Проблема ценообразования лекарственных средств является одной из наиболее важных в сфере управления лекарственным обеспечением населения и лечебно-профилактических учреждений. Это объясняется тем, что фармацевтическая продукция – товар со- циально значимый. Цены на лекарственные средства должны быть доступными для потребителей, в то же время устанавливаемые це- ны должны обеспечить производителям и предприятиям товаропроводящей сети получение прибыли. С одной стороны ценовая политика является составной частью экономической политики аптечного предприятия, а с другой – в стоимости лекарствен- ных средств присутствуют социальные и моральные аспекты.
Цена. Функции цен
Цена – это одна из важнейших экономических категорий. В ус- ловиях рыночной системы хозяйствования цены являются основными ориентирами, которыми руководствуются производители и потреби- тели в своем экономическом выборе и поведении.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, включая затраты на его производство и продвижение на рынок, а также получение прибыли для воспроизводства товара.
В своем внешнем проявлении цена – это определенное количе- ство денег, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за данный товар.
Роль и значение цены в экономике определяются ее функциями: учетной, регулирующей, информационной, стимулирующей и рас- пределительной.
Учетная функциязаключается в измерении и учете затрат ма- териалов, сырья, живого труда и, в конечном счете, определяет из- держки производства, обращения продукции и получение прибыли.
Регулирующая функциязаключается в установлении равно- весной цены, которая балансирует спрос и предложение. В цене фо-
43кусируются, выражаются, сталкиваются и согласовываются матери- альные интересы продавца и покупателя.
Цена информирует рынок о предложении товара, его объеме, и сколько продавец желает получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса, – в этом заключается информацион- ная функцияцены.
Стимулирующеезначение цены заключается в ее способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конеч- ных результатов. Кроме того, цены стимулируют повышать качество продукции и услуг, расширять и обновлять ассортимент товаров.
Распределительная функция. Цена служит средством перерас- пределения доходов на основе отклонений цены от реальной стоимо- сти товаров для решения социальных или экономических задач. Это осуществляется с помощью налогообложения и других мер. Напри- мер, для обеспечения доступности ЛС облагаются налогом на добав- ленную стоимость по ставке 10 %, а не 18 % (до 1.01.2002 года лекар- ственные средства не облагались НДС). Кроме того, цены способст- вуют перераспределению капиталов, направляя их в более эффектив- ные и прибыльные отрасли.
Виды цен
В процессе товарного обращения лекарственных средств дейст- вуют разные по своему назначению и виду цены, которые взаимо- связаны между собой и образуют единую систему.
Прежде всего, следует выделить цену производителя,которая, безусловно, оказывает влияние на другие виды цен.
Цена производителя равна сумме всех производственных и мар- кетинговых затрат + ожидаемая прибыль, которая представляет собой количественное превышение цены продажи товара (или услуги) над затратами. Кроме того, в структуру цены включаются налоги, увели- чивающие стоимость товаров (НДС, акцизы). По этой цене производитель поставляет товар оптовым поставщикам.
Оптовая цена(цена, устанавливаемая оптовыми поставщиками, к которым относятся оптовые фармацевтические фирмы, аптечные склады) – это цена, по которой оптовые организации реализуют ЛС розничным аптечным организациям для дальнейшей перепродажи. Цена складывается из закупочной цены у производителя + издержки оптового посредника на хранение, обработку товара и маркетинговые затраты + ожидаемая прибыль.
Розничная цена(формируется в аптеке) – это цена, по которой ЛС продаются населению, ЛПУ поштучно или небольшими партиями. Она состоит из оптовой цены + торговой наценки для покрытия расходов, связанных с реализацией, и получения ожидаемой прибыли.
Рыночная цена– это цена, по которой продается товар в условиях данного рынка, может иметь дополнительные надбавки или скидки, размер которых во многом определяется ситуацией, склады- вающейся на рынке, то есть состоянием спроса и предложения.
Различают базисные и контрактные цены.
Базисная ценаустанавливается в результате торгов на торговых биржах и служит основой оптовых и контрактных цен.
Договорная ценаустанавливается в результате переговоров между покупателем и производителем или продавцом товаров, кото- рые будут поставлены в установленный срок, согласно подписанному договору (контракту). Как правило, договорные цены применяются при закупках больших партий товаров.