Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар. Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса необходимо выделить два аспекта:
· желаниепотребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией);
· реальную возможностькупить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).
По формам образованияразличают несколько видов спроса:
- сложившийся спрос, соответствующий уверенному, признан- ному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке);
- формирующийся спрос, складывающийся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС);
- сезонный спрос, изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления;
- негативный – активное неприятие товара потребителями в слу- чае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная эффективность, наличие побочных эффектов).
Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздействием комплекса факторов. Его тенденции выражают:
- растущий или интенсивный спрос, скорость развития которо- го выражена темпом роста больше единицы (Т > 1);
- стабилизировавшийся спрос - Т = 1; - угасающий или сокращающийся спрос (спад спроса) - Т < 1.
По степени удовлетворенияпотребителей в тех или иных товарах различают:
- спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров;
-спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности при- обрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит[1,3].
Спрос на фармацевтическом рынке – это количество ЛС и других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса (Qd). На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.
Основные ценовые детерминанты спроса (влияют на степень эластичности спроса, т.е. определяют угол наклона кривой спроса):
1) заменяемость;
2) удельный вес в бюджете потребителя;
3) мера необходимости в товаре;
4) фактор времени;
5) характер потребителей.
Основные неценовые детерминанты спроса (не влияют на степень эластичности спроса, а только сдвигают кривую спроса вправо или влево):
1) доход потребителей;
2) вкусы и предпочтения;
3) изменение спектра использования товара;
4) цена на сопряженные товары;
5) потребительские ожидания относительно уровня будущих цен;
6) изменение числа и структуры потребителей.
Закон спроса.
Закон спроса – чем ниже цена на товар или услугу, тем больше их количество будет куплено и наоборот. Это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемых благ. Спрос характеризует поведение покупателей.
Закон спроса описывает взаимодействие между количеством товара, которое потребители желают купить и ценой этого товара: при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная зависимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот.
Существует два эффекта, подтверждающих закон спроса.
Эффект дохода.При понижении цены на товар у покупателей появляется возможность приобрести дополнительные единицы этого товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров. Фактически покупательная способность потребителя увеличивается и, наоборот, повышение цен на ЛС приводит к тому, что покупатели на эквивалентную сумму денег могут купить меньше товаров, снижается реальный доход.
Эффект замещения.При понижении цены на конкретный товар покупатели будут стремиться приобретать больше этого товара вме- сто аналогичных, но более дорогих. В условиях роста цен на ЛС и снижения жизненного уровня людей последнее является одним из главных мотивов в определении потребительского выбора ЛС на рынке.
Степень зависимости величины спроса от цены характеризует коэффициент ценовой эластичности.
Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста резуль- тативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.
Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):
Ed = ∆ Q / ∆ P
или
Ed = % изменения спроса / % изменения цены,
где ∆ Q – изменение спроса, %; ∆ P - изменение цены, %.
Ed показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при
изменении цены на 1%. Эта величина всегда отрицательная, поэтому ее берут по модулю.
Если:
| Ed | > 1 – спрос эластичный; в этом случае изменение цены на 1% при- ведет к изменению спроса более чем на 1%.
| Ed | < 1 – спрос неэластичный; в этом случае изменение цены на 1% приведет к изменению спроса менее чем на 1%.
| Ed | = 0 – спрос абсолютно неэластичный; в этом случае изменение це- ны не приводит к изменению спроса
| Ed | = 1 – единичная эластичность спроса; в этом случае изменение це- ны на 1% приведет к изменению спроса так же на 1%.
Существуют особые эластичности спроса: перекрестная эластичность и эластичность по доходу.
Степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары (заменители) называется перекрестной эластичностью спроса. Она выражается формулой:
Ed(XY) = ΔQX/ΔPY
где Ed(XY) – перекрестная эластичность,
∆QX – процентное изменение объема спроса на товар X,
∆PY - процентное изменение цены товара Y (заменителя).
Эластичность спроса по доходу – степень изменения объема спроса в ответ на 1% изменения дохода покупателя.
Ed (Y ) = ΔQ(%) / ΔI (%)
где Ed(Y) – эластичность спроса по доходу,
∆Q - процентное изменение объема спроса,
∆I - процентное изменение дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение для товаров высокого качества (нормальные товары) – Ed(Y) > 0.
Ed(Y) < 0, для товаров «низкого качества», заменяемых с ростом доходов лучшими[3].