Если аптечное предприятие выполняет производственную функцию по изготовлению ЛС, то система ценообразования на приготовленные лекарства будет основываться на учете затрат, связанных с производством, и установлении такой цены, которая бы позволила окупить все эти затраты и получить прибыль.
Рассмотрим несколько методов ценообразования на лекарственные средства, изготовленные в аптеке.
1. Метод, наиболее часто применяемый в аптеке при определении цены на каждое индивидуально изготовленное лекарственное средство (ИЛС), основан на суммировании материальных затрат (стоимость ингредиентов, посуды) и производственных затрат (тарифы за работу):
Цена ИЛС = стоимость ингредиентов + тариф за работу + стоимость посуды.
Расчет тарифов производится на основании методических реко- мендаций МЗ РФ или местных органов управления аптечной службой внутри самого аптечного предприятия.
Определение тарифов довольно трудоемкий процесс, основанный на выделении из общей суммы затрат аптечного предприятия расходов, связанных с производственной деятельностью по каждой отдельной статье (в случае, если аптека не ведет раздельный учет затрат). Для развития материально-технической базы и обеспечения рентабельности аптечного производства выделенные фактические издержки увеличиваются на установленный уровень рентабельности.
Фактические расходы с учетом коэффициентов трудоемкости(технологической, временной, физической) распределяются по видам лекарственных форм (микстуры, инъекционные растворы, порошки, мази и т.д.) с учетом состава лекарственных средств (1- 2-х или более компонентные, содержащие наркотические, ядовитые).
Тарифы на изготовление экстемпоральных ЛС должны регулярно корректироваться с учетом складывающихся фактических затрат, связанных с производством лекарств.
2. Традиционный метод определения цены, основанный на учете «полных затрат + желаемой прибыли». В данном случае все затраты на производство + сумма прибыли, которую желает получить предприятие, делится на планируемый объем производства:
Цена (Затраты Прибыль)/Количество продукции
Недостатком данного метода является то, что он, главным образом, ориентирован на производство и в меньшей степени – на рыноч- ный спрос. Этот метод неприемлем при ценообразовании индивидуально произведенной продукции, разной по составу и сложности.
В условиях рыночных отношений более рационально применять такие подходы к ценообразованию, которые в большей степени учитывают факторы спроса, а не факторы предложения. Важно знать, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар, и сколько требуется его произвести, чтобы удовлетворить потреби- тельский спрос.
А поскольку спрос – это величина непостоянная, то необходимо заранее спрогнозировать какой должна быть минимальная цена, которая бы позволила обеспечить безубыточное производство. Это возможно с помощью следующего метода.
3. Метод определения критической цены, то есть цены, которая позволит покрыть все затраты на производство. Метод основан на дифференциации совокупных производственных затрат на постоянные и переменные составляющие.
Основным условием применения данного метода является ор- ганизация управленческого учета затрат по системе «директ- костинг» – раздельный учет постоянных и переменных затрат для нужд ценообразования, определения безубыточного объема производственной деятельности, запаса финансовой прочности, влияния объема производства на результаты деятельности предприятия.
Критический уровень цены определяется из заданного (запла- нированного) объема производства, суммы постоянных затрат (FC) и средних переменных затрат (VC) на 1 единицу продукции:
Ценаср.крит. = FC/Q +VC 1ед.
Пример.План производства ЛС на предстоящий месяц – 2000 ед. Сумма постоянных расходов в месяц составляет 29000 руб. Переменные расходы на одну единицу продукции в среднем – 15,8 руб.
Цена = 29000/2000 + 15,8 = 30,30 руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а, чтобы обеспечить получение прибыли, критическая це- на увеличивается на уровень рентабельности.