Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания на внутреннее программирование высказывания



Нормально развивающиеся дети при составлении предло­жений из начальных форм слов и оценке грамматической пра­вильности высказывания ориентировались на систему языка. «Неправильные» предложения вызывали смех и воспринима­лись как шутка: «Ну кто же такую глупость придумал: "Соба­ка вышла в будку!" Не бывает! Как же она может? Ведь можно только войти в будку!!!» (Марина Ч., 5 л. 3 мес, норм. разв.).



Дошкольники с общим недоразвитием речи составляли грамматически правильные предложения, если они были про­стыми и состояли из 3-4 слов. Если предполагалось составле­ние сложного предложения, то появлялись разного рода аг-рамматизмы: «Мы, идти, если, автобус, нет. Какое предло­жение получилось?» «Мальчики идут, если автобуса нет по дороге»Саша К.( 6л. 9мес, ОНР); «Мы идти, если авто­бус нет. Ребенок побежал. Почти рядом автобус едет»(Таня Г., 6 л. Змее, ОНР).

Наблюдения показали, что причина аграмматизмов за­ключалась в следующем. Испытуемые с общим недоразвити­ем речи сначала запоминали отдельные слова, согласовывали их грамматически, а потом анализировали смысл той ситуа­ции, которая представилась им по мере проговаривания об­разца («кошка поймала собаку» ит. д.). В случае неудачи они меняли стратегию, пытались ориентироваться на смысл, но тогда уже не могли выбрать, какая синтаксическая форма нужна, пока не произносили образец. По ассоциации всплы­вали обрывки из заученных фраз, которые испытуемые меха­нически соединяли вместе. Соответственно, наиболее грубые аграмматизмы возникали при попытках согласования слов, несуществующих в русском языке. Это происходило потому, что у детей не было опыта согласования подобных слов, цело­стных стереотипов, хранящихся в памяти, а построить фразу по аналогии с имеющимися в памяти шаблонами дошкольни­ки не умели: «Белый, калуша, сяпатъ, дюбочка. Какое пред­ложение получилось?» «Вела калуша сяпает дюбочка» (Антон Н., 6 л. 7 мес, ОНР); «Калоша дюбочка дюбать»(Том В., 6л. 4мес, ОНР).

Подбор слова по аналогии

Задание на подбор изолированного слова по аналогии к образцу взрослого не вызывало трудностей у дошкольников с нормальным развитием речи. Когда возникала необходимость ориентировки на синтаксическую функцию слова в предло-


жении, дети по аналогии с образцом взрослого увеличивали количество однородных членов предложения, замечали иот­ражали в своих фразах преобладание подлежащих, сказуе­мых, дополнений, реже — определений и обстоятельств: «Ко­тенок как? весело и как? громко замяукал. При­думай такое же предложение по своей картинке» «Валера подбросилвысоко мяч инечаянно разбил посуду»(Ира М.,5 л. 2 мес, норм. разв.).

Дети с общим недоразвитием речи могли подбирать анало­гии к изолированному слову (существительному, глаголу, прилагательному). Некоторые испытуемые затруднялись в том, чтобы придумать аналогию к наречию, местоимению и предлогу. Вместо ответа по аналогии дети отвечали тем же словом с частицей «не» («не вверху», «не горько» ит. д.) или заменяли одну часть речи другой (существительное — место­имением, наречие — прилагательным и т. д.). Определение синтаксической функции слова по аналогии вызывало затруд­нения практически у всех дошкольников с общим недоразви­тием речи: «Люди что сделали? Принесли котенка до­мой, что сделали? Вымыли и что сделали? на­кормили. Придумай такое жепредложение по своей картинке» «Мальчик, когда мама пришла, они рассказа­ли, сказали, что они все убрали, она их похвалила» (Илья М., 6 л., ОНР).

Это было связано с тем, что при ориентировке на син­таксическую функцию слова дети с общим недоразвитием речи вместе с увеличением однородных членов увеличива­ли количество частей в предложении или количество са­мих предложений, не владея навыками их согласования. Таким образом, главная причина их затруднений заключа­лась в неумении адекватно оценивать свои речевые возмож­ности и выполнять задание на том уровне сложности, кото­рый освоен.

При осуществлении ориентировки в семантическом ком­понентенаибольшие трудности вызвали следующие зада­ния.


 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.