С 90-х годов в Америке зарождается новое направление в этнографии, связанное с именем крупнейшего ученого, мыслителя и общественного деятеля Франца Боаса, — это так называемая «американская школа исторической этнологии», сокращенно именуемая обычно «школой Боаса». Идейные корни ее были сложны и даже противоречивы. Не лишены противоречии и научные труды самого основателя школы
Противоречия начинаются прямо с фактов научной биографии Боаса. Немецкий еврей по национальности, он стал крупным американским ученым; физик и математик по образованию, он занял почетное место в ряду этнографов всех стран; защитив диссертацию на тему о цвете воды, позже прославился своими трудами по лингвистике, антропологии, этнографии.
Франц Боас родился в 1858 г. в г. Миндене (Вестфалия), учился в Гейдельбергском, Боннском и Кильском университетах, защитил в 1881 г. докторскую диссертацию. В 1883—1884 гг. совершил первую большую поездку в Америку, на Баффинову землю, где особенно заинтересовался бытом местного населения — эскимосов. Им он посвятил несколько журнальных статей и солидную, опубликованную в 1888 г. монографию «Центральные эскимосы». Вернувшись из Америки, Боас стал работать в Берлинском музее народоведения. Вскоре ему представился случай, не выезжая из Германии, познакомиться и с американскими индейцами: в Берлин была привезена группа индейцев белла-кула (Северо-Западная Америка) вместе с предметами их быта. Боас занялся изучением языка индейцев и опубликовал о них две статьи. В 1886 г. он сам отправился на северо-западное побережье Америки, провел там около года и с того времени остался в Америке на всю жизнь. Большую часть своих трудов Боас отныне посвятил как раз племенам северо-западного побережья, особенно племени квакиутлей.
Боас занимал в разное время должности доцента, позже профессора в разных университетах США, сотрудничал в музеях (Музей Фильда в Чикаго, Музей естественной истории в Нью-Йорке), в редакциях журналов. С 1896 г., свыше 40 лет он проработал в Колумбийском университете (Нью-Йорк). По мере того как Боас публиковал новые и новые труды по этнографии, языкам, антропологии коренного населения Америки, научный авторитет его рос. Его избирали членом-корреспондентом и действительным членом разных академий, американских и европейских, членом и президентом ряда научных обществ; он был учредителем и редактором нескольких научных журналов.
У Боаса было много учеников; некоторые из них стали впоследствии выдающимися этнографами, антропологами, лингвистами. Наряду с научной работой Боас занимался активной общественной деятельностью, постоянно выступая против расовой дискриминации и колониализма, а в последние годы жизни — против гитлеровского нацизма. Он был деятельным другом Советского Союза, лично дружил с некоторыми русскими учеными (Богораз, Иохельсон) и много сделал для улучшения отношений между США и СССР. Умер Боас в разгар второй мировой войны, в 1942 г., 84 лет от роду.
Помимо огромного количества опубликованных Боасом конкретных этнографических материалов, фольклорных текстов, описаний разных индейских языков, антропологических работ он напечатал целый ряд статей и несколько книг теоретического и методологического содержания. В них, как отчасти и в описательных трудах, изложены основные научные идеи Боаса.
Основные идеи Боаса
Уже в первой своей принципиальной статье — о «Задачах этнологии» (1888) — Боас писал, что общей задачей этой науки является «изучение всей совокупности явлений социальной жизни», — т. е. «язык, обычаи, миграции, телесные признаки», — и это изучение должно составить в целом «историю человечества»: не одних только цивилизованных наций, а именно всего человечества и всех периодов его истории, от ледниковой эпохи до современности. Он считал, что для этого надо изучить каждый отдельный народ в его своеобразии; что этнография должна, таким образом, составить «часть истории культуры» и что последней и самой важной целью нашей науки надо считать открытие общих законов социального развития.
Однако уже и в ранних печатных выступлениях Боас предостерегал от всяких скороспелых выводов в области этнографии, в особенности от поверхностного применения «сравнительного метода». Явления, внешне сходные между собой, указывал он, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Не всякое сходство свидетельствует об «исторических связях» или о заимствовании одним народом у другого. Не всегда пригодно и объяснение сходств одинаковостью человеческой психики или сходностью географической среды. Конечной целью исследования остается открытие общих законов исторического развития, но открыть их вовсе не так легко.
В позднейших работах, однако, Боас гораздо сдержаннее говорил об общих законах развития человеческой культуры. Он все дальше отходил от объявленных принципов.
Боас первым высказывает идею, которая впоследствии ляжет в основу целого направления в американской этнографической науке,— идею релятивизма, т. е. учения об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости культурных ценностей разных народов. Сильная сторона этого направления — его отказ от привычных европоцентристских взглядов, но очевиден и его коренной недостаток — отрицание критериев исторического прогресса.
Боас отдавал себе полный отчет в том, что такое абстрагирование от привычной нам системы оценок очень трудно: ведь мы слишком привыкли считать нормы поведения, в которых мы сами воспитаны, естественными и единственно возможными для всего человечества. Но зато именно изучение чужих цивилизаций позволяет антропологу (этнографу) критически отнестись и к нашей собственной цивилизации. «Таким образом, ценности наших социальных идеалов выиграют в ясности благодаря строго объективному изучению чужих культур».
Что касается самих моральных идей, то Боас считает, что они вообще не эволюционируют, оставаясь одними и теми же с первобытных времен до наших дней. Меняется только сфера их приложения, увеличиваются размеры человеческих групп, пользующихся защитой моральных норм: в первобытном обществе это только члены рода, а сейчас — граждане целого государства.
Вклад Боаса в науку.
Если попытаться кратко резюмировать принципиальный вклад, сделанный Боасом в американскую (и мировую) этнографическую науку, то его можно свести, пожалуй, к четырем основным положениям:
1. Необходимо конкретное и всестороннее, притом историческое изучение отдельного народа, его языка, культуры, антропологического типа.
2. Нужно изучать культурное взаимодействие народов, создающее общность культуры внутри определенных географических ареалов. Эти ареалы можно картографировать, и в пределах каждого следует искать конкретные формы взаимного влияния народов, диффузию отдельных культурных элементов.
3. Нужна величайшая осторожность при попытках вывести общие законы развития человечества и его культуры. Эти законы, очевидно, существуют, но познать их очень трудно. В особенности не следует обманываться внешними сходствами явлений, которые могут на поверку оказаться глубоко различными по существу и иметь разное происхождение.
4. Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культурного типа. У каждого народа есть свои социальные идеалы, свои моральные нормы.
Свежие, новаторские идеи Франца Боаса, его обширная эрудиция в этнографии и смежных науках, строгость его научного метода, неподкупная честность в научных выводах — все это делает вполне понятным, что именно Боасу было суждено стать главой нового направления в американской и мировой этнографии. К этому надо прибавить выдающийся педагогический талант ученого. Он умел привлечь молодые силы к научным исследованиям, заботливо следил за их работой, помогал, чем мог. Учеников и последователей у Боаса было много; они развивали потом его идеи в разных направлениях. Сложилось даже мнение, что вообще вся новейшая этнография в Америке создана одним человеком (Боасом!) в отличие от европейских стран, где этнография развивалась из разных источников и создавалась многими деятелями. При всей наивной упрощенности этого взгляда какая-то доля истины в нем ведь есть.
Многолетние интенсивные исследования отдельных индейских племен и культурных «ареалов» этнографами школы Боаса позволили уже в первые десятилетия нашего века приступить к составлению больших сводных и обобщающих трудов, а также справочников и этнических каталогов по американской этнографии.