Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Другие страны Западной Европы



В Швейцарии местные этнографы особенно Рихард Вейсс, накопили детальный фактический материал для хорошего этнографического атласа. Очень ценные исследования традиций общинного быта провел Арнольд Нидерер.

В Нидерландах интенсивная краеведческая работа сосредоточена главным образом вокруг деятельности большого музея на открытом воздухе (около г. Арнхем) — одного из лучших в Европе.

В странах Юго-Западной Европы — Италия, Испания, Португалия — местная этнография развита сравнительно слабо.

В Италии основоположником современной родиноведческой этнографии считается Джузеппе Питрё (1843—1916), работавший в Палермо, автор многотомной «Библиотеки народного творчества Сицилии», романтик и народник, в то же время находившийся под влиянием «исторической школы» Александра Веселовского. В конце своей жизни он преподавал несколько лет курс «демопсихологии» (так назывались тогда в Италии фольклорно-этнографические изучения). Из продолжателей Питрё самым видным был неаполитанский профессор Раффаеле Корсо.

После второй мировой войны выдвинулись труды Джузеппе Коккьяра (Палермо), Паоло Тоски (Рим), Альберто Чирезе (Кальяри, Сардиния), Клары Таллинн (там же), но круг интересов итальянских этнографов по-прежнему ограничен главным образом духовной культурой. Изучение материальной культуры продвинуто мало. Имеются только этнографические описания отдельных местностей и провинций, и лишь началась подготовка к созданию общеитальянского этнографического атласа.

В Испании еще в 80-х годах прошлого века начали создаваться «фольклорные» (т. е. этнографические) общества и кружки, но лишь областного масштаба. Основателем самого раннего из них был Антонио Мачадо.

Возникли общества: «El Folklore Andaluz», «El Folklore Toledano», «El Folklore Regional Gallego», «El Folklore Vasco-Navarro» и др. Есть этнографические описания отдельных районов, но почти нет общеиспанского охвата, так же как и преподавания этнографии в университетах. Единичные усилия энтузиастов-этнографов (Хосе-Мануэль Гомес-Табанера и др.) не решают задачи. Почти то же следует сказать о Португалии, где выделяется только энергичная деятельность Жорже Диаша (ум. в 1972 г.) и некоторых его сотрудников.

Немного положительных исследований пока и в родиноведческой этнографии Греции. Там эту область знания называют обычно лаографией (от aos-euvos — народ). Однако в «Центре греческих лаографических исследований» при Афинской академии (директор — профессор Спиридакис) хранятся многочисленные записи народной музыки, народные музыкальные инструменты и пр.

Родиноведческая работа этнографов в Англии, Шотландии, Ирландии, Ольстере тоже ведется пока в очень скромных размерах: налицо резкий контраст с богатой и плодотворной деятельностью английских ученых в области общей и внеевропейской этнографии.

В последние годы в европейской этнографии все более отчетливо выступает стремление к интеграции и координированию исследований и методики — и уже не только к тематической интеграции, но и к прямому международному сотрудничеству. Наметились различные формы широких и более узких международных объединений в области этнографических исследований.

Так, еще с 1953 г. начали делаться попытки скоординировать работу, ведущуюся в ряде европейских стран по созданию этнографических атласов. С 1966 г. эта работа значительно активизировалась, особенно благодаря энергичной деятельности Бранимира Братанича (Югославия) и при активной поддержке со стороны советских ученых. Сейчас уже хорошо налажено международное сотрудничество этнографов европейских стран в составлении на основе национальных атласов общеевропейского этнографического атласа.

С 1954 г. действует международное объединение по изучению земледельческих орудий с центром в Дании (Стеенсберг). Создано международное объединение по изучению национальных меньшинств в Европе, издающее свой журнал «Europa Ethnica». С 1966 г. существует объединение этнографов вокруг журнала «Ethnologia Euгораеа», задача которого — ставить теоретические проблемы этнографии, особенно проблемы общеевропейского значения, развертывать «плодотворные дискуссии, которые могут создать синтез различных разветвлений и тенденций европейской этнологии». С 1960 г. издается на немецком языке журнал «Demos», который дает библиографическую информацию об этнографической литературе, выходящей в социалистических странах Европы, и хронику научной жизни в этих странах. С 1968 г. в Братиславе выходит международный орган «Ethnologia Slavica», посвященный этнографии славянских народов; он печатается и на западноевропейских языках, чтобы лучше осведомлять самые широкие круги читателей о проблемах славяноведения.

Наконец, существует организация, формально объединяющая этнографов и фольклористов всех европейских стран. Она вначале (с 1951 г.) называлась «Commission Internationale des Arts et Traditions Populaires (CIAP)», позже получила название «Societe Internationale des Ethnographies et Folkloristes (SIEF)». В августе 1971 г. в Париже состоялся созванный «SIEF» Первый международный конгресс европейской этнологии.

Но интеграция науки на европейском уровне в последние годы все более поглощается всемирной интеграцией антропологических и этнологических наук, она выражается внешним образом в организации периодических международных конгрессов, которые с послевоенных годов стали созываться регулярно.

В интервалах между конгрессами организационные функции, включая подготовку конгрессов, несет Постоянный комитет Международного союза антропологических и этнологических наук с резиденцией в Праге. Международному союзу подчинен Международный комитет по неотложным антропологическим и этнологическим исследованиям, выпускающий ежегодно, с 1958 г. (с помощью ЮНЕСКО), свой «Бюллетень»: помещаемые в нем статьи посвящены наиболее первоочередным задачам конкретных исследований.

Второй Конгресс Международного общества этнологии и фольклора Европы (МОЭФЕ), проходил в Суздале с 30 сентября по 6 октября 1982 г.

В Конгрессе приняли активное участие ученые из подавляющего большинства европейских стран, в том числе такие известные как Ж. Кюзенье (Франция), Д. Буассевев. (Нидерланды), В. Ньюолл и Э. Геллнер (Великобритания), Н.-А. Брингеус и Л. Бэкман (Швеция), М.-Л. Хейкинмяки и И. Лехтинен (Финляндия), К.Колсруд (Норвегия), Л. Петцольд (ФРГ), К. Вернхарт (Австрия), К. Бьянко (Италия), Р. Ван дер Линден (Бельгия), М. Апостольский, Д. Неделькович, Б. Братанич и М. Маркович (СФРЮ), В. Хенсель, 3. Ясевич и Д. Симонидес (ПНР), Г. Штробах и М. Каспер (ГДР), Т. Бодроги и В. Войгт (ВНР), Т. Живков и С. Генчев (НРБ), А. Робек и В. Фролец (ЧССР) и др

Пленарное заседание Конгресса было посвящено его главной теме — «Сравнительные этнологические исследования в европейских странах (предмет и метод) и международное сотрудничество». На нем были представлены сообщения об итогах работы над проектом «Направления и тенденции культурного развития в современном обществе» (Ж. Кюзенье — Франция, Ю. В. Арутюнян — СССР), об основной проблематике журнала «Ethnologia Europaea» (Н.-А. Брингеус — Швеция), о ходе работы по созданию «Этнологического атласа Европы и сопредельных стран» (Б. Братанич — СФРЮ, С. И. Брук — СССР), о работе по подготовке трехтомника «Этнография славян» (Ю. В. Бромлей — СССР), о работе Международной комиссии по изучению народной культуры населения Карпат и Балкан (В. Фролец — ЧССР), о Международном реферативном .журнале «Demos» (Р.Ваинхольд — ГДР), о комиссии- МОЭФЕ по изучению европейских народных баллад (Т. Деметер, И. Криза — ВНР).

Так, международное исследование «Направления и тенденции культурного развития в современном обществе» было осуществлено в рамках Венского центра в 1976—1982 гг. В нем приняло участие семь стран: ВНР, Греция, Италия, ПНР, СРР, СССР и Франция. Целью исследования было сравнение характера потребления и передачи культуры в этих странах внутри семьи в условиях НТР. Для реализации этих задач с помощью анкеты и интервью были опрошены семьи, имеющие детей подросткового возраста — от 12 до 17 лет, проживающие в городской, сельской и промежуточной (по степени урбанизированности) местностях. Собранные эмпирические данные, а также результаты других национальных исследований и статистические материалы легли в основу монографии «Традиционное и современное. Изменение образцов культурной деятельности в семье. В ней констатируется, что под воздействием НТР меняются не только технологические процессы и структура производства, но и повседневная жизнь людей. Тем не менее, несмотря на то, что у семьи появилось много конкурентов в передаче культуры (прежде всего средства массовой коммуникации), она не утратила своего значения в этой сфере: родителям по-прежнему принадлежит основная роль в формировании культурных интересов детей. Наряду со сходством были зафиксированы и различия в потреблении культуры между женщинами и мужчинами, родителями и детьми, различными социально-профессиональными группами. Обнаружены и национальные особенности, являющиеся следствием специфики национальных культур.

Проблемы по созданию «Этнологического атласа Европы и сопредельных стран»: как обеспечить сравнимость материала по разным странам региона. Чтобы охватить во всех районах доиндустриальные формы культуры, пришлось раздвинуть временные рамки. Работа по Атласу ведется с начала 1950-х годов и, несомненно, продолжится еще много лет.

Работа журналов «Ethnologia Europaea» и «Demos»: этим журналам принадлежит существенная роль в оперативной взаимной информации о ведущихся в разных странах Европы этнографо-фольклористических исследованиях. Главный редактор международного реферативного журнала «Demos» P. Вайнхольд. Журнал начал выходить с 1960 года. В нем сотрудничают ученые социалистических стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Советского Союза, ЧССР и Югославии, в которых созданы национальные редколлегии. До 1982 года в 21 выпуске «Demos» было опубликовано 8600 рефератов на книги и статьи по этнографии и фольклористике, выходившие в странах-участницах с 1955 по 1981 гг. Сюда относятся также сообщения о текущих научных событиях, конференциях, симпозиумах. Более 60 статей посвящены деятельности особо выдающихся ученых. Благодаря обширному объему информации журнал «Demos» стал своеобразной хроникой этнографии и фольклористики, регистратором тенденций и направлений в этих областях науки, а также ее теоретических и методологических усилий.

Программы десяти научных симпозиумов были рассчитаны на дискуссию по наиболее актуальным проблемам европейской этнографии и фольклористики, в частности, таким как этнографическое изучение современности, соотношение традиций и инноваций, этнодемографические процессы.

На симпозиуме «Этногенез и этническая история Европы (по материалам этнографии и фольклора Европы)» (председатели: Ж- Кюзенье — Франция, С. А. Арутюнов— СССР) были рассмотрены важнейшие аспекты использования этнографического и фольклорного материала, степень его доказательности, пределы возможностей тех или иных видов такого материала при реконструкции процессов формирования народов Европейского континента и их культур.

Существенное общетеоретическое значение имели также вопросы, обсуждавшиеся в рамках симпозиумов «Постоянство и изменчивость в культурных системах в странах современной Европы», «Локальные и региональные общности Европы: общее и особенное» и «Взаимодействие культур Европы с культурами других континентов», «Этнокультурные и этнодемографические процессы в послевоенной Европе», «Проблемы этнологического картографирования».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.