Угадай, что там нарисовано. Я тебе подскажу.Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку.
1. Для младшей и средней групп: «Бабушка, шить». Для старшей и подготовительной: «Старый, шить, ба бушка».
(Бабушка сидит и зашивает носок, в руке видна иголка.)
2. Для младшей и средней групп: «Играть, Ваня».
Для старшей и подготовительной групп: «Маленький, играть, Ваня».
(Малыш с барабаном и палочками в руках.)
3. Для младшей и средней групп: «Куры, Катя, кормить». Для старшей и подготовительной групп: «Куры, Катя,
кормить, зерно».
(Девочка кормит двух кур. Одной рукой держит тарелочку с зерном, из другой сыплются зернышки.)
4. Для младшей и старшей групп: «Ложка, Оля, кушать». Для старшей и подготовительной групп: «Ложка, Оля,
кушать, суп».
(Девочка ест из тарелки суп.)
5. Для младшей исредней групп: «Ночь, спать, Таня». Для старшей и подготовительной групп: «Ночь, спать,
Таня, кровать, на».
(Девочка спит на кровати.) .
6. Для младшей и средней групп: «Бежать, лошадь, быс тро» .
Для старшей и подготовительной групп: «Бежать, лошадь, быстро, кошка».
(По дорожке скачет лошадь, за ней бежит кошка.)
7. Для младшей и средней групп: «Мы, автобус, бежать, за». Для старшей и подготовительной групп: «Мы, идти, если,
автобус, нет».
(По дороге едет автобус. За ним бегут два ребенка.)
8. Для младшей и средней групп: «Копуша, сяпать, дю- бочка».
Для старшей и подготовительной групп: «Белый, калуша. сяпать, дюбочка».
(Птица, похожая на утку, в очках и платочке сидит на берегу и держит в крыльях удочку. Леска с поплавком спускается в воду, вокруг поплавка круги.)
9. Для младшей и средней групп: «Некузявый, бутявка, удудонпть».
Для старшей и подготовительной групп: «Некузявый, зюмо, бутявка, удудонитъ».
(Птица, похожая на ворону, с приоткрытым клювом, одета в белый халат и шапочку с красным крестом, смотрит на необычное существо, похожее на толстого червячка с коротким туловищем, большой головой, с ручками и ножками. Су-
щество сидит в грязной луже, на щеке грязь, с грустным выражением мордочки. Мордочка симпатичная. Размер существа примерно вполовину меньше птицы.)
Я методика. Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства языка»)
Правильно ли я говорю? Скажи правильно.
1.Девочка ест каша.
2. Кошка сидит на стула.
3. Папа читает книгу дети.
4. У девочки нет шарф.
5. Бабушка вышла из дома.
6. Мальчик спит под одеялу.
7. Я ешь суп.
8. Мы есть суп.
9. Они читает книгу.
10. Я вчера буду купаться.
11. Он завтра был в лесу.
12. Она вчера пойдет в магазин.
13. Золотой кольцо.
14. Дорогой друг.
15. Большое стол.
16. Красивая часы.
17. Зеленый трава.
II. Изучение семантического компонента ЯС 1-я методика. Рассказ по аналогии
Язагадаю про свойпредмет, а ты— также — про свой.
Взрослый называет признаки по одному. После каждой фразы взрослого ребенок называет свою фразу. (На картинке педагога — стул, на картинке ребенка — чайник.)
1. Это предмет мебели.
2. Он стоит в комнате.
3. Нужен, чтобы сидеть.
Но
4. На него можно класть вещи.
5. Он сделан из дерева.
6. У него есть сиденье, спинка, ножки.
Я методика. Объяснение значений малознакомых слов
Объясни (скажи), что это значит:ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.
Я методика. Определение значений несуществующих слов
Придумай, как сказать по-другому (что значит это слово)?
• Капавица; викабенок; калуша.
• Суненький; назерливый; жунаватое.
• Ваканить; пекануть; усяпать.
• Такамо.
Я методика. «Лингвистическая сказка»
Я прочитаю смешную сказку. Слушай внимательно и ответы:
• Про кого в ней говорится?
• Что с ним случилось?
Суненъкая капавица ваканша. Она пеканула викабенки. Викибенок был такамо назерливый. Он усяпал с напушки.
Я методика. Словообразование разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол)
Придумай, как называется:
• Спинка у стула; шкаф для тарелок; тарелка без помидоров.
• Длинный огурец; мыть полы; рубить топором.
• Тот, кто все ломает; человек, который делает зонтики; тот, кто всегда облизывается.