Уже в «Толковании сновидений» Фрейд таким образом сделал первую, как бы пробную попытку выйти за пределы собственно неврологии и психиатрии и вторгнуться в область толкования явлений культуры — мифологии, литературы. В своей следующей книге, ставшей особенно популярной, — «Психопатология обыденной жизни» — Фрейд сделал еще один шаг в том же направлении: попытался объяснить с точки зрения своей теории «вытесненных импульсов» повседневно повторяющиеся бытовые явления: разные обмолвки, оговорки, описки, забывание имен и пр. Все это-де есть проявление импульсов, вытесненных из сознания и пребывающих гдето в подсознательной сфере. Вскоре за тем появилась его книга «Остроумие и его отношение к бессознательному», где тот же метод применен к объяснению шуток, острот, анекдотов. В 1910 г. Фрейд напечатал книгу о творчестве Леонардо да Винчи: новая попытка применить психоаналитический метод к толкованию культурных явлений.
Наконец, в 1913 г. выходит в свет книга, имеющая уже самое прямое отношение к этнографии, — «Тотем и табу (психология первобытной культуры и религии)». Исходной и самой общей идеей, на которой построена названная книга (на ней основывались впоследствии все сочинения фрейдистов), была мысль, что есть некое существенное сходство между «психологией первобытных народов», известной по этнографическим описаниям, и «психологией невротиков», разъясняемой психоанализом. Из этого следует, что можно интерпретировать «этнографические» факты на основе данных психоанализа, полученных в неврологических клиниках. И вот Фрейд пытается дать свое психоаналитическое объяснение некоторым явлениям, понимание которых с трудом дается этнографам: обычаи экзогамии, «избегания» определенных родственников, разного рода табуация, магия, анимизм, наконец, тотемизм. Перечисленные явления действительно до сих пор вызывают споры между этнографами, и некоторые из них, например экзогамия, даже и сейчас не получили удовлетворительного объяснения. Как же объясняет их Фрейд и насколько удовлетворительны эти объяснения?
В отношении экзогамии «психоаналитический» метод Фрейда не дает, как он и сам признает, ничего существенно нового против прежних попыток объяснить экзогамию «боязнью инцеста». Боязнь-то боязнь, но откуда она появилась? Вот вопрос. Фрейд отвечает на «его тем, что-де у невротиков наблюдается подавленное стремление к инцесту (с матерью, сестрой). Допустим, но было ли такое стремление действительно когда-то всеобщим? И потому ли именно было оно запрещено обычаем экзогамии и обычаем «избегания»? Такое предположение ничем не доказано.
Что касается обычаев табуации, то их Фрейд пытается объяснить исходя из своей теории вытеснения «постыдных импульсов». Табуации, т. е. запретам, подвергались те предметы и действия, относительно которых у человека имелись какие-то недозволенные, желания. Например, табу на вождей, королей, жрецов порождено тем, что людям очень хотелось «убивать своих королей и священников»; табу на трупы — тем, что им хотелось «терзать умерших», и т. д. В подобных рассуждениях, однако, мало убедительности.
Рассмотрение Фрейдом магии и анимизма приводит его к еще более туманным выводам.
Наиболее своеобразна и интересна в книге Фрейда глава о тотемизме («Инфантильное возвращение тотема»). По основному психоаналитическому тезису, животное — заместитель образа отца; а отец для маленького мальчика — это соперник в либидо к матери, но в то же время и некий идеал для подражания. Эта двойственность («амбивалентность») чувства в отношении отца переносится на животное, которое становится и предметом страха, и предметом некоторого обожания. Отсюда делается вывод, что тотемическое животное у «примитивных народов» есть не что иное, как заменитель образа отца.
Последователи Фрейда
Фрейд имел много последователеи в разных странах как среди врачей-невропатологов и психиатров, так и среди историков культуры, литературоведов. Были сторонники учения Фрейда и среди этнографов; есть они и сейчас.
Уже в начале 900-х годов в Вене образовалось Психоаналитическое общество; подобное общество возникло также в Цюрихе (Швейцария) во главе с Карлом Юнгом, взгляды которого были во многом близки к фрейдовским.
С 1908 г. начались периодические конференции приверженцев психоанализа в разных странах Европы и США. С 1912 г. начал выходить специальный научный журнал «Imago» («Образ»), посвященный приложению психоаналитического метода к изучению явлений культуры (Geisteswissenschaften). В журнале появлялись и этнографические статьи — о разных верованиях, мифах, обычаях.
В числе наиболее убежденных и крайних последователей Фрейда, подвизавшихся в области изучения культуры, были B.Рейх, Отто Ранк, Геза Рохейм; одно время склонялся к фрейдизму известный основатель функционализма Бронислав Малиновский.
«Социологическое» течение. Эмиль Дюркгейм
Почти одновременно с зарождением диффузионистского направления в западноевропейской этнографии, с конца XIX в., появилось в ней и другое — «социологическое» течение, оказавшееся в дальнейшем гораздо более плодотворным, чем диффузионизм. Если классики-эволюционисты видели главный предмет этнографии в человеке, а диффузионисты — в культуре, то представители социологического направления поместили в центр своего внимания человеческое общество.
Тогда как диффузионизм распространился главным образом в германоязычных странах, цитаделью социологической мысли стала Франция. Крупнейшим представителем зтого течения был Эмиль Дюркгеим (1858—1917) — философ, педагог и социолог.
Различные учения об обществе и законах его развития существовали еще в древности. Но рассматривать эти законы как предмет особой науки — «социологии» — начал впервые французский философ-позитивист Огюст Конт (1830-е годы), который ввел в науку и самый термин. Первым же, кто применил «социологический метод» к изучению этнографических явлений, был Дюркгеим, который по праву считается основателем и главой нового и весьма влиятельного направления в этнографической науке, зародившегося в 1890-е годы.
Чисто кабинетный ученый и педагог, Дюркгеим с 1882 г. преподавал философию, педагогику и социологию, сначала в разных провинциальных лицеях Франции, потом (с 1886 г.) в университете г. Бордо, с 1902 г. — в Сорбонне. Дюркгеим, после нескольких небольших статей он выступает с целой серией крупных теоретических трудов. Уже в первом из них — «О разделении общественного труда» — намечаются основные принципы «социологического» метода, которые затем обстоятельно развиваются Дюркгеймом в «Правилах социологического метода» и применяются на конкретном исследовании в книге «Самоубийство»
Вот к чему сводятся важнейшие положения социологичеекого метода Дюркгейма.
Человеческое общество рассматривается им как особая реальность, отнюдь не сводимая к сумме составляющих общество индивидов. Поэтому Дюркгеим считал самым важным делом разработать метод изучения «социальных фактов» (fails sociaux), т. е. общественных явлений. По его мнению, социальные факты могут и должны изучаться строго научным, позитивным методом, как и любые другие факты.
Но что же такое социальный факт? Это все те «приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду», которые обладают принудительной силой и как бы навязываются ему. Принудительная сила социальных фактов по отношению к отдельному человеку может проявляться и в организованных и в неорганизованных формах (общественное мнение, воспитание и пр.). Дюркгейм решительно высказывается против попыток объяснять социальные факты исходя из индивидуальной психологии людей (как это делали эволюционисты). Он выступает также и против того, чтобы изучение социальных фактов подменять изучением индивидуальных проявлений этих фактов. Наконец, он особенно настаивает на том, что изучаться должны сами социальные факты как «вещи» (des choses), а не наши представления об этих фактах.
Итак, предмет социологического изучения для Дюркгейма — общество. Но под «обществом» он разумел не абстрактное «общечеловеческое» общество, а конкретные человеческие объединения; и каждое из них он рассматривал как самостоятельную, независимую от других единицу. Всемирно-исторической точки зрения Дюркгейм не признавал.