Таблица 5 Экспресс-диагностика языковой способности детей-дошкольников
Значимость для диагностики
Возраст
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
нор. разв. дети
Рдети с ОНР
нор. разв. дети
дети с ОНР
нор. разв. дети
дети с ОНР
нор. разв. дети
дети с ОНР
Удовлетворительная
1.6, 2.2, 2.3, 2.5
1.7, 1.2, 1.4
1.5, 1.2, 1.4, 2.1, 3.1, 3.2
1.5, 1.3, 2.1, 2.4, 3.5
1.1,
2.3
1.5, 1.2, 1.4, 2.5
2.3, 1.3
1.1,
1.5, 1.4, 2.3
Хорошая
1.3, 1.1; 3.4
1.5, 3.5, 2.5
2.6
2.3, 3.3
3.1, 3.2, 3.5
3.3, 3.4
1.3, 3.5
1.3
Высокая
2,6
3.1, 3.2
3.4
3.6
1.6, 3.5
3.6
Дифференциальная диагностика языковой способности детей с осложненными и неосложненными формами общего недоразвития речи с помощью представленных методик
Корреляционный анализ результатов исследования языковой способности и выполнения отдельных методик позволил вычленить на каждом возрастном этапе наиболее валидные (значимые) методики. Они оказались различными для каждой категории детей.
В экспресс-диагностику вошли следующие методики (см. таблицу).
Анализ данных экспериментальных методик и наблюдения за речевой активностью детей в ходе исследования языковой способности и позволили выделить два основных критерия ее оценки при использовании любых методик:
1. Установка на ориентировкув том или ином компоненте языковой способности (синтаксическом, семантическом и фонологическом). Она проявляется в направленности и сосредоточенности внимания на реализации грамматических, лексических или фонетических норм русского языка.
2. Основные способы ориентировкив языковом материале,т. е. в совокупности всех текстов, которые были услышаны или созданы ребенком в течение своей жизни.
ными формами ОНР. Это необходимо для определения структуры речевого нарушения и разработки индивидуальной программы развития ребенка в группе специального детского сада.
Ориентировочные действия в языке усваиваются в процессе общения по поводу предметной деятельности взрослого и ребенка, т. е. до трех лет. В результате анализа материалов исследования можно сделать вывод, что существует пять основных способов ориентировочных действий в языковом материале [24].
• 1 уровень ориентировочных действий: слухо-зритель-ное сосредоточение ребенка на речи и реакции взрослого. Внешним проявлением ориентировочных действий являются попытки подражания партнеру по общению (как речевым, так и предметным действиям).
• 2 уровень ориентировочных действий: речевые действия по образцу взрослого. Ребенок решает задания после показа взрослым способа их выполнения.
• 3 уровень ориентировочных действий: речевые действия с опорой на речевой опыт. Внешним проявлением является всплывание вербальных ассоциаций по данной теме и припоминание наиболее часто употребляемых речевых образцов. Последние актуализируются в том виде, в каком были восприняты (без изменения синтаксических категорий).
• 4 уровень ориентировочных действий: осуществление речевых действий по аналогии. Ориентировка разворачивается во внутреннем плане и носит поэтапный характер, так как ребенок совмещает ориентировочные действия по образцу и по памяти. В результате подобных действий оказываются возможными трансформации образца.
• 5 уровень ориентировочных действий:ориентировка на «чувство языка». Она является интуитивным обобщением норм русского языка. Благодаря данной ориентировке возможен самоконтроль, основанный на знании того, как люди говорят, и догадка об успешности/неуспешности ориентировочных действий.
Выделение данных критериев позволило не только сравнить результаты деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием речи, но и качественно охарактеризовать различия между дошкольниками с осложненными (в первую очередь — задержкой психического развития) и неосложнен-