Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимосвязь языковой способности с другими способностями детей



На протяжении дошкольного возраста решающее влия­ние на развитие языковой способности у нормально развиваю­щихся детей оказывают следующие способности (в убываю­щем порядке по степени выраженности взаимосвязи): 16


 

• музыкальная;

• интеллектуальная способность и художественная;

• ритмическая.

Высокие показатели корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма. В свое время В. В. Хол-мовская и К. В. Тарасова выдвинули предположение, что чув­ство ритма складывается в результате усвоения пространствен­ных (в изобразительной деятельности) и временных (в музы­кальной деятельности) ритмических структур под влиянием ритмической организации движений [10].

На наш взгляд, данная корреляция является следствием связи речь мышление, т. к. требует вовлеченности в процесс ориентировки обоих полушарий и использования присущих им стратегий анализа информации. Об этом свидетельствует более высокая корреляция показателей языковой способности и ин­теллектуальной, чем языковой и ритмической способностей.

Действительно, уровень развития языковой и ритмической способностей не имеет столь прямой взаимозависимости, как формирование языковой и интеллектуальной способностей. Подтверждением этого является различие между задатками упомянутых способностей. В частности, за формирование «чув­ства ритма» ответственны подкорковые структуры, которые не всегда поражаются при алалии, в первую очередь приводя­щей к общему недоразвитию речи, т. е. нарушение языковой способности не всегда отражается на недостаточности ритми­ческой способности. Однако исследователи подтверждают факт их взаимосвязи через зависимость обеих от развития подра­жательной и двигательной способностей, возможностей дви­гательного и речедвигательного анализатора.

Такие же зависимости, как у нормально развивающихся дошкольников, но несколько более слабые, отмечаются у де­тей с общим недоразвитием речи (в убывающем порядке по степени выраженности взаимосвязи):

• языковая и интеллектуальная способности (высокая сте­
пень корреляции);

2 Диагностика язык, способ, у детей


• языковая и музыкальная способности;

• языковая и художественная способности.

Развитие языковой и интеллектуальной способностей у детей с общим недоразвитием речи действительно свидетель­ствует об их взаимной зависимости. Психолого-педагогиче­ское изучение детей с нарушениями речи раннего возраста позволяет говорить о том, что недостаточность языковой спо­собности негативно влияет на психическое развитие детей.

Нарушение языковой способности у детей младшего дошкольного возраста вызывает затруднения в соотнесении речевых и предметных действий и появление действий по аналогии с речевым образцом, приводит к недостаточной обоб­щенности способов выполняемых действий.

У детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольно­го возраста отмечается репродуктивный тип деятельности, ма­лая вариабельность тактики, нарушение механизмов контроля за собственной деятельностью. У них страдают произвольное внимание и анализирующее восприятие, произвольная и опосредованная память, предпосылки к развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления. Особенные зат­руднения у дошкольников вызывают действия, связанные с замещениями предметов, кодированием и декодированием сим­волической информации, моделированием и созданием твор­ческих поделок, построений и рассказов.

Несмотря на значительные усилия педагогов, воспитан­ники с общим недоразвитием речи часто оказываются непод­готовленными к обучению в школе, и, как следствие, у мно­гих отмечаются нарушения поведения, сдвиг мотива деятель­ности на средства ее осуществления, невротические реакции. Запаздывает становление «внутренней позиции» школьника.

Личностные особенности детей с нарушениями речи некото­рые исследователи рассматривают как расстройства мотивации или иерархии смыслообразующих мотивов. Другие считают их формой психологической защиты детей с сохранным интеллек­том. При этом оценка дефекта или степень фиксированности на нем не всегда коррелирует со степенью его тяжести. Так, дети с менее выраженным речевым нарушением могут преувеличивать 18


его, и, наоборот, дети с тяжелыми речевыми дефектами порой практически не замечают их. Болезненная фиксация на своем дефекте приводит к появлению замкнутости, негативизма, не­уверенности в себе, что, естественно, сказывается на общении с окружающими, и, прежде всего, со сверстниками.

Л. Г. Соловьева [39], изучая особенности развития языковой и коммуникативной способностей у дошкольников с общим не­доразвитием речи, отметила, что у большинства из них отмечает­ся недостаточность языковой и коммуникативной компетенций, а у остальных — преимущественно нарушается одна из рассмат­риваемых способностей. Речевые и коммуникативные затрудне­ния препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками во время игры, формированию игры как деятель­ности. Особенности диалогического поведения во время игровой деятельности проявляются в многословности, склонности пере­бивать собеседника, неспособности выслушать его до конца. Дети используют такие типы высказываний, которые не требуют ре­чевой реакции сверстника (констатация). Следовательно, под­линное диалогическое общение у них не формируется.

Соответственно, недостаточность языковой способности отражается не только на снижении способности к речевому творчеству, но и к остальным видам творчества, связанным с развитием других способностей детей. Эмоции, обычно вы­полняющие ведущую, регулирующую роль в механизмах дет­ского творчества, в этом случае оказывают негативное влия­ние на творческий процесс: у воспитанников с общим недо­развитием речи либо не возникает заинтересованности, эмоционального предвосхищения результатов творческой де­ятельности, либо прогнозирование ошибки и неудачи влияет на прекращение деятельности или отказ от нее.

Таким образом, результаты исследований подтверждают наличие взаимосвязи между развитием языковой и интеллек­туальной, коммуникативной, творческой, символической, рит­мической способностей у дошкольников с общим недоразви­тием речи. .Следовательно, к концу дошкольного детства у данной категории детей не складывается функциональная система способностей, определяющая в дальнейшем их обу­чаемость в школе.


 

Диагностика языковой способности у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Изучение языковой способности базируется на современ­ных представлениях:

психологии и педагогики, которые определяют способнос­ти как системы ориентировок в окружающей действитель­ности;

психолингвистики, которая в структуре языковой спо­собности выделяет синтаксический, семантический и фо­нологический компоненты;

коррекционной педагогики, которая рассматривает общее недоразвитие речи у дошкольников как нарушение фор­мирования всех компонентов речевой системы при нор­мальном слухе и достаточном для развития речи интел­лекте.

Содержание диагностики языковой способности

Отличительной особенностью данной диагностики явля­ется предварительная установка для ребенка отвечать по об­разцу или по аналогии с образцом ответа педагога. Перед предъявлением каждой методики взрослый предлагает испы­туемому 2-3 обучающих задания, результаты которых не учи­тываются при подсчете результатов. Это обеспечивает воз


никновение языковой ориентировки, т. е. ориентировки на предъявляемый речевой материал и на уровень требований взрослого. Если после обучающих заданий ребенок не дает адекватного ответа (словом, действием, жестом), то его ориен­тировка обозначается как ситуативная.

Процедура проведения обследования зависит от возраст­ной категории детей. Различие между методиками предъяв­ления речевого материала заключается в следующем.

Для детей младшего дошкольного возраста

• используются краткие и точные речевые инструкции (при необходимости ориентировки на уровне текста он предъяв­ляется целостными смысловыми блоками, по одному пред­ложению);

• инструкции предлагаются с опорой на предметную и ком­муникативную ситуацию, указательные и обводящие же­сты, наглядный игровой материал (например, при выяв­лении возможностей упреждающего синтеза детям разыг­рывается сценка с помощью кукольного театра);

• широко используются повторы взрослым детских выска­зываний с уточняющей интонацией, позволяющие прове­рить степень понимания ответа самим ребенком;

• речевой материал, которым должен оперировать ребенок, состоит из 2-3 слов, допускаются «ответы» детей в виде жестов, изобразительных и предметных действий.

Для детей старшего дошкольного возраста

• речевая инструкция представляет собой простое распрост­раненное или сложное предложение, предъявляется с опо­рой на картинки;

• для уточнения понимания задаются уточняющие вопросы (в крайних случаях ребенка привлекают к наблюдению за тем, как отвечает на вопросы сверстник);

• текстовый материал предъявляется целиком; речевой материал, которым должен оперировать ребенок, состоит из 4-5 слов.


 




Первая частьдиагностики, направленная на исследова­ние уровня развития синтаксического компонента языковой способности, представлена шестью основными методиками.

1.1. Ознакомительная беседа с ребенком "

(18 пунктов)

В процессе беседы выявляются возможности ребенка к трансформациям высказываний логопеда:

• вопроса в сообщение (1,2 пункты);

• утверждения в отрицание (3, 4 пункты);

• отрицания в утверждение (5,6 пункты);

• двойного отрицания в утверждение (7 пункт);

• личного предложения в безличное предложение (8, 9 пун­кты);

• безличного предложения в личное предложение (10, 11 пункты);

• сообщения в вопрос (12-14пункты);

• сообщения в побуждение (15 пункт);

• прямой речи в косвенную речь и наоборот (16-18 пункты).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.