Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Налаживание интеграционных связей между компонентами языковой способности



В процессе развития языковой способности ее компонен­ты интегрируются в функциональные блоки в соответствии с целями деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи часть связей между компонентами языковой способности формируется искажен­но, другие в это время функционируют как у нормально разви­вающихся детей, затем соотношение меняется. Таким обра­зом, одни и те же типы связей отличаются неустойчивостью.

В три-четыре года (младшая группа ДОУ) наиболее ярко проявляется различие в налаживании семантико-син-таксических связей. У нормально развивающихся детей в это время наблюдается невысокая степень интегрированности си­стемы и примерно одинаковый удельный вес каждого компо­нента в структуре языковой способности.

Данный факт свидетельствует о прохождении стадии пер­вичной интеграции языковых ориентировок. У ребенка актив­но формируются обобщающие функции слов. Через слово он овладевает основными грамматическими формами (множествен­ного числа, винительного и родительного падежа существитель-

1 Имеется в виду единство всех компонентов языковой способ­ности: фонетико-фонологического, лексико-семантического и синтаксического.


ных, настоящего и прошедшего времени глаголов, формой по­велительного наклонения и др.)- Стимулом для этого служат высокая взаимозависимость (корреляция) между синтаксиче­ским и фонологическим компонентами на третьем году жизни.

Особенностью детей с общим недоразвитием речи являют­ся высокие показатели корреляции синтаксического и семанти­ческого компонентов языковой способности, от которых зависит успешность ориентировки в языковом материале. Однако уро­вень развития семантического компонента не позволяет полнос­тью обеспечить функциональные возможности этого комплекса. Возможности использования синтаксического и фонологическо­го компонентов, напротив, не могут быть реализованы из-за низ­кого удельного веса этой связи в структуре языковой способнос­ти. Результаты логопедического обследования подтверждают приведенные выводы: у 40 % испытуемых с речевой патологией отмечается ОНРI уровня, у 60 % — ОНР II уровня. Возможно­сти детей исчерпываются умением использовать словесные ком­бинации из аморфных грамматически неизменяемых слов.

В возрасте четырех-пяти лет (средняя группа ДОУ) у нормально развивающихся детей повышается взаи­мосвязь между синтаксическим и фонологическим компонен­тами, интегрирующая их в систему. На данной стадии речево­го развития осуществляется переход от диалогической к мо­нологической форме речи, происходят заметные изменения в освоении способов словообразования, что проявляется во всплеске словотворчества.

У детей с общим недоразвитием речи идет уменьшение значимости прежних связей между компонентами языковой способности при уравнивании удельного веса всех компонен­тов. Следовательно, появляются возможности выбора способа ориентировки в новой ситуации.

У детей с речевой патологией, у которых общее недоразви­тие речи обусловлено алалическим компонентом, появляют­ся взаимосвязи между синтаксическими и семантическими ориентировками, но низкий индекс интегрированности систе­мы говорит о том, что она функционирует за счет перенапря­жения. В осуществление языковых ориентировок вовлекают­ся все возможности ребенка, но речевая задача может даже не 14


осознаваться. Это стадия первичной интеграции. У детей с более высокой степенью речевого нарушения (II уровень ОНР) появляется возможность употреблять отдельные слова в двух-трех формах. Воспитанники с меньшей выраженностью де­фекта (III уровень ОНР) иногда употребляют слова в правиль­ном флективном оформлении, но не умеют правильно оформ­лять флексии в предложных конструкциях.

В пять-шесть лет (старшая группа ДОУ) системоге-нез компонентов языковой способности у детей с общим недо­развитием речи оказывается в состоянии застоя: удельный вес каждой связи примерно одинаков, индекс интегрирован­ности остается прежним. Логопедическое обследование сви­детельствует, что воспитанники остаются на том же этапе раз­вития речи, который наблюдался у них во втором полугодии в средней группе. Этап развития речи соответствует усвоению словоизменения1. У 20 % воспитанников можно диагностиро­вать II уровень ОНР, у 80 % — III уровень ОНР.

Аграмматизмы соседствуют с правильными формами су­ществительных и глаголов, попытки составить распространен­ное предложение часто приводят к смешению флексий, упот­реблению исходной формы существительного, прилагательно­го или глагола, пропуску главных и второстепенных членов предложения. Многие слова используются в неточном лекси­ческом значении, с искажением звуко-слоговой структуры.

У нормально развивающихся дошкольников в этот период падает значимость взимосвязи семантического и фонологического компонентов языковой способности. В основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатыва­ется критическое отношение к грамматическим ошибкам, уме­ние контролировать свою речь. Резко снижается зависимость синтаксических и фонетических ориентировок на фоне увеличе­ния удельного веса синтаксического и семантического компо­нентов структуры. Речь идет о дезинтеграции структуры языко­вой способности. Происходит ее активная перестройка, заклю­чающаяся в разрушении связей, неадекватных целям и содержанию обучения, и образовании новых связей.

1 По классификации Н. С. Жуковой.


В шесть-семь лет (подготовительная к школе груп­па ДОУ) у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединен­ных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компо­нента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и на­чинают осваивать разные типы текстов (описание, повество­вание, рассуждение).

1/Y испытуемых с общим недоразвитием речи распадается структура языковой способности и включаются механизмы ин­теграции вокруг семантического компонента, но значительно более слабые: вспомогательную роль начинает оказывать фоно­логический компонент. У детей возрастает речевая активность, они стремятся использовать все типъ1 предложений, начинают использовать служебные^слова (предлоги и некоторые союзы), но затрудняются при изменении коммуникативной ситуации. Появляются оригинальные слова, самостоятельно синтезиро­ванные детьми, однако для словообразования дети часто пользу­ются малопродуктивными, хотя и частотными, морфемами. Ло­гопедическое обследование показало, что у 83 % детей отмеча­ется ОНР III уровня, у 17 % детей — элементы ОНР. Индекс интегрированности системы настолько низок, что она не в со­стоянии обеспечить успешность ориентировки при изменении условий предъявления речевого материала. Впоследствии это приводит к очередному замедлению темпов развития языковой способности, либо формированию структур, не адекватных це­лям обучения языку.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.