Играя роль «главы семьи», по-отечески относиться к работникам. При положительной реакции большинства работников это приводит к повышению производительности труда
Менеджер-маклер
Делать все возможное, чтобы смягчить недовольство работников
В условиях кризиса, когда предприятия страдают от перепроизводства товаров, менеджеры, умеющие сбывать продукцию, обеспечивают движение производства
Менеджер-организатгор
Чтобы принимать решения, необходимо учитывать мнение большого круга людей
Крупное предприятие делает невозможным единоличное управление производством. Возникает необходимость управленческих советов. Руководителем зачастую становится не основатель производства, а специалист со стороны
Менеджер-дипломат
Основная часть рабочего времени используется для установления и развития человеческих контактов
Велика роль менеджеров в посреднической деятельности. Большую часть времени менеджеры посвящают углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношении с властями. Все это требует от менеджера дипломатических способностей
Менеджер-лидер
Чтобы эффективно управлять, нужно быть способным вес-га за собой людей, г.е. быть лидером
Лидерские функции менеджера складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных
Менеджер-воспита-
тель
Степень воспитанности, высокая нравственность работников является одним из решающих условий роста экономического прогресса
По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Возрастает потребность в повышении технологической эрудиции работников, совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Обладание этими воспитательными способностями необходимо для менеджера, претендующего на успех
Менеджер-инноватор
Внедрение инноваций в современных условиях является одним из важнейших условий успеха предприятия на рынке
Значительно быстрее можно повысить производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно «латать заплаты на изношенном оборудовании» и экономить на введении новшеств
Менеджер-человек
Менеджер - не машина, ничто человеческое ему не чуждо
У каждого менеджера свой характер, состоящий из совокупности многих поведенческих черт, не все из которых способствуют выполнению менеджерских функций. Менеджер должен обладать умом, образованностью, техническими знаниями, силой, так-гичностью, энергичностью, решительностью, честностью, рассудительностью и др.
Менеджер-управ-ляющий
В условиях, когда власть не безраздельна, от менеджера требуется проявление как твердости, так и известной мягкости
Менеджер- управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога
Многими психологами (А.В. Батрашев, А.Л. Журавлев, В.Г. Зазыкин, X. Зиверт, Р.Л. Кричевский, А.П. Чернышев и др.) предпринята попытка разработать применительно к управленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в структурной модели личности руководителя выделены три уровня:
• психофизиологический, включающий особенности познавательных процессов;
• психологический, состоящий из мотивационной, эмоционально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, характер, способности, интересы, направленность, интеллект);
• социальный, представляющий мировоззренческие, ценностные и нравственные качества.
Используя в исследованиях функциональную модель структуры личности и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая включает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее называют нормативной структурой личности руководителя', она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности включает идейно-политические качества, профессиональную компетентность, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества.
Интерес исследователей к вопросу изучения личности руководителя довольно стойкий, но до полного его изучения еще далеко. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные классификации личности руководителя. Наиболее удачна классификация личности хозяйственного руководителя (менеджера), предложенная американским психологом М. Шоу и значительно дополненная в отечественной психологии Р.Л. Кричевским. По мнению М. Шоу, личность руководителя можно разделить на три составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности.
Биографические характеристики включают возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителей. Наиболее значимой характеристикой для руководителя является возраст. По данным исследований Т. Коно, чем выше ранг руководителя, тем старше его возраст. Очень значим для управленческих работников высокого ранга возрастной предел, так как многие страны вводят ограничения по срокам занятия должности, руководства компанией и т.д. Большинство исследований показывают, что между возрастом и уровнем руководства нет прямой зависимости, хотя возраст во многом определяет эффективность руководства.
Следующая биографическая характеристика — пол руководителя. В основном исследователи описывают руководителей мужчин и довольно редко — женщин. По статистике, руководителей женщин намного меньше по сравнению с мужчинами. При сравнительном изучении руководителей мужчин и руководителей женщин они не отличаются по эффективности и качеству руководства, отличия существуют лишь в выборе форм руководства.
Такие характеристики, как социально-экономический статус и образование, чрезвычайно важны для деятельности руководителя и не нуждаются в специальном анализе. По данным исследований, до 90% корреляций обнаружено между этими переменными. Руководители всегда выступают как достаточно образованные люди, имеющие высокий социально-экономический статус.
Способности как характеристика личности руководителя имеют связь с руководством и эффективностью. Среди множества способностей наибольшее влияние на эффективность деятельности руководителя оказывает интеллект, причем зачастую его средний уровень. Для достижения успеха в работе руководитель, особенно высокого уровня, должен обладать достаточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. На интеллект влияет достаточно большое количество факторов, которые затрудняют его проявления. Помимо интеллекта, выделены специальные умения, знания, компетентность, информированность.
Черты личности руководителя — третья составляющая характеристика. Многие исследования, изучая личность руководителя, не разделяют черты и качества. Характеризуя личность руководителя, они перечисляют наиболее употребляемые термины, которые используют разные специалисты, что затрудняет понимание. К наиболее часто употребляющимся чертам личности, которые обусловливают эффективность руководства, ряд авторов относят доминантность, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.
Как показывает практика, личностные особенности эффективно и успешно работающих руководителей остаются мало раскрытыми в научных исследованиях, приводится чаще всего лишь их перечисление.
Современная экономическая ситуация, реформы, изменение права собственности, появление частного предпринимательства значительно изменили требования к личности руководителя и его качествам. В настоящее время любое предприятие, учреждение можно рассматривать как формальную и неформальную организацию и в соответствии с этим типы отношений людей — как формальные, должностные, функциональные и неформальные — психологические, эмоциональные. В соответствии с этим руководство является феноменом в системе формальных или официальных отношений. Лидерство — феномен, возникающий в системе неформальных психологических отношений.
Анализ литературы показал, что основные черты руководителя довольно часто описываются в должностных инструкциях. Предполагается, что если руководитель их добросовестно выполняет, то это ему гарантирует успешность деятельности.
Сегодня остро стоит вопрос аттестации руководящих кадров. Появляется потребность регулярно проводить аттестацию руководителей (особенно государственных служащих), а критерии аттестации — личностные качества руководителей — не разработаны и мало используются на практике. Все это еще раз подчеркивает необходимость изучения личности руководителя и его качеств на современном этапе.
Рассмотрим подробнее вопрос, связанный с организаторскими способностями руководителя.
Организаторские способности руководителя наиболее подробно изучены Л.И. Уманским и составляют основу для применения в практике. К ним относятся:
1) организаторское чутье, под которым понимают психологическую избирательность, способность быстро и глубоко вникать в психологию подчиненных; психологический ум, включающий умение найти для каждого подчиненного свое место в соответствии с его особенностями, заинтересовать его; психологический такт, выражающийся в способности находить подход к подчиненным, выбирать верный способ отношений с ними;
2)эмоционально-волевая сфера личности руководителя, представляющая способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу, требовательностью к себе и другим, проявлением критичности и самокритичности. Как мы видим, данная подструктура совсем не включает волевые качества руководителя, без которых невозможна управленческая деятельность.
3)склонность к организаторской деятельности руководителя, которая представлена наличием у него знаний, умений и навыков организаторской деятельности.
Педагогические качества руководителя необходимы для организации обучения и воспитания подчиненных и представляют собой:
• быстрое овладение педагогическими навыками и умениями;
• умение анализировать собственную деятельность;
• умение сравнивать результаты собственной деятельности с результатами, достигнутыми другими;
• умение выделять достоинства и недостатки собственной деятельности, перестраиваться в зависимости от поставленных целей.
Морально-этические качества руководителя сегодня претерпевают существенные изменения. Этика бизнеса в настоящее время требует пересмотра некоторых устоявшихся принципов. По мнению опрошенных руководителей, к таким качествам относятся справедливость по отношению к другим людям, уважение других людей, умение держать слово, общительность, доброжелательность в общении и обращении с подчиненными, сдержанность, уравновешенность.
Описанная гипотетическая модель личности руководителя проверялась четверть века назад на руководителях среднего и низкого уровня. Тогда были выделены несколько типов личности:
специалист — наиболее выражена подструктура профессиональной компетентности руководителя;
специалист-организатор — выражены профессиональная компетентность и организаторские качества;
организатор-наставник — наряду с организаторскими качествами выражены педагогические качества;
специалист-наставник — наиболее выражены профессиональная компетентность и педагогические качества руководителя;
гармоничный тип — все пять подструктур выражены почти одинаково по величине;
неэффективный — все пять подструктур почти не выражены.
Как показали исследования (А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин), выделенные типы личности руководителей имеют различную эффективность деятельности. Высокой эффективности соответствуют организаторские качества личности, профессиональной — профессиональная компетентность, социально-психологическую же эффективность обеспечивают педагогические качества.
Наиболее эффективными являются типы личности руководителей, у которых наиболее развиты организаторские качества в сочетании с профессиональной компетентностью или все подструктуры личности.
Таким образом, многие исследователи выделяют необходимость наличия целого ряда важных качеств для руководителя, называя их, например, волевые, организаторские, но при этом не раскрывают сущность выделенных качеств.
Имидж руководителя
Слово имидж переводится на русский язык как образ. Создание позитивного образа руководителя во многом определяет |успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит , не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им : впечатления и его привлекательности. Одежда человека, его внешний облик влияют на отношение к нему подчиненных, коллег и т.д.
Телосложение, рост также могут иметь значение для карьеры руководителя, но не определяющее. Это связано с некоторыми особенностями психологии восприятия человеком че-• ловека. Крупные люди воспринимаются как более значительные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Имеются данные, показывающие, что люди маленького роста считают, что их рост — вызов судьбы, поэтому они много работают. Их жизнь посвящена трехступенчатой схеме: работа, работа, работа. Главное для таких людей, чтобы на них не смотрели свысока, но заметили.
В деловом общении большое значение имеет пол руководителя.
Если мужчина не видит в собеседнице женщину, то это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет видеть в деловом партнере мужчину, если этого нет — его имиджу нанесен урон.
Твердость в отношении с партнерами, подчиненными понижает имидж, так как воспринимается как бездушие. Существуют принципы укрепления имиджа.
Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.
Облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения.
В деловом контакте достаточно примирить интересы, а не позиции. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.
Имидж руководителя снижается, если он злоупотребляет Утверждениями, категоричностью суждений, безапелляционностью. Наоборот, задавая вопросы, руководитель демонстрирует Интерес к собеседнику, к его мнению. Психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим Имидж руководителя.
Успеху способствует имидж порядочного человека. Это давно усвоено в политической жизни: скомпрометировать конкурента — значит уничтожить его. На любого политика всегда ищут компромат, и это стоит дороже любой предвыборной кампании.
Имидж руководителя повышается, если у него нет приятельских отношений ни с кем из сотрудников или подчиненных. Это способствует принятию такого руководителя как строгого, недоступного, занятого только делом и т.д. В нашей стране на имидже руководителя плохо сказывается приближение к себе своих родственников, наследников, членов семей, при этом во многих зарубежных странах это давно стало нормой.
Формирование положительного имиджа руководителя во многом определяется его умениями общаться с подчиненными. Для этого необходимо знать эффективные приемы, например, быстрого запоминания имен-отчеств. Чтобы быстро запомнить имя-отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух: «Очень приятно, Николай Александрович!» Запомнить можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание (мне необходимо запомнить этого человека, этот человек мне очень нужен и т.д.).
Одним из приемов создания положительного имиджа руководителя является умение говорить как можно чаще комплименты подчиненным (пословица «Не похвалишь — не поедешь»). Чаще всего руководители опасаются «захвалить», «перехвалить» подчиненных. В нашей стране сложился крен в сторону жесткого обращения с подчиненными. Проявляется это в том, что у нас не принято хвалить подчиненных, в значительном преобладании наказаний над поощрениями. Психологами установлено, что поощрения являются лучшим стимулом к труду по сравнению с наказаниями.
Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно эффективнее. Самое приятное — назвать человека по имени. Ничто так не ласкает слух человека, как его имя.
При разговоре с подчиненным можно спросить о его самочувствии, его делах дома — это повышает имидж руководителя.
В разговоре с подчиненными женщинами лучше всего спрашивать о детях, интересоваться успехами детей. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливо-то, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент женщине («Как хорошо вы выглядите»). Рассмотрим влияние одежды и поведения на образ руководителя.
В последние годы интерес психологов к изучению влияния одежды и поведения на образ руководителя значительно возрос. Особенно значительные исследования накоплены в области визуальной психосемиотики. Выделены несколько особых феноменов, которые могут значительно изменить представление о другом человеке или восприятие другого человека.
Человек в очках воспринимается в окружающем мире как более начитанный, образованный, так как очки несколько повышают имидж (некоторые люди специально носят очки без диоптрий, имея отменное зрение, особенно японские бизнесмены). Дымчатые очки, скрывая глаза, являются препятствием для общения, так как они могут раздражать собеседника тем, что он не видит глаз говорящего.
Наличие автоответчика, факса, общего и прямого телефона, визитной карточки, секретарши повышает имидж их обладателя. Стоимость пишущей ручки, делового блокнота свидетельствует о благосостоянии человека. Руководители, деловые люди стараются пользоваться письменными принадлежностями от известных фирм, например, «Паркер».
Из украшений деловому человеку, руководителю лучше всего иметь только обручальное кольцо. Чем скромнее одежда, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности — скрытый комплимент окружающим. Старомодно одетый руководитель может угодить в глазах окружающих в разряд консерваторов: костюмы вышли из моды и взгляды несовременны.
Имидж руководителя связан с теми местами, которые он посещает, с теми людьми, с которыми общается. Один свободное время проводит в театре, библиотеке, в путешествиях, другой — в пивном баре, забегаловке и т.д.
Имидж руководителя в глазах подчиненных имеет большое значение. Одежда — очень важная часть имиджа человека. Деловой костюм допускает более свободные сочетания. Необходимо учитывать гамму цветов: лучшее сочетание — оттенки коричневого и синего цветов, они придают облику руководителя авторитарность. Самая простая реализация такого сочетания в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально привлечь внимание, выделиться среди других. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При длительном выступлении яркие тонна и детали одежды вызывают нарастающее раздражение.
Можно представить краткий портрет преуспевающего делового человека, опираясь на исследования невербального и экспрессивного поведения.
Одет в отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. У него начищенные до блеска ботинки и аккуратная прическа. Приветливая улыбка на лице, он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре. Имеет все необходимые рабочие документы, которые выполнены на хорошей бумаге, и т.д.
Таким образом, внешние атрибуты для руководителя тоже имеют важное значение в формировании его облика как в глазах подчиненных, так и других окружающих.