Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Французский структурализм: Леви-Стросс



Если «английский» структурализм нашел свое выражение в многочисленных трудах целой плеяды выдающихся ученых, то «французский» структурализм, напротив, имеет своего, в сущности, единственного представителя в лице Клода Леви-Стросса — фигуры весьма незаурядной в современной науке. Однако главная разница между двумя «структуралистскими» концепциями не в этом, а в другом: английские структуралисты исходят в своих исследованиях из реальных конкретных общностей (племя, народ, государство) и изучают структуру каждой такой общности (тут они методологически правы); а Леви-Стросс исследует структуру не реального целого, а отдельных его частей, искусственно выделенных: терминологии родства, фольклора, мифологии, даже приготовления пищи, — прием, методологически весьма сомнительный.

Клод Леви-Стросс (род. в 1908 г.) сложился как мыслитель под влиянием учения Дюркгейма об «обществе» и усвоил идеи отца структуральной лингвистики Фердинанда де Соссюра; формальные методы лингвистики он старался перенести в этнографию. Он испытал также, по крайней мере, ему так казалось, влияние идей Маркса. Леви-Стросс стал известен в науке сначала своими очень ценными публикациями по культуре и быту индейцев Бразилии, а также своим анализом систем родства. Позже главным предметом его интересов стало сравнительное изучение мифологии отсталых народов, а также тотемических и других верований. Проблемам мифологии он посвятил помимо ряда статей четыре больших тома под общим названием «Мифологические». Из других его сочинений более крупные: «Печальные тропики»», «Дикая мысль», «Тотемизм сегодня», «Структурная антропология» (сборник статей).

Через все сочинения Леви-Стросса проходит красной нитью одна доминантная идея: единство человеческого разума на всех стадиях исторического развития. Эта идея прямо противоположна теории Леви-Брюля о первобытном «дологическом» мышлении. Для Леви-Стросса вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены единой строгой логике. При этом преобладает в человеческом сознании именно разумное, сознательное, а не «эмоциональное и не «подсознательное», как у фрейдистов, начало. Полнее всего эти идеи выражены у Леви-Стросса в его сочинении! «Дикая мысль» («La pensee sauvage», 1962).

Свой метод Леви-Стросс последовательно применял к изучению разных сторон быта и культуры. Каждую из них он рассматривал как самостоятельную, замкнутую в себе систему, стараясь повсюду обнаружить свои логические закономерности. Наиболее повторяющаяся закономерность — это «бинарные оппозиции», т. е. парные противопоставления: верх — низ, небо — земля, мужчина — женщина, животное — человек, голод — изобилие, сырое — вареное и пр. В основе же всего лежит генеральная оппозиция «природа — культура», оппозиция, которая проявляется в самых различных противопоставлениях: в области пищи, музыки, брачных обычаев, мифологии и т. д.

Главным предметом научного интереса стала для Леви-Стросса на долгие годы мифология, прежде всего мифы южноамериканских индейцев; множество этих мифов записал он сам, другие взял из чужих записей.

В духе своей общей интеллектуальной концепции Леви-Стросс рассматривает также такое явление, как тотемизм. Взгляды его на тотемизм нелегко понять, они противоречивы. С одной стороны, Леви-Стросс склонен считать всю проблему тотемизма надуманной, искусственной, не отвечающей никакой реальности, с другой — он высказывает о тотемизме в положительной форме интересные, порой экстравагантные мысли. Тотемизм для Леви-Стросса есть своеобразный способ классификации явлений природы, а так как любая классификация всегда лучше, чем хаос, то и тотемизм был для человека шагом вперед в познавательном овладении природой. Больше того, тотемическая классификация принципиально ничем не отличается, по мнению Леви-Стросса, от классификаций, применявшихся средневековой наукой, и даже от применяемой сейчас зоологами и ботаниками. Логика классификации предметов природы основана в тотемической системе, как и в современных классификациях, на смежности и на сходстве. Всю систему тотемических обозначений Леви-Стросс считает своегo рода «кодами». «Тотемизм, — говорит он, — устанавливает логическую эквивалентность между обществом естественных видов и миром социальных групп».

В целом, в сочинениях Леви-Стросса много интересных и свежих идей, а научная репутация Леви-Стросса стоит, несмотря на острую критику его сочинений, очень высоко.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.