Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мелвилл Херсковиц (1895—1963)



Этот видный деятель науки, учившийся у Боаса и Гольденвейзера, начал свою научную деятельность как специалист по физической антропологии и по расоведению. От соматической антропологии он перешел к «социальной антропологии» и исследовал социальный аспект расовой проблемы. В широко обобщенной форме Херсковиц изложил свои взгляды по проблемам этнографии в большом труде «Человек и его творения», позже переизданном в более сжатом виде под названием «Культурная антропология».

Основной тезис культурного релятивизма, как уже сказано,— признание самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицание абсолютного значения «нашей», т. е. европейско-американской, системы оценок; иначе говоря, принципиальный отказ от этноцентризма и европоцентризма при сопоставлении культур разных народов. Мы не имеем права, отмечал Херсковиц, выдавать наши европейско-американские моральные понятия за абсолютные: они относительны, релятивны. Вот один пример: в Европе и в Америке полигамия осуждается общественным мнением и запрещается законом. Но вот в Дагомее патриархальная полигамная семья составляет вполне нормальную и законную общественную единицу; она сложилась в ходе вековой истории народа, хорошо приспособлена к условиям хозяйства; она для дагомейцев хороша.

Но не только оценка сходных явлений бывает различна у различных народов, и сама структура культурного комплекса может быть различной. В культуре каждого народа бывает некий «культурный фокус» — самая существенная черта культуры данного народа. Например, в современной европейско-американской культуре самое существенное — технология; в средневековой Европе — супернатурализм, т. е. засилье религиозной идеологии; у современных меланезийцев — социальный «престиж»; у тода в Индии — буйволы; на острове Понапе (Микронезия) — ямс.

Вообще при сравнении между собой «культур» разных народов Херсковиц склонен подчеркивать скорее сходства, чем различия между ними. Самое важное для него — «универсалии», т. е. черты общечеловеческой культуры. Они могут проявляться у разных народов весьма различно, но в существе своем они универсальны. Так, различные формы общественных неродственных объединений: мужские и женские союзы, обрядовые и воинские группировки, ремесленные гильдии, клубы и пр.—-все это лишь разные виды ассоциаций, одинаковых и по числу, и по типу, и по функциям у всех народов, как «бесписьменных», так и «цивилизованных». Приемы воспитания молодежи у разных народов неодинаковы, но все они подчинены одной и той же цели. Народное творчество проявляется в разных формах, но основа его — стремление к красоте (или «эстетический импульс») — свойственна всем народам без исключения.

В заключительной главе своей книги Херсковиц говорит о практическом, прикладном значении «антропологии» (т.е. этнографии): она учит внимательному и уважительному отношению к культуре каждого народа. Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-то племени под тем предлогом, что оно-де неспособно к самостоятельному развитию: такое бесцеремонное вмешательство порождает недовольство, недоверие, обиду, чреватую в будущем столкновениями. И здесь велика роль антропологии, которая должна защищать право каждого народа на самостоятельное развитие. «Признать, что право, справедливость, красота могут иметь столько же разных проявлений, сколько есть культур, — это, значит, проявить не нигилизм, а терпимость». Такова в самых кратких словах теория культурного релятивизма Мелвилла Херсковица.

Уважение к культуре каждого народа, хотя бы считаемого отсталым, внимательное и осторожное отношение к народам — создателям каждой такой культуры, отказ от высокомерного самовозвеличения европейцев и американцев как носителей якобы абсолютных культурных ценностей и непогрешимых судей в этих вопросах — все это несомненно здравые научные идеи, заслуживающие самого серьезного внимания.

 

Одна из характерных, притом бесспорно прогрессивных тенденции, очень заметная в американской этнографической культуре последних полутора-двух десятилетий, — это возрождение эволюционистских идей. После длительного периода, когда даже говорить об эволюции человеческой культуры считалось непринятым, — годы господства школы Боаса, а потом этнопсихологической школы — понятие «эволюция» снова получает права гражданства.

При этом разные авторы пытаются каждый по-своему разобраться в точном значении самого термина «эволюция»: означает ли он непременно прогресс или направленное и необратимое изменение? или переход от низшего к высшему, либо от простого к сложному? или просто возрастание адаптации? Можно ли вообще прилагать взятое из дарвиновской биологии учение об эволюции видов к человеческой культуре? Этим вопросам была посвящена, между прочим, специальная дискуссия в Антропологическом обществе г. Вашингтона (1957—1958) в ознаменование 100-летия со дня появления знаменитой книги Дарвина; материал этой дискуссии опубликован в особом сборнике. В дискуссии и в составлении сборника приняли участие видные ученые — антропологи, этнографы, лингвисты, археологи: Ирвинг Халлоуэлл, Джозеф Гринберг, Лесли Уайт, Дж. Мёрдок, Клайд Клукхон и др.

В своей статье «Понятие эволюции в культурной антропологии» Лесли Уайт писал: «Теперь есть признаки того, что эра антиэволюционизма в культурной антропологии приближается к концу. Мы как будто выходим из темного туннеля или просыпаемся от дурного сна. Потеряно много драгоценного времени на борьбу с этим полезным научным понятием, но теория эволюции займет вновь свое место и продемонстрирует свою ценность в культурной антропологии, как это было уже давно в других областях науки

 

Существует целый ряд научных этнографических обществ: «Американская антропологическая ассоциация», «Американское фольклорное общество», «Американское общество этноистории», «Американское этнологическое общество», «Общество прикладной антропологии», «Межамериканский индианистский институт», «Католическая антропологическая ассоциация» и др. Есть региональные общества. Все они устраивают периодические конференции и симпозиумы.

«Международный конгресс американистов» собирается начиная с 1875 г. раз в 2— 3 года, попеременно в одной из европейских стран и в каком-нибудь американском городе. Конгрессы американистов были в Мехико (35-й — в 1962 г.), в Мадриде (36-й — в 1964 г.), в Мар-дель-Плата (Аргентина, 37-й — в 1966 г.), в Штуттгарте (38-й — в 1968 г.), в Лиме (39-й — в 1970 г.), в Риме (40-й — в 1972 г.), в Мехико (41-й — в 1974 г.), в Хьюстоне (42-й — в 1977 г.) и др.

Научная деятельность по этнографии и антропологии, как и в области других наук, опирается в США на солидную материальную базу. Главный источник финансирования — частные «фонды» (foundations), составляющиеся из пожертвований от финансовых корпораций и отдельных лиц.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.