Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания на выявление возможностей языкового анализа



Разница в результатах выполнения данного задания дош­кольниками с нормальным и нарушенным развитием речи (ОНР) оказалась значительно меньше, чем в предыдущих за­даниях. На наш взгляд, это обусловлено обученностью детей с общим недоразвитием речи навыкам языкового анализа. Ха­рактерно, что воспитанники с задержкой психического разви­тия церебро-органического генеза и алалическим компонен­том, несмотря на значительную работу педагогов по звуко-бук-венному анализу и осознанию словесного состава предложения, выполняли задания на 16-20 % менее успешно, чем осталь­ные дети с общим недоразвитием речи. В качестве одной из причин можно рассматривать нарушение в становлении сим­волической и прогностической деятельности у рассматривае­мой категории испытуемых.

Выявленные особенности развития языковой способности у детей с нормальным и нарушенным развитием речи, воспи­танников с общим недоразвитием речи и задержкой психи­ческого развития можно обобщить в следующем виде.

У детей рассматриваемых категорий отмечается разное соотношение преобладающих типов ориентировочных дей­ствий:

• у нормально развивающихся детей «левополутарная» (48 %) и «правополутарная» (52 %) ориентировка допол­няют друг друга, начиная с двух-трех лет;


• у детей с общим недоразвитием речи преобладает «право-полушарная» ориентировка в языковом материале (65 %);

• у воспитанников с общим недоразвитием речи, осложнен­ным задержкой психического развития, доля «правополу-шарной» ориентировки еще больше (82 %).

У детей с ОНРпервичная интеграция ориентировочных действий в языковом материале начинается на один-два года позже, чем у нормально развивающихся детей. Кроме того, возникшие семантико-синтаксические связи быстро распа­даются, потому что ведущей оказывается установка на ори­ентировку в фонетическом компоненте.

В следующие два года функциональная система ориенти­ровочных действий так и не складывается. Причинами этого являются «нейрофизиологическая незрелость» коры головно­го мозга и нарушение процессов латерализации полушарий, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи. Первая причина приводит к нарушению внимания к языково­му материалу и, соответственно, к тому, что не формируются установки на ориентировку в тех или иных компонентах язы­ковой способности. Следствием второй причины становится нарушение механизма формирования ориентировочных дей­ствий в языке.

В результате совместного действия обоих факторов у де­тей с ОНР до пяти лет отмечаются ситуативные ориентировки в языковом материале. Ведущие способы ориентировочных действий опираются на «правополутарные» механизмы, так как включают:

• ориентировку на смысл ситуации;

• внимание к изолированному слову в образце взрослого и ориентировку на темо-рематические отношения;

• ориентировку на заученные слова и стереотипные фразы.

Данные исследований по реактивности мозга (ЭЭГ, эхо-ЭЭГ, компьютерная томография и др.) детей с общим недораз­витием речи свидетельствуют о том, что в условиях непроиз­вольного внимания у них отмечается недостаточность учас-


тия в этом процессе правополу тарных структур. Следова­тельно, формирующиеся в этом возрасте способы ориентиро­вочных действий опираются на такую нейрофизиологическую базу, которая не может обеспечить их функционирования. Раз­витие языковой способности оказывается в состоянии стаг­нации (с четырех до шести лет).

После пяти лет внимание к языковому материалу стано­вится устойчивым. Появляются «левополушарные» способы ориентировки в языковом материале:

• анализ образца взрослого с выявлением связей между словами и предложениями в тексте;

• действия по аналогии с образцом взрослого с вычленени­ем общего принципа действий партнера.

В процесс восприятия образца вовлекается преимуществен­но правое полушарие, так как именно оно активизируется у детей с общим недоразвитием речи при привлечении внимания к речевому материалу. Это означает, что становление «левопо-лушарных» ориентировок проходит на базе функционирова­ния нейрофизиологических механизмов правого полушария. В результате, к шести-семи годам функциональная система ори­ентировочных действий снова разрушается (к этому возрасту уже были налажены интеграционные связи между семанти­ческим и фонетическим компонентами языковой способности).

В процессе обучения в начальной школе (с семи до десяти лет) компоненты языковой способности, наконец, сплачивают­ся вокруг синтаксического компонента. Следовательно, про­цесс первичной интеграции ее компонентов длится не четыре года, как у нормально развивающихся детей, а около семи лет.

Различия между детьми с моторными и сенсорными нару­шениями речи проявляются в следующем. У детей с преиму­щественно сенсорными нарушениями речи развитие языковой способности искажается из-за нарушения слухового внимания и восприятия, в результате чего оказывается несформирован-ной установка на улавливание регулярностей языковой фор­мы. У детей с преимущественно моторными нарушениями речи такая установка рано или поздно появляется, но ориентировоч-


ные действия в языке не складываются в единую простран­ственно-временную функциональную систему. Фактически это означает, что дошкольники с общим недоразвитием речи ока­зываются беспомощными во многих ситуациях, требующих проявления самостоятельной речевой активности и творческо­го преобразования усвоенных конструкций.

У детей с общим недоразвитием речи, осложненным за­держкой психического развития (ЗПР),выявлена качествен­но иная картина развития языковой способности.

До четвертого года жизни развитие языковой способности идет аналогично таковому у детей с общим недоразвитием речи, не осложненным задержкой психического развития. Ситуа­тивные ориентировки в языковом материале, однако, сохра­няются у них вплоть до шести лет. Причиной этого может быть незрелость лобных отделов коры головного мозга, харак­терная для детей с ЗПР, которая проявляется в неустойчиво­сти произвольного внимания как во время языковых, так и предметных ориентировок.

После четвертого года жизни происходит налаживание интегративных связей вокруг синтаксического компонента. С наибольшими затруднениями они формируются с семанти­ческим компонентом языковой способности (около трех лет). Возможно, это обусловлено значительным преобладанием «пра-вополушарных» ориентировок в языковом материале, кото­рые оперируют готовыми клишированными предложениями и не могут обеспечить выбор наиболее точного наименования

понятия.

Особенные затруднения дети испытывают, ориентируясь на внутренние и внешние связи в тексте, на аналогию, свя­занную с вычленением принципа действия в образце взросло­го, при формировании адекватного прогноза на основе «уп­реждающего синтеза» текста.

Указанные затруднения, в первую очередь, обусловлены спецификой интеллектуального нарушения дошкольников с задержкой психического развития. Следовательно, после пяти лет именно оно определяет своеобразие развития языковой способности детей с комбинированным речевым дефектом.


После пятого года жизни в развитии языковой способнос­ти детей с общим недоразвитием речи, осложненным задерж­кой психического развития, наступает период застоя: дети пытаются пользоваться прежними, «правополушарными» спо­собами ориентировочных действий в языковом материале, не вырабатывая новые (действия по аналогии и др.).

Единственным исключением является ориентировка в фо­нологическом компоненте. Именно вокруг нее начинается раз­вертывание процессов вторичной интеграции в период обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе.

Полученные данные позволяют говорить не только о недо­статочности развития языковой способности у детей с тяжелы­ми нарушениями речи, но и о качественном своеобразии ее онто­генеза у детей с осложненными формами общего недоразвития речи. Отсюда следует вывод, что языковая способность не явля­ется чисто коммуникативной или познавательной способностью. Вслед за Л. П. Носковой, изучающей особенности ее проявле­ния у детей с нарушениями слуха, можно утверждать, что язы­ковая способность представляет собой особый род речевой и по­знавательной активности, направленной на усвоение и творче­ское преобразование постоянных ранее средств языка.

Действительно, в процессе корреляционного анализа дан­ных исследования и обобщения наблюдений взрослых, педа­гогов и родителей была выявлена прямолинейная зависимость между эффективностью работы по развитию языковой способ­ности и развитием других способностей детей:

у нормально развивающихся дошкольников: между язы­ковой и интеллектуальной (95 %), языковой и художе­ственной (95 %), языковой и музыкальной, ритмической (98 %) способностями;

у детей с неосложненной формой общего недоразвития речи (ОНР): между языковой и интеллектуальной (95 %), языковой и музыкальной, художественной (90 %) способ­ностями;

у детей с осложненной формой ОНР: между языковой и интеллектуальной, коммуникативной (95 %), языковой и музыкальной (90 %) способностями.


Приложение 1

Речевая карта по изучению языковой способности детей младшего дошкольного возраста1


Речь фразой_________________________________________________

Особенности речевой среды___________________________________

Когда обнаружили нарушение и какая помощь оказывалась __________

_____________________________________________________________


 


МПК № _______________________________________________________

Дата: _________________________________________________________

Заключение:___________________________________________________

Фамилия, имя ________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________

Дата поступления на занятия, откуда ______________________________
Ф.И.О., место работы родителей __________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Отношение ребенка к дефекту

II

Эмоциональный контакт (со взрослыми и сверстниками)



Члены семьи (указать состав семьи, кто чаще проводит с ре­
бенком время и кто будет заниматься с ним) _______________________

______________________________________________________________

Интересы ребенка (во что любит играть, чем заниматься, по
мнению родителей)___________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________

I

Анамнез

От какой беременности по счету________________________________

Как протекала беременность и роды_____________________________

Когда закричал _____________________________________________

Как протекало физическое развитие:

Стал держать голову_________________________________________

Сидеть ____________________________________________________

Вставать __________________________________________________

Ходить ____________________________________________________

Заболевания, травмы до года, лечение___________________________

Речевое развитие:

Гуление____________________________________________________

Лепет _____________________________________________________

Первые слова_______________________________________________

1 Разработана логопедом ГОУ детского сада № 1715 Ю. В. Мик- ляевой. 68


Особенности поведения (в группе и дома)

Состояние слуха ____________________________________________

Состояние зрения ____________________________________________

Состояние интеллекта________________________________________

Умственная работоспособность (КПД) ___________________________

Усидчивость, переключаемость с одного вида задания на другой ____________________________________________________________

Восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения:

«Дай красный, синий, желтый, зеленый»; «Назови, какого цвета»

______________________________________________________________

______________________________________________________________

«Дай кубик, шарик, крышу»; «Поставь крышу на кубик, положи шарик под стул»; «Покажи, что у тебя над носом? под носом? Покажи правую – левую руку (ногу)»; «Покажи, где верх, низ»

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

«Найди фигурке свой домик» (коробка форм): действует путем проб и ошибок, путем практического примеривания или зри­тельного соотнесения

 

__________________________________________________________________________________________________________________________


«Собери картинку» (разрезная картинка из 3-х частей) ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________

«Разбери и собери пирамидку (матрешку)» ______________________________________________________________

При затруднениях проверяется обучаемость ребенка (может ли выполнить задание самостоятельно после показа и объяс­нения).

Уровень мышления: «На картинке нарисованы: шкаф, стул, мяч на шкафу. Как мальчик достанет мячик?» (правильный ответ говорит о наглядно-образном мышлении, а решение за­дачи в практическом плане: «Вот шкаф, мяч, стул. Достань мячик» — о наглядно-действенном)

____________________________________________________________________________________________________________________________

Количество – счет _____________________________________________________________


Функциональные пробы

Оскал зубов __________________________________________________

Носогубная складка ___________________________________________

Переключение (трубочка-оскал; лопатка-жало)____________________

Язык высунуть по средней линии вперед _________________________

Руки поднять вверх и удержать__________________________________

IV

Общая характеристика речии общения

Нарушение темпа, плавности, внятности, голоса, речевого дыхания

 

Умение поздороваться, обратиться, привлечь внимание, побу­дить к действиям ____


 


Знания о себе _________________________________________________


Умение передать информацию, поблагодарить .


 


_____________________________________________________________
Умение спросить, задать уточняющий вопрос


 


Состояние общей моторики (нарушение силы, скорости, точности, координации движений)

__________________________________________________________________________________________________________________________


Умение выразить несогласие, отрицание


 


Состояние мелкой моторики:

эффективность проб на подражание____________________________

реципрокную координацию __________________________________

ведущая рука_______________________________________________

Рисование _________________________________________________

Конструирование ___________________________________________

III

Обследованиеартикуляционного аппарата: зубы (прикус), подвижность нижней челюсти, мягкое нёбо, губы (форма, под­вижность), язык (размеры, тонус, подвижность, сформирован-ность кончика, движения вперед, к углам, вверх, вниз), подъя­зычная связка, наличие (отсутствие) слюнотечения, улыбка ______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Исследование уровня развития языковой способности

1. Фонологический компонент языковой способности

Характеристика звукопроизношения. Для детей третьего года жизни: гласные (а, у, и, о), согласные {п, б, м, т, д, ф, в, с, з, л)

Для детей четвертого-пятого года жизни: Звукопроизношение

ы
и
м

Звуки


 


Изолированные

В словах

В предложениях



 

Звуки в Ф к г X с Ц ш ж ч Щ Р л
Изолированные                          
В словах                            
В предложениях                            

1. Выработка условной реакции (после предварительного обу­
чения): Хлопни, когда услышишь

«А-а!»: о, а, у, ы, а, и, а.

«Шо-о!»: шо, ша, со, шо, ши, жо, шо, зо.

2. Фонематический слух (поставить рядом + или— )
Наденешь колечко на пирамидку, когда скажешь:
Ба-па, па-ба

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.