электрической активности коры. Это может быть очаг пароксизмальной активности, как правило, субклинический, без судорожных приступов, либо очаг патологической активности, Обычно негрубый, свидетельствующий о резидуально-органической природе поражения мозга. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми

функциями:

А — «речевая зона» коры левого полушария: а — зона Брока; б — зона Вернике; с — «центр» зрительных представлений слов (по Державину); Б — области коры левого полушария, электрическое раздражение кото­рых вызывает различные нарушения речи (остановку речи, заикание, повторение слов, различные моторные дефекты речи, неспособность назвать предмет).

Большую роль играет локализация выявляемых локальных поражений мозга. При наличии очага в задних отделах левого полушария (задняя височная, задняя височно-затылочная, височно-теменно-затылочная области) отмечается нарушение понима­ния речи либо логико-грамматических конструкций. Поражение передней височной области левого полушария, выявляемое на ЭЭГ, преобладает при нарушениях моторной организации речи. При локальных поражениях правого полушария (темя, затылок) от­мечается речевая гиперпродукция (этот симптом наблюдается также при поражениях лобных областей), нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций. При наличии локального поражения правой височной области появляются затруднения в чтении сложно артикулируемых и незнакомых слов.

При задержке психического развития, осложненной недораз­витием речи, локальные изменения биоэлектрической активнос­ти в левом полушарии сочетаются с признаками возрастной незрелости, несоответствием уровня развития электрической ак­тивности коры возрастной норме.

В случаях нарушения пространственного восприятия (симптом часто наблюдаемый при ЗПР) на ЭЭГ, наряду с локальными изменениями в левом полушарии, выявляются четкие признаки поражения правой теменной области.

У детей с недоразвитием речи, сочетающимся с особенностями поведения (агрессивность, «неуправляемость» и т.п.), на ЭЭГ наблюдаются признаки преимущественной заинтересованности внелобных отделов мозга.

Следует иметь в виду, что медикаментозная коррекция при наличии на ЭЭГ эпилептиформной активности, локализованной указанных структурах левого и правого полушарий, уменьшая патологические проявления на ЭЭГ, часто способствует успешности педагогической коррекции дефекта.

Сведения о функциональном состоянии головного мозга, полу­ченные с помощью регистрации биоэлектрической активности, помогают в диагностике отклонений в развитии, способствуют пению возможностей обучения ребенка, испытывающего труд­ности в обучении, и в проведении адекватной индивидуализиро­ванной медико-психолого-педагогической коррекции (М.Н. Фишман, 1997).

Глава V

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.