Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности действия законов спроса и предложения на фармацевтическом рынке



Спрос -фундаментальное понятие рыночной экономики, озна- чающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар. Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса необходимо выделить два аспекта:

·  желаниепотребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией);

·  реальную возможностькупить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).

 

По формам образованияразличают несколько видов спроса:

- сложившийся спрос, соответствующий уверенному, признан- ному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке);

- формирующийся спрос, складывающийся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС);

- сезонный спрос, изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления;

- негативный – активное неприятие товара потребителями в слу- чае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная эффективность, наличие побочных эффектов).

Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздействием комплекса факторов. Его тенденции выражают:

- растущий или интенсивный спрос, скорость развития которо- го выражена темпом роста больше единицы (Т > 1);

- стабилизировавшийся спрос - Т = 1; - угасающий или сокращающийся спрос (спад спроса) - Т < 1.

По степени удовлетворенияпотребителей в тех или иных товарах различают:

- спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров;

-спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности при- обрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит[1,3].

Спрос на фармацевтическом рынке – это количество ЛС и других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. Спрос можно измерить количественно с помощью определения величины спроса (Qd). На величину спроса товаров аптечного ассортимента влияют ценовые и неценовые детерминанты спроса.

Основные ценовые детерминанты спроса (влияют на степень эластичности спроса, т.е. определяют угол наклона кривой спроса):

1) заменяемость;

2) удельный вес в бюджете потребителя;

3) мера необходимости в товаре;

4) фактор времени;

5) характер потребителей.

Основные неценовые детерминанты спроса (не влияют на степень эластичности спроса, а только сдвигают кривую спроса вправо или влево):

1) доход потребителей;

2) вкусы и предпочтения;

3) изменение спектра использования товара;

4) цена на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно уровня будущих цен;

6) изменение числа и структуры потребителей.

Закон спроса.

Закон спроса – чем ниже цена на товар или услугу, тем больше их количество будет куплено и наоборот. Это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемых благ. Спрос характеризует поведение покупателей.

Закон спроса описывает взаимодействие между количеством товара, которое потребители желают купить и ценой этого товара: при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная зависимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот.

Существует два эффекта, подтверждающих закон спроса.

Эффект дохода.При понижении цены на товар у покупателей появляется возможность приобрести дополнительные единицы этого товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров. Фактически покупательная способность потребителя увеличивается и, наоборот, повышение цен на ЛС приводит к тому, что покупатели на эквивалентную сумму денег могут купить меньше товаров, снижается реальный доход.

Эффект замещения.При понижении цены на конкретный товар покупатели будут стремиться приобретать больше этого товара вме- сто аналогичных, но более дорогих. В условиях роста цен на ЛС и снижения жизненного уровня людей последнее является одним из главных мотивов в определении потребительского выбора ЛС на рынке.

Степень зависимости величины спроса от цены характеризует коэффициент ценовой эластичности.

Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста резуль- тативного признака к темпу прироста формирующего его фактора.

Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Ed):

Ed = ∆ Q / ∆ P

или

Ed = % изменения спроса / % изменения цены,

где ∆ Q – изменение спроса, %; ∆ P - изменение цены, %.

Ed показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при

изменении цены на 1%. Эта величина всегда отрицательная, поэтому ее берут по модулю.

Если:

| Ed | > 1 – спрос эластичный; в этом случае изменение цены на 1% при- ведет к изменению спроса более чем на 1%.

| Ed | < 1 – спрос неэластичный; в этом случае изменение цены на 1% приведет к изменению спроса менее чем на 1%.

| Ed | = 0 – спрос абсолютно неэластичный; в этом случае изменение це- ны не приводит к изменению спроса

| Ed | = 1 – единичная эластичность спроса; в этом случае изменение це- ны на 1% приведет к изменению спроса так же на 1%.

Существуют особые эластичности спроса: перекрестная эластичность и эластичность по доходу.

Степень изменения спроса в зависимости от изменения цен на другие товары (заменители) называется перекрестной эластичностью спроса. Она выражается формулой:

Ed(XY) = ΔQX/ΔPY

где Ed(XY) – перекрестная эластичность,

∆QX – процентное изменение объема спроса на товар X,

∆PY - процентное изменение цены товара Y (заменителя).

Эластичность спроса по доходу – степень изменения объема спроса в ответ на 1% изменения дохода покупателя.

Ed (Y ) = ΔQ(%) / ΔI (%)

где Ed(Y) – эластичность спроса по доходу,

∆Q - процентное изменение объема спроса,

∆I - процентное изменение дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение для товаров высокого качества (нормальные товары) – Ed(Y) > 0.

Ed(Y) < 0, для товаров «низкого качества», заменяемых с ростом доходов лучшими[3].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.