Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ розничного товарооборота аптечной организации



Анализ ТО базируется на данных бухгалтерской, статистической отчетности, и текущего бухгалтерского и оперативного учета.

 

Анализ розничного ТО позволяет определить:

Ê В какой степени выполнен план ТО;

Ê Удовлетворен ли покупательский спрос;

Ê Чем вызваны изменения ТО за отчетный период

 

Этапы анализа розничного ТО:

- Анализ динамики объема ТО;

- Оценка степени выполнения плана;

- Анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана;

- Выявление резервов увеличения ТО.

 

Принципы проведения анализа ТО- cоответствие используемых показателей друг другу по 3-м направлениям:

- По ценам – ТО отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и ТО базисного периода (для этого применяют индекс цен)

- Времени- ТО отчетного и базисного периода должен быть взят за одинаковые промежутки времени, если временные периоды различаются, необходимо использовать среднедневной ТО

- Сопоставимости в пространстве – ТО отчетного и базисного периода должен быть рассчитан на одну и ту же торговую площадь.

1 Этап -Анализ динамики объема ТО;

 

Изучение динамики ТО производят с помощью абсолютных и относительных величин.

Ê С помощью абсолютных величин – показывают размеры явлений безотносительно к размеру других явлений.

Пример:

Период 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
ТО, тыс.руб.

 

 

Проанализируем динамический ряд с помощью абсолютного прироста (убыли):

1 -2 квартал: абсолютный прирост=550-500=+50тыс.руб.

2-3 квартал: абсолютная убыль=520-550=-30тыс.руб.

3-4 квартал: абсолютный прирост=580-520=+60тыс.руб.

ВЫВОД: за период 1-2квартал наблюдается повышение ТО на 50тыс.руб.

за период 2-3 квартала наблюдается снижение ТО на 30тыс.руб.

за период 3-4 квартала наблюдается повышение ТО на 60тыс.руб.

 

Ê С помощью относительных показателей- отражают соотношение 2-х абсолютных параметров и явлений частным от деления одного из них(сравниваемого показателя) на другой (базу деления).

Коэффициент= сравниваемый показатель/база сравнения*100%

 

Ê Выделяют следующие показатели:

- Коэффициент наглядности:

- Коэффициент наглядности – отношение последующего члена динамического ряда к предыдущему. Величина безразмерная, хаарктеризует изменение показателя во времени.

- Если Кн>1 – наблюдается рост экономического показателя и наоборот.

- Рассчитаем Кн по условиям предыдущей задачи:

- 1.Кн=550/500=1,1

- 2. Кн=520/550=0,94

- 3.Кн=580/520=1,11

- ВЫВОД: в периоде 1-2 квартала ТО увеличился в 1,1 раза, за период 2-3 квартала уменьшился в 0,94 раза, а в период 3-4 квартала наблюдался рост ТО в 1,11 раза.

- Темпы роста и прироста- c их помощью изучают динамику объема ТО.

Темпы роста показывают во сколько раз изменился показатель в последнем периоде (П1) по сравнению с показателем в предыдущем периоде(П0),%.

Темпы роста характеризуют интенсивность развития явления.

Выделяют:

· базисные темпы роста- показывают отношение последующего показателя динамического ряда к одному, принятому за базу сравнения (чаще всего это первый показатель).

Пример, рассчитаем базисные темпы роста по условиям первой задачи:

1. ТРб=550/500*100%=110%;

2. ТРб=520/500*100%=104%;

3. ТРб=580/500*100%=116%

· цепные темпы роста- показывают отношение каждого последующего члена динамического ряда к предыдущему,%.

Пример, рассчитаем цепные темпы роста по условиям первой задачи:

1. ТРц=550/500*100%=110%;

2. ТРц=520/550*100%=94,5%;

3. ТРц=580/520*100%=111,5%

 

Ê Темп прироста используется в случае необходимости установления на сколько процентов изменился (вырос или снизился) показатель по сравнению с предыдущим периодом.

Тпр=(П1-П0)/П0*100%

Рассчитаем темп прироста по условиям первой задачи:

Тпр1=(550-500)/500*100%=+10,0%

Тпр2=(520-550)/550*100%=-5,5%

Тпр3=(580+520)/520*100%=+11,5%

ВЫВОД: Темп прироста в период 1-2 квартала составил +10%, в период 2-3 квартала снизился на 5,5%, а затем вырос за период 3-4 квартала на 11,5%.

Значение 1% прироста- bспользуется, когда нужно определить чему соответствует в денежном выражении каждый процент прироста показателя.

Определяется как отношение абсолютного прироста(убыли) показателя к темпу прироста.

Значение 1% прироста ТО за период 1-2 квартала по условиям первой задачи:

+50тыс.руб./+10,0%=5 тыс.руб.

т.е. каждый % прироста соответствует 5000 рублям дополнительно полученной выручки.

 

- Индексы цен- относительная величина, выражающая соотношение во времени величины сложных явлений, отдельные элементы которых непосредственно несопоставимы.

В условиях инфляции темпы изменения ТО следует рассчитывать в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного периода.

ТОсоп.ц.=Тофакт.ц./Iц

Пример: ТО в ценах 2011 года 8000 тыс.руб., ТО в 2010 году составил 7800 тыс.руб. Цены на товарный ассортимент в отчетном году по отношению к анализируемому году выросли на 5%.

ТОсоп.ц.=8000/105%*100%=7619 тыс.руб.

т.е. ТО аптечной организации за последний год вырос за счет цен на товары аптечного ассортимента.

 

 

2 Этап- Оценка степени выполнения плана

Оценку выполнения ТО проводят по общему объему и составным частям.

При этом показателями оценки деятельности аптеки за определенный период могут быть как абсолютные, так и относительные величины выполнения плана. Сравнивать можно плановые и фактические показатели, а также данные отчетного и базисного периода.

 

Пример. Оценим выполнение плана розничного ТО в общем объеме и по типу покупателей.

Показатель Показатель, тыс.руб. Отклонение от плана, тыс.руб. (%)
План Факт
ТО общий +165(+1,3%)
В т.ч.: реализация населению +200(+1,7)
Реализация институциональным потребителям -35(-5,6)

ВЫВОД: общий объем ТО увеличился на 1,3% (расчет,(12701-12536)/12536*100%=1,3%). Рост произошел за счет увеличения оборота населению и сокращения институциональным потребителям.

 

3 Этап- Анализ факторов, влияющих на динамику и степень выполнения плана

Ê Факторы:

- связанные с товарными ресурсами;

Основной фактор увеличения ТО-обеспеченность АО товарными ресурсами и их рациональное использование.

Объем розничного ТО зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов (ТЗ).

Эта зависимость выражается в формуле товарного баланса:

Р=Оп+П-Ок, где

Р-объем розничного ТО;

Он-запасы товаров на начло периода;

П-поступление товаров;

Ок-запасы товаров на конец периода.

- связанные с численностью работников и эффективностью их труда

Зависимость выражается формулой:

Р=Ч*П, где

Р-объем розничного ТО, руб.;

Ч-среднесписочная численность работников;

П-производительность труда одного работника, руб.

Влияние на товарооборот качественного (производительность труда) и количественного (число фармацевтических работников)факторов можно рассчитать, используя прием абсолютных разниц:

ΔРч=(Чфакт-Чплан)*Пплан

ΔРч=(Пфакт-Пплан)*Чфакт

 

 

Показатель Факт План
Розничный ТО
Число работников

Производительность факт.=17589/15=1172,6

Производительность план.=18569/20=928,45

ΔРч=(Чфакт-Чплан)*П=(15-20)*928,45=-4642,25 тыс.руб.

ΔРп=(Пфакт-Пплан)*Ч=(1172,6-928,45)*15=3662,25 тыс.руб.

Таким образом, сокращение числа фармацевтических работников на 5 человек привело к снижению ТО, однако повышение производительности труда увеличило ТО.

- связанные с эффективностью использования материально-технической базы АО и режимом ее работы.

Анализ розничного ТО следует также проводить в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по товарной структуре, так как изменение товарной структуры оказывает большое влияние на все экономические показатели.

Товарная структура ТО- соотношение отдельных товарных групп в общем объеме ТО выраженное в %

Пример. Оценим выполнение плана розничного ТО по товарной структуре.

Товарная группа 1, тыс.руб. 1, тыс.руб. 2 к 1,тыс.руб.%
ЛС 195,6 222,3 26,7 (13,65)
ИМН 24(21,05)
Предметы личной гигиены 23(7,96)
Парфюм.продукция 8(5,52)
Косм.продукция 12(10,62)
Лечебное питание 71(33,18)
Мин.воды 23(25,8)

ΔТОлс=222,3-195,6=26,7тыс.руб. –абсолютное изменение

ΔТОлс=26,7/195,6*100%=13,65%

Планирование розничного товарооборота аптечной организации

План ТО- оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.

При прогнозировании ТО преследуют следующие цели:

· Экономически обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения т товарного предложения;

· Привести структуру реализации в соответствие с организацией сбыта.

Методы планирования:

- На основании текущего года:

Рожид=Рфакт. 1-3кв.+Рплан.4кв., где

Р ожид -ожидаемый оборот ТО за отчетный год, руб.

Р факт. 1-3кв. – фактический объем ТО за 3 квартала отчетного года, руб.

Р план 4кв. -планируемый объем ТО за IV кв. Отчетного года, руб.

Планирование ТО конечным потребителям:

План реализации текущего года увеличивается на показатели ежегодного или среднегодового темпа роста или прироста.

-Планирование товарооборота конечным потребителям:

Пример. Среднегодовой темп роста (Тср)=1,06, товарооборот в розничных ценах фактический составляет 5821,9 тыс.руб.

Рплан=Рфакт*Тср=5492,3*1,06=5821,9 тыс.руб.

 

Средние величины используемые при планировании

В экономическом анализе применяются следующие средние величины:

· Средняя арифметическая

Самый распространенный вид средней. Она используется, когда расчет осуществляется по не сгруппированным статистическим данным, где нужно получить среднее слагаемое. Средняя арифметическая - это такое среднее значение признака, при получении которого сохраняется неизменным общий объем признака в совокупности.

Среднегодовой темп роста(прироста) – определяется по средней арифметической.

Тср=(110+94,5+111,5)/3=105,3%

ВЫВОД: средний темп роста составляет 105,3%.

· Средняя геометрическая

Чаще всего средняя геометрическая находит свое применение при определении средних темпов роста (средних коэффициентов роста), когда индивидуальные значения признака представлены в виде относительных величин. Она используется также, если необходимо найти среднюю между минимальным и максимальным значениями признака.

Пример. Цепные темпы роста составили: за 1-2 квартал 117,3%, за 2-3 квартал – 96,3%, за 3-4 квартал – 107,7%.

n=3, Хср=3√117,3*96,3*107,7=106,75%

 

· Средняя арифметическая взвешенная

Используется, если при расчете средних величин отдельные значения признака, который усредняется, могут повторяться, поэтому расчет средней величины производится по сгруппированным данным, при этом любые отклонения, вызванные случайными причинами, взаимно будут погашены.

 


ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ (ТЗ)

ТЗ- количество товаров в денежном и натуральном выражении, находящихся в данный момент в АО, складах, хранилищах.

ТЗ:

-товары имеющиеся в аптеке;

-товары, закупленные и оставленные у поставщика;

-товары в пути;

-тара и др.

Необходимость в товарных запасах обусловлена следующими причинами:

Для обеспечения непрерывности процесса обращения товаров;

Из-за сезонности производства и потребления отдельных видов товаров;

Из-за территориальных особенностей в размещении АО (например, отдаленность от мест производства ЛС)

 

Выделяют следующие виды товарных запасов:

Чрезмерные ТЗ- чрезмерное вложение средств в ТЗ означает наличие избытка продукции на складе, что вызывает увеличение расходов на складские помещения, расходы на хранение и учет . Минусом также является то, что капитал заложенный в ТЗ не может быть использован для более прибыльных вложений.

Недостаточный ТЗ- недостаток ТЗ приводит к отсутствию необходимых ЛС и аптека не может осуществить продажу.

Таким образом, ТЗ должен быть оптимальным для удовлетворения потребностей.

 

Товарные запасы классифицируют по нескольким признакам:

· По назначению: текущий, сезонного хранения, целевой;

ü Текущий ТЗ- предназначен для текущей продажи. За его поступлением в АО следует реализация.

Запасы подлежат нормированию.

Элементы текущего ТЗ:

-торговый (рабочий) запас;

-запас текущего хранения;

-страховой резервный запас.

ü ТЗ сезонного накопления- это товары пользующиеся сезонным спросом;

ü ТЗ целевого назначения- создаются для выполнения определенной задачи(например, для обеспечения тендерных поставок);

· По срокам: на отчетную дату, входной, конечный;

ТЗ в днях оборота – относительный показатель обеспечения товарами на определенную дату, показывает на сколько дней торговли хватит данных ТЗ.

· По величине: максимальный, минимальный, средний;

· По показателям: в натуральных показателях (НС и ПВ), в стоимостных, в днях оборота или днях запаса –относительные показатели;

· По месту нахождения: в розничной сети, оптовой организации, в пути.

Анализ и планирование товарных запасов

Цель анализа- выявление путей нормализации ТЗ и ускорения оборачиваемости средств, вложенных в них.

Схема анализа выглядит следующим образом:

· Анализ обеспечения ТЗ (анализ поступления и существующего ТЗ)

Анализ поступления товаров:

1 В целом по аптеке- оценивается путем отклонения от плана в абсолютных и относительных показателях.

Пример.

План Факт

Отклонение абс.=10399-10391=+8 тыс.руб.

Отклонение относит.=10399/10391-100%=0,08%

 

2 По товарной структуре- общее поступление может складываться из сверхплановых поставок одних групп и недопоставок других.

Группа План Факт Недопоставка В счет плана
ЛС -307
ИМН +305
ИТОГО Х

Выполнение плана=10084/10391*100%=97%

3 По источникам поступления и срокам поставки- соблюдение частоты и своевременности завоза товаров, сроков, равномерности поставок имеет важное значение, так как обеспечивает беспрерывную продажу товаров

 

Анализ частоты, своевремености и равномернсоти поставки проводят с использованием следующих коэффициентов:

-Частота и своевременность поступления ТЗ характеризуется коэффициентом ритмичности:

Кр=Пфакт/План,

Где П –объем поставки.

-Коэффициент равномерности, характеризует равномерность поставки:

Определяется среднеквадратичное отклонение фактического объема поставки:

Σ=√(Σ(Пфакт-Пср)2/n),

Где n-число периодов, П-объем поставки

2) Рассчитывается коэффициент вариации:

γ=(σ*100)/Пср

3) Вычисляется коэффициент равномерности

Кравн.=100-γ

Чем ближе К к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, следовательно меньше риск сбоев.

 

Анализ динамичности и эффективности ТЗ используют следующие показатели:

1) объем ТЗ- харктеризует общий размер ТЗ, измеряемых в натуральном и стоимостном выражении.

2) средний ТЗ за период времени, рассчет которого производят по следующим формулам:

§ По средней арифметической (за месяц): ТЗср=(ТЗн+ТЗк)/2

§ По средней хронологической (при наличии информации об остатках товаров более чем за 2 периода): ТЗср=(1/2*ТЗн+ТЗ2…+1/2*ТЗк)/(n-1), где n-число периодов.

§ С помощью рачета ТЗ в днях –показывают на сколько дней хватит, имеющегося ТЗ:

ТЗдн=ТЗ/Д

ТЗ-ТЗ в сумме на определенную дату;

Д-однодневный ТО

Однодневный ТО определяется путем деления всего ТО на количество дней в периоде.

§ С помощью товарооборачиваемости- времени обращения среднего ТЗ за определенный период времени или объем реализованных товаров.

 

Необходимо стремится к ускорению ТО, так как в результате ускорения:

1) Увеличивается объем ТО и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

2) Снижение издержек обращения и увеличение прибыли;

3) Улучшается финансовое состояние аптеки за счет более быстрого высвобождения средств вложенных в товар.

Товарооборачиваемость можно определить тремя способами:

1) С использованием коэффициента скорости обращения.

К обращ.- показывает число оборотов среднего ТЗ в общем ТО за анализируемый период.

Коб=ТО/ТЗср, ТО- в оптовых ценах.

α=Т/Коб,

где α-товарооборачиывемость ,Т- это количество дней

2) На основе коэффициента закрепления средств-показывает долю среднего ТЗ, приходящегося на каждый рубль ТО.

К зак=ТЗср/ТО

α=Т*Кзак

3) С использованием величины среднедневного оборота- получают путем деления общей величины ТО в анализируемом периоде на его продолжительность.

Д=ТО/t,

где Д-среднедневная оборачиваемость, t-продолжительность периода

α=ТЗср/Д

Расчет норматива ТЗ (нормирование по номенклатуре и по ассортименту)

· Нормирование ТЗ в сумме по всей номенклатуре:

1) Определение фатической товарооборачиваемости;

2) Выявление динамики;

3) Установление норматива ТЗ в днях;

4) Установление норматива ТЗ в сумме.

 

Нормирование ТЗ по ассортименту:

1) Определение оптимального запаса;

2) Определение страхового запаса

Норматив ТЗ (НТЗ)-это оптимальный ТЗ, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимальных затратах.

Норматив ТЗ призван поддержать ситуацию, когда нет затоваренности и недотоваренности.

Нормирование запасов в сумме и по номенклатуре производится следующим образом:

Анализ ТЗ в днях за ряд периодов и расчет среднего отклонения(СО);

Определение ТЗ в днях: НТЗдн=ТЗдн+СО;

Определение норматива ТЗ в сумме:

НТЗ=НТЗдн*Д,

где Д-однодневный ТО.

Нормирование ТЗ по номенклатуре – осуществляется по составным элементам запаса текущего хранения в зависимости от их назначения в процессе реализации.

 

· Определение общей потребности ТЗ и разработка плана их поступления.

 

Выделяют следующие виды товарных запасов:

· Торговый (оптимальный)(Зт)

· Страховой

· Запас текущего пополнения(Зтп);

· Рабочий запас (Зр);

· Запас на период подачи запаса до получения товаров

· Демонстрационный запас (все разнообразие товаров);

· Запас в размере однодневного ТО (хранится в торговом зале)

· Запас на время приемки и подготовки товаров к продаже.

 

Норматив ТЗ рассчитывают по следующей формуле:

Онорм=Зт+Зстрах, где

Зт- оптимальный, торговый запас; Зстрах- страховой запас.

Рассчет оптимального ТЗ основан на рассчете основных элементов ТЗ:

· Оптимальный запас в днях: Зопт=Зр+1/2Зтп+Тз, где

· Зр-рабочий запас, в днях; Зтп-запас текущего пополнения в днях, Тз- время от подачи заказа до получения, дни.

· Запас рабочий: Зр=(ТЗдем+Д)/Д+Впп, где ТЗдем-демонстрационный запас, Д-однодневный ТО, Впп- время на приемку и подготовку товаров к продаже, дни

· ТЗ демонстрационный: Тздем=Ц*N, где Ц-средняя цена одной ассортиментной разновидности, N-общее количество разновидностей по ассортиментному перечню.

· Запас текущего пополнения: Зтп=i*N/n, где i-средний интервал между поставками, дни; n-количество ассортиментных разновидностей в одной партии, N-общее количество ассортиментных разновидностей.

· Запас на период между подачей заказа и получением товара- определяется временем необходимым для оформления заказа и получения товаров.

· Ззт=Д*Тз, где Д-однодневный ТО, Тз-время от подачи заказа до получения товара, дни

· Страховой запас-на основании информации о среднемесячном потреблении и интервале времени между поставками.

· Зстрах=Мср*√I,где Мср-среднемесячная реализация, i-интервал времени между поставками.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.